Жак Аттали — французский экономист, банкир, писатель и политический деятель. Член Бильдербергского клуба, фанатичный идеолог глобализации, визионер, автор нескольких десятков книг про «проектирование будущего». Его называют одной из наиболее влиятельных фигур нашего времени, бессменным советником президентов Франции, начиная с Франсуа Миттерана, выразителем интересов клана Ротшильдов, масоном, иллюминатом, и даже сторонником Третьего рейха. Ему периодически приписывают одиозные высказывания, которых он не произносил. Его много критикуют за образы будущего, которые он создаёт с большим энтузиазмом, но определённая часть общества воспринимает их как постапокалиптические видения на тему окончательного порабощения бедных богатыми и установления глобального мирового порядка.
20 мая 2021 года на ютуб-канале TEDx Talks было выложено короткое шестиминутное выступление Жака Аттали про «смену кодов». Любители конспирологии окрестили этот ролик шоковым и галлюцинаторным, увидев в нём призывы превратить людей в артефакты, изменить наш генокод путём вакцинации, запретить промышленность и погрузить человечество во мрак товарного и энергетического дефицита.
Всё это очень плохие перспективы, но Аттали говорил совсем не об этом. Ниже текст этого выступления приводится полностью, с комментариями. Если понимать его буквально, не пытаясь додумывать и вычитывать между строк, то оно неплохо укладывается в рамки цивилизационной идеологии, а отдельным высказываниям можно и поаплодировать.
За экономику жизни
Нас ожидает смена кодов. Кодов чего? Дресс-кода, кода питания, своих секретных кодов, кодов в своём телефоне, кодов… чего еще? Всевозможных правил, подобных программному коду: общественных норм, правил поведения по отношению друг к другу, правил вежливости, правил дорожного движения… Кодов, по которым мы живем. Нужно ли нам менять свод законов и правил, по которым управляется наше общество? Несомненно. Есть множество вещей, которые должны быть изменены.
Аттали обращается в первую очередь к французам — этим вечным революционерам, борцам за справедливость, равенство и братство. Хочет оправдать перед ними свои богатства, свою элитарность? Несомненно. Смотрите, я тоже революционер, я хочу всё менять.
Впрочем, цивилизационная идеология также говорит о справедливости, о смене системы ценностей, стиля жизни и потребления, принципов принятия решений, управления и ведения бизнеса, о воспитании нового человека, о постепенной гармонизации социальной жизни, экономики и политики через изменение культурного кода.
Во французском языке всё перечисленное действительно называется «кодом». Аттали играет словами — подводит под общий заголовок «смены кодов» (changer des codes) и навязывает аналогию с программированием, кодом компьютерной программы. Но если говорить о нормах, правилах и законах в человеческом обществе, то они в принципе не могут быть столь же однозначными и жёсткими как программный код. Они более гибкие, более динамичные, они оставляют определённую свободу для интерпретаций. Они вырабатываются постепенно, в результате гласного или негласного общественного консенсуса, и трудно представить себе другой способ. Одна из опасностей глобализации как раз и заключается в упрощении функций управления в однополярном мире, когда единый центр будет навязывать избыточно жёсткие правила, буквально «программировать людей», исключая альтернативы. Однако здесь Аттали не призывает к унификации или ужесточению этих кодов.
Надо ли менять также генетический код человека? Возможно, и его тоже. Чтобы мы стали лучше, чуть более ответственными, более сочувствующими, более эмпатичными. Возможно, стоит взяться за это, но может быть, и нет… Чтобы менять код, необходимо переосмыслить, что в человеке должно остаться неизменным, а чего в нём не должно быть. Что должно остаться исключительно человеческим свойством? Что в человеке мы не имеем права трогать?
Да! Больше ответственности, больше сочувствия, больше эмпатии — это именно те изменения, которые необходимы человеку разумному для трансформации в человека цивилизованного. Достижимо ли это путём только воспитания или «звериную часть мозга» придётся блокировать путём модификации генетического кода? Пока у нас нет ответов, нам не хватает научных знаний для этого, хотя мы добываем их прямо сейчас. Аттали тоже боится давать какие-либо прогнозы. Кажется, что поиск решения этой научной проблемы потребует затяжной серии крайне неэтичных экспериментов в области генной инженерии… ведь не бывает так, чтобы всё получилось правильно с первого раза. Но бывает и так, что мечты не удаётся реализовать совсем.
