В ранних публикациях мы уже знакомились с лидером "Ташкент" и процессом его создания и в вода в строй советского флота. И сегодня, 9 мая, в день Победы решили вспомнить его боевой путь, ведь так сложилось, что уже через короткое время после ввода в строй кораблю пришлось принять участие в боевых действиях начавшейся войны.
Лидер был принят в состав флота в Одессе, вступил в строй 22 октября 1939 года и был зачислен в состав Черноморского флота СССР. Однако после этого официального акта были продолжены испытания нового лидера, ведь в тот период рассматривался вопрос о постройке целой серии кораблей подобного типа. Можно встретить упоминание факта, что «итальянец» вызывал интерес у самого И.В. Сталина, который будучи в Крыму или на Кавказе выходил на этом корабле в море (подтверждающих данных нам найти не удалось).
Серия испытаний позволила выявить и оценить как реальные боевые возможности, так и факт возможной диверсии. Как оказалось, в ходе испытаний не удавалось развить полный ход из-за перегрева упорного подшипника второй машины. Причины неисправности были выявлены после вскрытия подшипника, где оказались куски картона, а из масляной магистрали извлекли картонный лист, свернутый в трубку. Есть предположение, что расчет был следующий – на большом ходу напор масла вытолкнет лист картона к подшипнику и выведет его из строя, тем самым корабль лишится хода, что в бою неминуемо приведет к его гибели.
В этот период за кораблем и закрепилось необычное название – «голубой крейсер», дело в том, что «Ташкенту» оставили голубоватый защитный цвет окраски корабля, принятый в итальянском королевском флоте, чем он и отличался от кораблей ЧФ, имевших «шаровую» (серо-стальную) окраску.
Командиром лидера в тот период был назначен капитан 3-го ранга В.Н. Ерошенко, который и командовал кораблем в самые напряженные периоды его службы. Как отмечал В.Н. Ерошенко: «… Понравились мне и ходовой мостик, и очень удобная рубка, и протянувшийся вдоль всего корабля штормовой коридор… Непривычно просторными показались машинные отделения, где часть вспомогательных механизмов разместилась под съемным настилом». В то же время в сравнении с лидером «Москва», которым командовал раньше Ерошенко, он не увидел «чего-то необыкновенного».
Отметим, что ходовые испытания лидер проходил с установленным на нем временным комплектом вооружения – тремя 130-мм орудийными установками Б-13, и только по завершении цикла ходовых испытаний в начале февраля 1941 года «Ташкент» пришел на завод № 198 в Николаеве для установки штатного вооружения и некоторой другой техники. В начале июня на корабле наконец- то были установлены башни главного калибра Б-2-ЛМ-И, которые несколько отличались от серийных и получили литеру «И» (итальянская). Особенностью башен «Ташкента» было, что раздельные снарядный и зарядный погреба имелись лишь у носовых башен, а для кормовой башни снаряды и заряды хранились в одном погребе. Также от серийных, башни отличались отсутствием дальномеров, однако предусматривались автоматы стрельбы. В этот же период 45-мм полуавтоматические установки 21-К заменили на 37-мм автоматы 70-К, однако это не значительно повысило эффективность зенитного огня. Капитан 3-го ранга В.Н. Ерошенко писал позже: «… Наши 37-мм автоматы оказались недостаточно сильным оружием против новейших самолетов. Об этом и до войны заходила иногда речь в товарищеском командирском кругу. Но слишком громко выражать сомнения в совершенстве какого-либо вида нашего оружия было, так сказать, не в духе того времени. И приходилось успокаивать себя тем, что высшему начальству, наверное, виднее…». Эти предположения получили подтверждение с первых дней войны.
На полубаке, крыльях мостика и в кормовой части надстройки стояли шесть зенитных 12,7-мм пулеметов ДШК – по современным оценкам тоже слабое «утешение». Однако можно вспомнить, что эсминцы «Фубуки» (1-я и 2-я серии) в 1939-1940 годах несли всего по одному спаренному 13,2-мм зенитному пулемету, и 1-2 спаренных 13,2-мм пулемета были основным зенитным вооружением японских ЭМ этого типа в течение всей кампании у Гуадалканала, а ведь это уже осень 1942 года! Так что все познается в сравнении.
