Японское искусство европейские художники открыли для себя в середине XIX века. После долгого периода самоизоляции во время самурайского правления Токугава, Япония была насильно «открыта» американской эскадрой коммодора Перри в 1854 г. С этого времени японское искусство стало доступно европейской общественности.
Уже в 60-е годы Винсент начинает собирать гравюры японских мастеров, таких как Утагава Хиросигэ, Кацусика Хокусай, Китагава Утамаро.
В 1887 году Ван Гог устраивает выставку собранных им гравюр в Париже, в кафе своей подруги Агостины Сегатори, портрет которой на фоне гравюр (1887), как и портрет Жульена Танги (продавец красок и картин, художник-любитель) того же года, будет в экспозиции в Амстердаме.
С 1887 по 1890 гг. Ван Гог пишет ряд работ, где копирует известные японские гравюры, а также пишет оригинальные работы, созданные в стиле этих гравюр. Он перенял определенную атмосферу и цвета, но даже в копировании картин японских мастеров он превносил свое собственное видение.
«Японское искусство чем-то напоминает греческую архаику, наших нидерландских старых мастеров, Рембрандта, Поттера, Халса, Вермеера, Остаде, Рейсдаля»
Винсент Ван Гог
Источник: Винсент Ван-Гог Письма в двух томах / Винсент Ван-Гог; пер., ст. и коммент. Н.М. Щекотова. - Москва-Ленинград : Academia, 1935
То, что восхищало его в этих изображениях, —это экспансии ярких цветов и детализированный рисунок природы. Работая в Арле, на юге Франции Винсент все чаще в своих письмах упоминает Японию, и его изображения природы проникнуты поисками нового стиля, как сам говорил Ван Гог «чистоту атмосферы и легкие цветовые эффекты».
«Мы любим японскую живопись, мы испытали ее влияние — у всех импрессионистов есть с ней что-то общее. Но почему мы не едем в Японию, точнее, в то место, которое является эквивалентом Японии — на юг Франции? Я верю, что будущее нового искусства лежит на юге»
Винсент Ван Гог
Источник: Винсент Ван-Гог Письма в двух томах / Винсент Ван-Гог; пер., ст. и коммент. Н.М. Щекотова. - Москва-Ленинград : Academia, 1935
Работая на юге Франции Ван Гог обращается не только к теме природы. Его привлекает идея обособленности буддийских монахов. Их образ всегда являлся символом умиротворения, отвлечения от мирских проблем и забот. Вполне возможно, что в поисках душевного равновесия Винсент обратился к этой теме не просто так. Его автопортрет 1888 г. с бритой головой, выполненный в светлых и мягких тонах, возможно говорит о попытках автора, также как и буддийских монахов обрести умиротворение и покой в собственной душе.
Нельзя понять творчество Ван Гога полностью, не изучив его так называемый «японский» период.
Он посещал галереи японского искусства в Париже и создавал свой образ Японии — изучая, коллекционируя гравюры и обсуждая их с другими художниками. Это дало искусству Ван Гога новое направление. В целом японское искусство оказало также огромное влияние на европейский импрессионизм.
После отъезда из Арля он все реже упоминает о Японии в письмах к Тео. Однако в его поздних картинах все так же появляются четкие темные контуры и плоскости ярких цветов. Видимо, взгляд на мир «японскими глазами» остался с художником до конца его дней.
Зародившись как развлекательное, японское искусство оказало огромное влияние на западное общество, стало катализатором развития новых художественных стилей и предопределило дальнейшее развитие искусства европейского.
Источники
- Винсент Ван-Гог Письма в двух томах / Винсент Ван-Гог; пер., ст. и коммент. Н.М. Щекотова. - Москва-Ленинград : Academia, 1935
- Кисилева А. Вдохновение Японией или история о том, как японская гравюра возродила западное искусство. «Японская лихорадка», 2017.
Автор: Тюрин Александр