Найти в Дзене
Samurai Cat

Японизм в творчестве Ван Гога

Японское искусство европейские художники открыли для себя в середине XIX века. После долгого периода самоизоляции во время самурайского правления Токугава, Япония была насильно «открыта» американской эскадрой коммодора Перри в 1854 г. С этого времени японское искусство стало доступно европейской общественности.

Уже в 60-е годы Винсент начинает собирать гравюры японских мастеров, таких как Утагава Хиросигэ, Кацусика Хокусай, Китагава Утамаро.

Винсент Ван Гог. «Куртизанка», 1887 г.
Винсент Ван Гог. «Куртизанка», 1887 г.

В 1887 году Ван Гог устраивает выставку собранных им гравюр в Париже, в кафе своей подруги Агостины Сегатори, портрет которой на фоне гравюр (1887), как и портрет Жульена Танги (продавец красок и картин, художник-любитель) того же года, будет в экспозиции в Амстердаме.

С 1887 по 1890 гг. Ван Гог пишет ряд работ, где копирует известные японские гравюры, а также пишет оригинальные работы, созданные в стиле этих гравюр. Он перенял определенную атмосферу и цвета, но даже в копировании картин японских мастеров он превносил свое собственное видение.

Утагава Хиросигэ, «Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ», 1857 (слева) и Винсент Ван Гог, «Мост под дождем (по мотивам Хиросигэ)» ,1887 (справа)
Утагава Хиросигэ, «Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ», 1857 (слева) и Винсент Ван Гог, «Мост под дождем (по мотивам Хиросигэ)» ,1887 (справа)
Винсент Ван гог, «Портрет «Папаши Танги», 1888 г. Жульен-Франсуа Танги - за отеческое отношение он получил среди художников и коллекционеров прозвище «Папаша Танги»
Винсент Ван гог, «Портрет «Папаши Танги», 1888 г. Жульен-Франсуа Танги - за отеческое отношение он получил среди художников и коллекционеров прозвище «Папаша Танги»
«Японское искусство чем-то напоминает греческую архаику, наших нидерландских старых мастеров, Рембрандта, Поттера, Халса, Вермеера, Остаде, Рейсдаля»
Винсент Ван Гог
Источник: Винсент Ван-Гог Письма в двух томах / Винсент Ван-Гог; пер., ст. и коммент. Н.М. Щекотова. - Москва-Ленинград : Academia, 1935

То, что восхищало его в этих изображениях, —это экспансии ярких цветов и детализированный рисунок природы. Работая в Арле, на юге Франции Винсент все чаще в своих письмах упоминает Японию, и его изображения природы проникнуты поисками нового стиля, как сам говорил Ван Гог «чистоту атмосферы и легкие цветовые эффекты».

Винсент Ван Гог «Цветение сливового сада (по мотивам Хиросигэ)» 1887 г.
Винсент Ван Гог «Цветение сливового сада (по мотивам Хиросигэ)» 1887 г.
«Мы любим японскую живопись, мы испытали ее влияние — у всех импрессионистов есть с ней что-то общее. Но почему мы не едем в Японию, точнее, в то место, которое является эквивалентом Японии — на юг Франции? Я верю, что будущее нового искусства лежит на юге»
Винсент Ван Гог
Источник: Винсент Ван-Гог Письма в двух томах / Винсент Ван-Гог; пер., ст. и коммент. Н.М. Щекотова. - Москва-Ленинград : Academia, 1935

Работая на юге Франции Ван Гог обращается не только к теме природы. Его привлекает идея обособленности буддийских монахов. Их образ всегда являлся символом умиротворения, отвлечения от мирских проблем и забот. Вполне возможно, что в поисках душевного равновесия Винсент обратился к этой теме не просто так. Его автопортрет 1888 г. с бритой головой, выполненный в светлых и мягких тонах, возможно говорит о попытках автора, также как и буддийских монахов обрести умиротворение и покой в собственной душе.

Винсент Ван Гог, Автопортрет, 1888 г.
Винсент Ван Гог, Автопортрет, 1888 г.

Нельзя понять творчество Ван Гога полностью, не изучив его так называемый «японский» период.

Он посещал галереи японского искусства в Париже и создавал свой образ Японии — изучая, коллекционируя гравюры и обсуждая их с другими художниками. Это дало искусству Ван Гога новое направление. В целом японское искусство оказало также огромное влияние на европейский импрессионизм.

После отъезда из Арля он все реже упоминает о Японии в письмах к Тео. Однако в его поздних картинах все так же появляются четкие темные контуры и плоскости ярких цветов. Видимо, взгляд на мир «японскими глазами» остался с художником до конца его дней.

Зародившись как развлекательное, японское искусство оказало огромное влияние на западное общество, стало катализатором развития новых художественных стилей и предопределило дальнейшее развитие искусства европейского.

Винсент Ван Гог, «Цветущий миндаль», 1890 г.
Винсент Ван Гог, «Цветущий миндаль», 1890 г.

Источники

  1. Винсент Ван-Гог Письма в двух томах / Винсент Ван-Гог; пер., ст. и коммент. Н.М. Щекотова. - Москва-Ленинград : Academia, 1935
  2. Кисилева А. Вдохновение Японией или история о том, как японская гравюра возродила западное искусство. «Японская лихорадка», 2017.

Автор: Тюрин Александр