Найти тему

В КОБУДО НЕТ СТОЕК

Хотя кобудо часто называют «продолжением безоружных техник каратэ», на самом деле кобудо – это расширение концепций каратэ, а не какие-то определенные стойки и техники.
Я хорошо помню тот день, когда мой инструктор впервые сказал, что «в кобудо стоек нет». Моим инструктором был Одо Сэйкити, глава стиля окинавского кэнпо каратэ и кобудо, считающийся одним из лучших мастеров кобудо на Окинаве. В то время, будучи убежденным традиционалистом, воспитанным на незыблемости базовых техник, я сначала подумал, что у меня проблемы со слухом, и что я просто неправильно понял его слова, поскольку английский не был его родным языком, а японский моим. Однако со временем я начал понимать, что не ослышался, и что мое прежнее мнение о том, что «кобудо – это продолжение каратэ», было неверным.
Давайте начнем рассмотрение этого утверждения с краткого обзора истории развития окинавского кобудо.

История развития кобудо

Многовековое изучение древних оружейных боевых искусств и связанных с ними техник привело к развитию множества школ и систем. Их можно разделить на две группы: бугэй или будзюцу – боевые искусства и будо – боевой путь. Будо развилось из форм бугэй и «дзюцу». Окинавцы называют эти формы «кобудо» - «древнее искусство владения оружием».

Около 400 лет назад Япония начала устанавливать контроль над островом Окинава, окончательно завоевав его в 1609 году. Одним из эдиктов после завоевания окинавцам предписывалось сдать свое оружие японцам. Этот шаг показывает, что японские имперцы слабо понимали окинавский образ мышления и были практически лишены реалистичного политического предвидения. Они полагали, что для получения политического и финансового контроля над упрямым островным народом следует его всего лишь разоружить. Японцы не предполагали, что жители Окинавы настолько патриотичны и свободолюбивы, что готовы пойти на все, дабы обмануть захватчиков и/или спрятать оружие, необходимое им для борьбы с угнетателями. И вот, оружие стали называть «сельскохозяйственный инвентарь», но в глубокой тайне непокорное население обучалось его применению. Вскоре мастера боя с оружием стали самой страшной силой в битве за политическую независимость, их боялись японцы и боготворили жители Окинавы, которых они защищали.

Сегодня Окинава пережила собственную индустриальную революцию, и большинство примитивных сельскохозяйственных орудий были заменены механическими и/или электроинструментами. Тем не менее, история этого оружия по-прежнему является частью богатого наследия традиционных окинавских боевых искусств и не менее важна, чем их физические аспекты.

Сегодня практикующие кобудо, подобно своим предшественникам из древности, совершенствуют технику владения оружием, шлифуя ката, созданные специально для обучения и совершенствования направленных движений, переходных движений, выравнивания тела, баланса, грации и координации между телом и оружием.

Хотя формально это не является частью каратэ, мы должны признать, что практика окинавского кобудо почти неотделима от него с исторической точки зрения. На Окинаве практикующие каратэ обычно в той или иной мере занимаются кобудо. Большинство из них владеют, как минимум, несколькими видами оружия, но лишь немногие используют весь арсенал на высоком уровне.

Основное различие между практикой каратэ и кобудо заключалось в том, что практика кобудо не была так же систематизирована, как каратэ. Практика кобудо, как правило, была сосредоточена в отдельных «ассоциациях кобудо». Однако со временем само существование этих организаций положило начало тенденции к систематизации тренировок, техник и ката кобудо, как правило, вокруг «линий передачи» без привязки к каратэ, поскольку практикующие кобудо принадлежали к разным школам каратэ. Примеры таких «линий передачи» это, например, направления Тайры, Матаёси, Одо, Мотобу-рю, Тинэн (Ямани-рю), Куниёси (Хонсин-рю) и Уфутику.

При этом на некоторые линии передачи кобудо сильно повлияли стилистические предпочтения (в каратэ) его практикующих. Ключевым моментом здесь является то, что стилистические предпочтения каратэ только повлияли, но не доминировали в практике кобудо. Поэтому я утверждаю, что концептуальные аспекты практики кобудо важнее различных стилистических технических особенностей каратэ: когда мы рассматриваем основные концепции, кобудо остается кобудо — оно либо работает, либо нет.