Начало войны застало лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» в Николаеве, в доке завода имени 61 коммунара. В ночь на 22 июня лидер вывели из дока, и вскоре он перешел в Севастополь. В июле 1941 года «Ташкент», еще не полностью укомплектованный личным составом, был включен в состав 2-го дивизиона эсминцев эскадры Черноморского флота СССР. В Севастополе лидер стал в плавучий док для осмотра донной арматуры, после чего силами Крымского предприятия ЭМТ и завода № 201 на лидер эсминцев «Ташкент» установили размагничивающее устройство системы ЛФТИ, проложив его обмотку вдоль ватервейсов – желобов, предназначенных для стока воды с палубы. И только в середине августа корабль был полностью готов к боевым действиям.
Первый, «по-настоящему боевой» выход в море состоялся 19 августа 1941 года, когда единственный раз в своей короткой военной биографии лидер ЭМ «Ташкент» использовался по назначению. В этом походе он вместе с эсминцами «Бодрый», «Безупречный» и «Беспощадный» составил боевую группу для поиска и уничтожения кораблей и транспортов противника в западной части Черного моря, закончившийся ввиду отсутствия таковых безрезультатно. При возвращении из боевого задания группа произвела обстрел позиций противника на побережье. С дистанции в 90 кабельтовых кораблями группы было выпущено 450 фугасных 130-мм снарядов, после чего в полном составе группа покинула район стрельб и ушла полным ходом в Севастополь.
Утром 29 августа 1941 года лидер ЭМ «Ташкент» в составе группы из шести боевых кораблей: крейсера «Червона Украина», эсминцев «Фрунзе», «Шаумян», «Смышленый», быстроходного тральщика № 27, а так же 7 торпедных катеров, транспорта «Абхазия» и танкера «Москва» прибыл в осажденную Одессу. С внешнего рейда Одессы боевыми кораблями был произведен обстрел войск и позиций противника, подошедшего к городу. К вечеру этого же дня, примерно в 17.03 лидеру удалось подавить артиллерийскую батарею противника, которая вела огонь по эсминцу «Фрунзе» и крейсеру «Червона Украина». Это был первый опыт ведения огня по береговым целям по наведению корректировочного поста. Расход боеприпасов при этом составил 120 снарядов (97 – по другим данным). Огонь велся четырехорудийными залпами каждые 15 секунд на малом ходу (16 узлов) с дистанции 65 кабельтовых. Стрельба лидера получила высокую оценку командования. После успешного выполнения боевого задания лидер ЭМ «Ташкент» вошел в Одесский порт и ошвартовался к причалу холодильника.
На следующий день, 30 августа 1941 года лидер «Ташкент», в составе группы боевых кораблей: крейсера «Червона Украина», эсминца «Дзержинский», канонерских лодок «Красная Армия» и «Красная Грузия» получил боевую задачу по уничтожению вражеской 152-мм артиллерийской батареи, располагавшейся восточнее поселка Новая Дофиновка. Стрельба велась на скорости 6 узлов, при этом лидер маневрировал на внешнем рейде Одессы, имея в действии только котлы № 2 и № 3 и ГТЗА, работающую в экономичном режиме (возможная скорость до 24 узлов).
В 15.42 над кораблем внезапно были замечены три немецких бомбардировщика Ю-88, которые в 15.45 с горизонтального полета на курсовом угле 90º атаковали лидер с большой высоты (около 4 000 м), сбросив двенадцать 250-килограммовых фугасных бомб. Благодаря быстрым и умелым действиям командира и шквальному огню, который открыли зенитчики, «Ташкент» смог уклониться от прямых попаданий, однако одна бомба разорвалась вблизи корпуса, и сильный гидравлический удар нанес значительные повреждения. Лидер резко отбросило влево, а на верхнюю палубу обрушились каскады воды. По поступившим докладам, по правому борту в районе 192-205 шпангоутов образовалась пробоина. Кубрики команды № 3 и № 4 (по другим данным № 4 и № 5) оказались затопленными, а на полубаке образовался поперечный гофр, грозивший надломом корпуса корабля. Были убиты 2 и ранены 7 человек, один пропал без вести.
