Проходя мимо мозаичного панно в метро Новослободская, все думают, что перед ними простая советская женщина с ребенком, крестьянка или работница.
Кто же еще может быть изображен на станции метро, открытой в 1952 в Советском союзе?
Но художник, создавший панно, явно представлял себе не образ простой советской труженицы.
Автор панно Павел Корин был потомственным иконописцем. Правда, еще до революции начал работать как светский художник.
Но любовь к иконописи пронес через всю жизнь. Он собрал крупнейшую коллекцию икон, которую передал в Третьяковскую галерею.
И работая над панно для станции метро он явно представлял себе Богородицу. Даже цвета одежды выдержаны по всем правилам иконографии.
В первоначальном варианте наместе, где на иконах должен бы располагаться Бог-отец, был медальон со Сталиным. И именно к нему тянулись руки ребенка. Отец народов все-таки.
Это прямо какая-то фишка того времени. Булгаков, например, в своей последней пьесе описал Сталина в образе Христа.
При Хрущеве художник панно переделал. И вместо Сталина появились голуби, которые тоже обычно символизируют Бога.
Но даже без Сталина Хрущеву панно не давало покоя именно из-за слишком сильного сходства женщины с Богоматерью.
Пришлось панно закрыть щитом, а сказать, что оно уничтожено.
А бывшего семинариста Сталина такая Богоматерь ничуть не расстраивала.