Роль стоек

Поскольку в разных стилях каратэ стойки различаются - от длинной дзэнкуцу-дати к средней сэйсан-дати и короткой сантин-дати, мы должны понять, какова основная задача стойки.

Основная задача всех стоек очень проста: обеспечить устойчивость тела, т.е. баланс. Различия по длине стойки не важны, это всего лишь стилистические предпочтения. Баланс, обеспечиваемый различными стойками, позволяет практикующему осуществлять «контроль над центральной линией». В каратэ «контроль центральной линии» достигается за счет размещения рук «на страже» между собой и противниками. Без прочного сбалансированного фундамента охранные позиции становятся неэффективными. Возможно, требуется внести небольшие коррективы в «защитные» позиции в зависимости от типа используемой стойки (длинная или короткая), чтобы каратист сохранял правильный и эффективный контроль над центральной линией. Это понятие не стилистическое, это просто хорошее каратэ.

Типичные стойки каратэ: дзэнкуцу-дати, сэйсан-дати и нэкоаси-дати
Типичные стойки каратэ: дзэнкуцу-дати, сэйсан-дати и нэкоаси-дати

В кобудо также существует концепция «контроля центральной линии». Разница в том, что в этом случае «управление» осуществляется «оружием», а не руками. На самом деле, эта точка зрения породила первоначальное заблуждение многих практикующих каратэ о том, что «оружие — это просто продолжение техники каратэ». Ключевым моментом здесь является то, что мы не должны упускать некоторые другие ключевые концепции практики кобудо.

Стойки каратэ и кобудо — на этом фото показаны расслабленные боевые позиции с бо. Стандартная стойка каратэ (слева) приводит к тому, что бо не контролирует
центральную линию. Скорректированная, более узкая стойка (справа) позволяет
естественно контролировать центральную линию с помощью бо.
Стойки каратэ и кобудо — на этом фото показаны расслабленные боевые позиции с бо. Стандартная стойка каратэ (слева) приводит к тому, что бо не контролирует центральную линию. Скорректированная, более узкая стойка (справа) позволяет естественно контролировать центральную линию с помощью бо.

Другие ключевые моменты

Другими ключевыми моментами в кобудо можно назвать устранение мишени, естественно расслабленные движения, углы атак и дистанцию. Смысл понятия «устранение мишени» становится понятен любому, кто вступал в схватку с оружием. Просто здравый смысл — представить противнику наименьшую возможную мишень, а при атаке иметь возможность убрать ее от противника. Таким образом, мы уходим от картинки «Маленький Джон и Робин Гуд» с двумя людьми, колотящими друг друга палками, к возможности «ускользнуть от атаки» и контратаковать.

Чтобы быть в состоянии сместить мишень, мы должны научиться двигаться естественным, расслабленным образом: поток следует за концентрацией. Техника владения оружием должна быть больше связана с точностью, чем с ударом дубиной или силой.

Угол атаки также чрезвычайно важен и связан с эффективной «дальностью оружия». Различные виды оружия окинавского кобудо можно классифицировать как длинное (нунти бо, яри бо, бо, и.т.д.), среднее (саи, тонфы, камы, нунтяку, нунти саи, и.т.д.) и короткое (тэкко, и.т.д.). Очевидно, что если у вас оружие средней или малой дальности, а вы сталкиваетесь с противником с длинным оружием, то в лучшем случае сможете лишь защищаться. Чтобы контратаковать, вам нужно приблизиться к противнику, и атака под углом — лучший способ добиться этого.

Наконец, обращу ваше внимание на ката традиционного окинавского кобудо. Мы видим, что в подавляющем большинстве случаев (вне зависимости от направления кобудо) атака проводится в виде одностороннего выпада, когда впереди находятся одноименные рука и нога. Это не просто случайность, а необходимость, поскольку речь идет об удалении цели, дистанции и угле атаки.

Модификация стоек

Для практикующего окинавское кобудо важным моментом является не то, какой стиль каратэ он изучает, а, скорее, понимание, что для того, чтобы кобудо работало и приносило максимальную отдачу, необходимо следовать концепциям, указанным выше.