Корабль стал плохо слушаться руля (перестала действовать рулевая машина), начал расти дифферент на корму (на 0,15 м), погасло освещение, что, впрочем, вскоре удалось восстановить. Корабль остановился, и если бы последовал повторный налет, последствия могли быть катастрофичными.
Началась борьба экипажа за живучесть. На боевых постах восстановили давление пара, что позволило задействовать отливные средства (главный и два переносных эжектора) для осушения затопленных помещений, ввели в действие рулевую машину. Личный состав подкрепил переборки в румпельном и близлежащих отделениях, а также в помещении коридора валопроводов, но из-за опасения повреждения гребных валов лидер не мог развить скорость более 12 узлов. Командир лидера эскадренных миноносцев «Ташкент» капитан 3-го ранга В.Н. Ерошенко принял решение о самостоятельном возвращении в Одессу, предварительно завершив обстрел вражеских позиций. Вечером 30 августа в 17.30 лидер прибыл к Воронцовскому маяку Одессы и далее без помощи буксиров пришвартовался у причала.
Сразу по прибытии лидера «Ташкент» в Одесский порт спасательным отрядом Одесской военно-морской базы был произведен осмотр подводной части корабля. Водолазный осмотр показал, что пробоина в корпусе имеет диаметр почти 8 метров (по другим данным – 8 м2, или 2х4 м), и средств Одесской военно-морской базы для ремонта корабля явно недостаточно. Поэтому было решено отправить лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» в сопровождении эсминца «Смышленый» и малых охотников в Севастополь для ремонта. После установки дополнительных подкреплений в поврежденных отсеках и других мероприятий в 23 часа 10 мин 30 августа лидер «Ташкент» портовыми буксирами был выведен на внешний рейд Одессы, и он в сопровождении кораблей охранения 12-узловым ходом направился в Севастополь.
31 августа 1941 года в 20 часов 09 минут лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» прибыл в главную военно-морскую базу Черноморского флота СССР Севастополь. В Севастополе с корабля выгрузили артиллерийский боезапас, торпеды, топливо и снаряжение. Для докования «Ташкента» использовали Западный сухой док и применили так называемый «смешанный» способ постановки – мальтийский со специально изготовленными клетками под носовую и кормовую оконечности.
При осмотре в доке Морского завода выяснилась следующая картина повреждений. Пробоина (общей площадью 35 м2) в подводной части корпуса по правому борту протянулась от мортиры до кронштейна гребного вала. Глубина вмятины достигала двух метров, а весь бортовой набор (с обоих бортов) был поврежден и деформирован с 134 по 205 шп. Киль оказался не только перебит, но и вогнут в одном месте внутрь почти на 530 мм. В доке корма просела (на 558 мм) и оба бортовых валопровода не проворачивались. Палубу над двумя кормовыми кубриками вырвало совсем. Ширина гофра на верхней палубе составила 300 мм. Магистрали и нефтяные цистерны (№ 62 и № 63) разрушены. Выявились и более мелкие повреждения, отмечалось ослабление многих заклепок и швов наружной обшивки корпуса. Но основные механизмы лидера не пострадали или получили незначительные повреждения.
