Савва Мамонтов - промышленник и меценат, один из богатейших людей Российской Империи, он многое изменил в жизни страны. "Неистовый Савва" занимался развитием Крайнего Севера и запускал судоверфь на Неве. Он создал первую русскую частную оперу в Москве и сеть технических училищ в Костроме. Он издавал журнал "Мир искусств" и открывал новых гениев среди живописцев и музыкантов. Как любитель он пел оперные партии, писал пьесы, лепил из глины - и делал все это так, что восхищались профессионалы. Но главное, он стал покровителем нескольких поколений художников-передвижников.
Подмосковная усадьба Мамонтова Абрамцево превратилась, как бы сейчас сказали, в настоящий "культурный кластер" – и Дом художника, и Дом актера и Дом музыканта, все в одном. Москвичи не зря называли Мамонтова Саввой Великолепным, сравнивая его таким образом с меценатом времен итальянского Возрождения Лоренцо Медичи. У него в Абрамцеве сочиняли пьесы и стихи, музицировали, пели, рисовали, лепили, занимались мозаикой и другими ремеслами. "Савва Мамонтов не был в специальном смысле художник, – писал Василий Поленов, – а была в нем какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему талант возбуждать творчество других".
Здесь гостили, а порой и подолгу жили все самые знаменитые "селебрити" того времени. Особенную атмосферу этой живописной усадьбе придавали художники. Савва Мамонтов открыл в своей усадьбе студию-мастерскую. В любое время каждый из живописцев мог приходить сюда и творить. Сам Савва Иванович увлекся лепкой. И делал такие успехи, что его хвалил признанный корифей Марк Антокольский. Одно время миллионер даже хотел уйти от дел, чтобы стать профессиональным скульптором – жена отговорила.
Виктор Васнецов называл Мамонтова "творцом художественной среды" России своего времени. И действительно, в конце 19-го века, когда на смену императорскому академизму пришел реализм, а потом и модерн, творческая атмосфера Мамонтовского дома, где искусство не знало границ, послужила воспитанию гениальных художников.
Здесь создавались многие живописные шедевры – будущие жемчужины Третьяковки. Васнецов, Поленов, Левитан, Серов, Коровин, Врубель, Нестеров. У каждого из них с Саввой Мамонтовым и его подмосковной усадьбой связана важная часть творческой биографии.
В окрестностях Абрамцева Васнецов создавал этюды и для "Ивана-царевича", и для "Богатырей". В одном из многочисленных прудов он нашел натуру для своей знаменитой "Аленушки", а в соседнем селе Ахтырка - ее прототип, крестьянскую девочку с печальным взглядом.
Валентина Серова еще в детстве мать частенько оставляла у Мамонтовых, и он рос вместе с детьми хозяина дома – они называли его своим братом. После обучения в Академии художеств и поездки по Европе молодой Серов как-то приехал в Абрамцево на лето. И между делом написал свою главную картину – "Девочку с персиками".
Когда в имении решили построить храм, среди его гостей-художников объявили конкурс, который выиграл Виктор Васнецов – так здесь появилась церковь Спаса Нерукотворного, первое сооружение в стиле русского модерна. Целый год все жители Абрамцева были увлечены ее оформлением – проектировали, рисовали, красили, резали по дереву. Небольшая икона Богоматери, написанная тем же Васнецовым для абрамцевской церкви, потом послужит прообразом его знаменитой фрески в киевском Владимирском соборе.
Михаил Нестеров, работая над своей самой знаменитой картиной "Видение отроку Варфоломею", искал подходящий сюжету фон, как вдруг однажды увидел прямо с террасы абрамцевского дома такой пейзаж, "что лучше не выдумать" и запечатлел его на полотне.
У самого Мамонтова проявился талант и в драматургии, и в режиссуре. Он писал пьесы, а все жильцы и гости Абрамцева разучивали роли, по эскизам художников рисовались декорации и шились костюмы. Причем, премьеры были частыми - за год в усадьбе ставили больше десятка спектаклей. В начале 80-х годов хобби Мамонтова переросло в серьезный театральный проект. Он создал первую в России частную оперу.