Теперь мы возвращаемся к теме этой статьи - «в кобудо стоек нет». Это утверждение не означает, что позиций не существует - как мы уже обсуждали, важная роль стоек состоит в том, чтобы обеспечить базу для баланса и движения. Имеется в виду, что стандартные стойки каратэ не используются в окинавском кобудо. Концепция стойки есть, но их технические аспекты должны быть изменены. Помните, что в каратэ мы используем руки, чтобы выполнять позиции «на страже» из разных стоек. В кобудо, поскольку расстояние между «защитной» частью оружия и телом больше, чем в каратэ, в стойку вносятся коррективы, для обеспечения эффективного контроля центральной линии.

Уровень изменений стоек зависит от длины оружия. При использовании оружия ближней дистанции, такого как тэкко (железные кастеты), изменения незначительны, поскольку оружие находится близко к телу. С повышением дистанции, как в случае с бо, например, адаптация стойки становится более значительной. Во всех случаях конечный результат один: эффективный контроль центральной линии из естественного положения.

Изменение ширины стойки в зависимости от длины оружия На этой фотографии показаны откорректированные стойки, необходимые для
обеспечения контроля центральной линии в защитной позиции. Чем больше радиус
действия оружия, тем уже стойка.
Изменение ширины стойки в зависимости от длины оружия На этой фотографии показаны откорректированные стойки, необходимые для обеспечения контроля центральной линии в защитной позиции. Чем больше радиус действия оружия, тем уже стойка.

Первая область корректировки всех направленных вперед стоек кобудо — это повышенный акцент на положении «голубиной лапки» передней ноги.

Поворот передней стопы внутрь и сгибание переднего колена так, чтобы оно оказалось над большим пальцем опорной стопы, не только обеспечивает защиту внутренней части ноги от атаки, но и убирает переднюю ногу с траектории оружия во время блокировки или атаки. Последний момент очень важен, поскольку чем ближе «взмах» нашего оружия приближается по прямой линии к цели, тем большую мощь он развивает. Кроме того, такое положение передней ноги обеспечивает прекрасную основу для поворота тела при удалении мишени.

Второй момент в корректировании стойки – это ее ширина и положение бедер. Обычно правильной шириной передней стойка каратэ (сэйсан-дати или дзэнкуцу-дати) является ширина плеч. В кобудо ширина стойки меньше ширины плеч, а бедра находятся в более открытом положении. Таким образом, типичные средние и дальние передние стойки, как правило, уже и длиннее, чем их аналоги в каратэ. Именно благодаря этим корректировкам кобудока может сохранять контроль над средней линией и минимизировать цель в естественной и расслабленной манере.

Что касается использования в кобудо нэкоаси-дати («кошачьей стойки»), то здесь мы также видим необходимость корректировки. Стандартная нэкоасидати из каратэ представляет собой слишком большую мишень и не позволяет эффективно контролировать центральную линию. Коррекция здесь заключается в смещении задней (опорной) ноги в положение, направленное на 90 градусов от противника, и раскрытие бедер в том же направлении. Эту позицию иногда называют «окинавской задней стойкой», поскольку она встречается в некоторых стилях окинавского каратэ. Она позволяет практикующему «прятаться» за оружием и облегчает прикрытие центральной линии и зон защиты.

Корректировка нэкоаси-дати для бо. Слева показана классическая нэкоаси-дати из каратэ - задняя нога под углом 45 градусов, оби направлен под углом вперед. В ней
отсутствует контроль центральной линии. В исправленном варианте (справа)
положение задней ноги и бедра позволяет контролировать центральную линию.
Корректировка нэкоаси-дати для бо. Слева показана классическая нэкоаси-дати из каратэ - задняя нога под углом 45 градусов, оби направлен под углом вперед. В ней отсутствует контроль центральной линии. В исправленном варианте (справа) положение задней ноги и бедра позволяет контролировать центральную линию.