По меркам мирного времени на устранение таких повреждений требовалось бы не менее пяти месяцев, причем предлагалось даже отделение кормовой оконечности в месте перелома, а после устранения всех неисправностей – соединение частей корпуса вместе. Однако по предложению заводского инженера П.И. Криницкого решили ремонтировать корабль прямо в доке, подняв корму домкратами, что давало существенный выигрыш во времени – по предварительным расчетам работы можно было выполнить за 45 суток. Для работ было выделено более 100 рабочих, которые сразу приступили к восстановлению корабля, были организованы ночные работы, причем с соблюдением светомаскировки. Мощные гидравлические домкраты (200-250 т) подняли корму лидера, после центровки которой удалось провернуть гребные валы. Расточили и наплавили втулки гребных винтов, заделали пробоины, смонтировали на корме 76,2-мм двухорудийную установку 39-К, предназначавшуюся для строившегося эсминца проекта 30 «Огневой».
Интересно, что вариант с размещением дополнительной башни с зенитными орудиями возник совершенно случайно. Недостроенный эсминец «Огневой» был переведен в Севастополь из Николаева и имел на корме башню с зенитными орудиями. Во время ремонта «Ташкента» на заводе в Севастополе решили эту артустановку весом 12,5 т разместить на лидере для усиления зенитного вооружения. Артустановка 39-К имела два 76,2-мм/55 орудия, обеспечивала дальность стрельбы по горизонтали до 13 км, по высоте – до 9,8 км, скорострельность – 20 выстрелов в минуту на ствол. Башня имела электрический и ручной приводы наведения, угол горизонтального наведения – 360 градусов, вертикального – от -5 до +85 градусов. Боевой расчет – 15 человек. Так лидер «Ташкент» получил дополнительное вооружение в ходе своего восстановительного ремонта.
10 октября 1941 года лидер вывели из дока и для завершения ремонтных работ ошвартовали в Южной бухте у заводской стенки. Окончание работ, выполненных, кстати сказать, строго в намеченный срок, совпало с перебазированием флота. Захват противником крымских аэродромов дал возможность немецкой авиации совершать массированные налеты на Севастополь. 31 октября на «Ташкенте» были завершены ремонтно-восстановительные работы, и корабль срочно приступил к приему топлива и боеприпасов. В ночь на 1 ноября 1941 года лидер снялся с якоря и, проведя по пути импровизированные ходовые испытания, вместе с отрядом кораблей ЧФ (линкор «Парижская коммуна», крейсер «Молотов», ЭМ «Сообразительный», 3 ПЛ, 13 ТКА) прибыл в Поти, а оттуда почти сразу же перебазировался в Батуми.
С этого времени лидер вместе с эсминцами и сторожевыми кораблями использовался для охранения конвоев, доставлявших в Севастополь пополнение и вывозивших на Кавказ промышленное оборудование, тылы флота и гражданское население.
19 ноября 1941 года лидер «Ташкент» с грузом боеприпасов вышел в Севастополь, а 21-го уже обстреливал позиции германских войск, маневрируя за внутренней кромкой минного заграждения. После обстрела вражеских позиций ошвартовался у причала Угольной стенки, произвел разгрузку доставленного боезапаса, принял на борт раненых и эвакуируемых (около 400 человек) и на следующий день покинул Севастополь, взяв курс на Батуми. Боевые будни продолжились...
Окончание следует...
Источники: Айзенберг, Б. Лидер Чёрного моря/ Б.А.Айзенберг, В.В.Костриченко.- Харьков: ВМИО «Фарватер».- 1998. - 80 с.; Афонин, Н. Лидер «Ташкент»/ Н.Н.Афонин// Мидель-шпангоут, № 15 – 2008. – 72 с.; Ерошенко, В. Лидер «Ташкент»/ В.Н.Ерошенко - М.: Воениздат, 1966.- 232 с.; Качур, П. «Гончие псы» Красного флота. Лидеры Великой Отечественной. «Ташкент», «Баку», «Ленинград» /П.И.Качур — М.; Яуза; Коллекция; Эксмо; 2008. - 144 с.; Качур, П. Лидеры эскадренных миноносцев ВМФ СССР /П.И.Качур, А.Б.Морин - СПб.: Остров, «ЛеКо». - 2003. - 240 с.; Муру, Н. Гибель и подъем лидера «Ташкент»/ Н.П.Муру// гангут, № 37- 2006.- с.98-105.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.