Если вы не скорректируете свои позиции, то столкнетесь с ситуацией «выиграть битву, но проиграть войну». Под этим я подразумеваю, что, используя стандартную стойку каратэ в кобудо, вы будете представлять большую мишень для противника и в то же время вам будет труднее сохранять контроль над центральной линией. Когда начнется атака, вам придется очистить большую область защиты своим блоком и, в результате, оставить больше места для последующей атаки — таким образом, вы окажетесь в ситуации, когда проводите свой первый блок, но оказываетесь поражены следующей атакой: победа в битве, поражение в войне!

Итак, в заключение. Хотя в окинавском кобудо стойки и существуют, они не такие же, как те, что используются в безоружном бою. Концепции те же, но иное техническое исполнение. Таким образом, возможно, лучшим описанием «кобудо» было бы сказать, что это «расширение основных концепций каратэ, а не основных его техник».

На прилагаемых фотографиях представлен обзор различных ограничений стандартной стойки и рекомендуемых модификаций, которые помогут вам получить больше от практики кобудо.

Смещение цели вбок: бо против бо

Противник атакует уколом в лицо. Г-н Хейлман смещается в сторону в нэкоаси-дати и выполняет блок внутрь.
Противник атакует уколом в лицо. Г-н Хейлман смещается в сторону в нэкоаси-дати и выполняет блок внутрь.
-6
Коротким вращением кисти блок превращается в удар по передней руке противника, после чего тот оказывается обезоружен.
Коротким вращением кисти блок превращается в удар по передней руке противника, после чего тот оказывается обезоружен.

Смещение цели назад: бо против бо

-8
Г-н Руперт атакует ногу. Г-н Хейлман смещается назад и в сторону и наносит блокирующий удар, который выводит его в выгодную позицию для контратаки.
Г-н Руперт атакует ногу. Г-н Хейлман смещается назад и в сторону и наносит блокирующий удар, который выводит его в выгодную позицию для контратаки.

Смещение цели вперед: бо против бо

Г-н Мойер атакует ударом сверху. Г-н Хейлман смещается наружу и наносит удар в ведущую руку, после чего выбивает шест из рук противника.
Г-н Мойер атакует ударом сверху. Г-н Хейлман смещается наружу и наносит удар в ведущую руку, после чего выбивает шест из рук противника.

Смещение цели вперед: тонфа против бо

Г-н Хейлман находится в невыгодном положении из-за большей длины оружия противника. Г-н Руперт делает шаг вперед и наносит удар шестом сверху. Г-н Хейлман
смещается вперед, на неэффективную дистанцию для бо, но эффективную для тонфы и
выполняет комбинацию блок-удар
Г-н Хейлман находится в невыгодном положении из-за большей длины оружия противника. Г-н Руперт делает шаг вперед и наносит удар шестом сверху. Г-н Хейлман смещается вперед, на неэффективную дистанцию для бо, но эффективную для тонфы и выполняет комбинацию блок-удар

Смещение цели вперед: тэкко против бо

Противник атакует уколом в лицо. Г-н Хейлман смещается под углом вперед (чтобы выйти на неэффективную для бо дистанцию), блокирует шест и наносит удар по почке
противника.
Противник атакует уколом в лицо. Г-н Хейлман смещается под углом вперед (чтобы выйти на неэффективную для бо дистанцию), блокирует шест и наносит удар по почке противника.

Об авторе

Г-н С. Брюс Хейлман занимается боевыми искусствами с 1961 года и является автором многочисленных статей о традиционных искусствах Окинавы, опубликованных во всем мире. Он выпустил серию из 13видеокассет «Изучая Окинава Кэнпо» для Panther Productions. Он является владельцем федеральной торговой марки «Окинава Кэнпо Каратэ Кобудо».

Г-н Хейлман является обладателем титула ханси и 9 дана по каратэ и кобудо. Он основатель и президент Международной федерации каратэ-кобудо, сооснователь и вице-президент Всемирного союза федераций боевых искусств, председатель правления Кобудо Альянса каратэ США, вице-президент Федерации Юданся Кобудзюцу каратэ-до, член правления Международной федерации Сёрин-рю каратэ-кобудо, технический советник в Международном исследовательском обществе Рюкю каратэ и член Международной федерации боевых искусств. Он также был членом правления OKKKF Мастера Одо.

ИСТОЧНИК: журнале Bugeisha, выпуск №7 за 1998