Темп научно-технического прогресса необратимо обогнал темп естественной биологической эволюции нашего мозга. Этот момент биологической сингулярности уже состоялся, и теперь перед нами стоят непростые дилеммы: либо эскалация рисков самоуничтожения, либо укрощение своего «внутреннего зверя» психологическими приёмами воспитания и самовоспитания, либо сомнительные эксперименты по генетическому изменению собственной звериной природы. Мы просто не оставили себе других вариантов.
Когда мы смотрим на историю человечества, мы видим, что человек вмешивался во все, менял все, в том числе и самого себя. Я много писал об эволюции человечества. Из книги в книгу я старался показать, что история человечества — это медленное и неуклонное превращение живых существ в объекты, в артефакты. Постепенно мы дополняем себя протезами, и в свою очередь мы сами, не осознавая того, становимся протезами.
Это идеологема трансгуманизма. Аттали намеренно делает размытыми границы, переходы от протезирования отдельных органов к созданию киборгов и полной замене человека машиной.
Цивилизационная идеология устанавливает в этим месте более чёткую красную линию. Целью существования человеческой цивилизации является обеспечение выживания нас как биологического вида в естественной среде обитания — биосфере Земли.
Всё остальное является следствием этого постулата — наша тяга к познанию мира и поиску истины, наша созидательная деятельность, социализация, ответственность, эмпатия, и так далее. Неважно, сколько в тебе протезов. Если ты родился человеком, рос и развивался как человек, то ты человек, даже если в твой мозг имплантирован компьютер. Если тебя сконструировали и собрали на заводе, то ты машина, даже если тебя наделили имитаторами эмоций и самосознания. Функция машины — быть послушным помощником и помогать людям строить человеческую цивилизацию. Мы не обязаны извиняться перед машинами и предоставлять им равные с нами права. Мы хозяева этого положения. Это наша цивилизация. И только наша.
Мы постепенно расшифровываем наш генетический код — и это очень хорошо. Мы постепенно проникаем в него, учимся бороться с недостатками нашего генетического кода — и это тоже хорошо. Мы научились создавать вакцины, которые охраняют этот код, улучшают его, защищают от вирусов — и это тоже очень хорошо.
Да, всё это действительно очень хорошо. Без этого уже невозможно представить современную медицину, невозможно дальнейшее постижение тайн живой материи. Придираться здесь к словам Аттали — это уже из области домыслов и конспирологии. Он ничего не сказал о том, что с помощью вакцин людей будут делать рабами или роботами или программировать и подчинять чужой воле. Мы пока не знаем, возможно ли такое вообще.
Какова конечная цель всего этого? Создание технологий, которые начнут с генокода и всего, что он формирует, а закончат конструированием искусственных живых существ. Дойдём ли мы в один прекрасный день до той грани, где мы будем вынуждены защищать основы жизни от искусственных вмешательств в генокод? Не станем ли мы сами, благодаря этим технологиям, просто вещами в ряду прочих искусственно создаваемых артефактов? Не уверуем ли тогда в собственное бессмертие, ибо истина пребывает в вещах? (c'est dans l'artéfact que se situe la vérité)
Научимся ли мы сохранять наше сознание и личность на искусственных носителях, зависит от наших успехов в науке и технологиях. Как мы будем относиться к такой жизни, станем ли мы вещами — зависит от наших господствующих идеологий. Если мы научимся выращивать искусственных существ, то кем они будут для нас — новыми животными? Сконструированными биомашинами? Их можно будет употреблять в пищу? А если эти существа будут созданы на основе человеческого генома, то будут ли они людьми, полноценными членами социума? Или рабами? Или пищей? Получит ли миф о душе научное опровержение? Сейчас преждевременно рассуждать об этом, мы не знаем ответов на эти вопросы. К счастью, они нам не понадобятся в ближайшие десятилетия. Мы откладываем эти сложные этические вопросы на потом. Красные линии предстоит уточнять следующим поколениям учёных и политиков. Сейчас мы можем лишь задуматься, стоит ли вообще начинать такие исследования.
Цивилизационная идеология меняет менталитет исследователя. Современному технократическому мышлению «сделал потому, что мог», пронизанному идеологией индивидуализма, идёт на смену цивилизационное мышление, исходящее из другого принципа — «сделал ради сохранения и развития человеческой цивилизации». Возможно, такое переформатирование целеполагания ограничит научный поиск. Возможно, нет.
Может быть, вы хотите поговорить о более прозаических кодах. Надо ли нам менять правила поведения в обществе? — Да, это уже делается каждый день. Надо ли менять правила питания? – Да, нам нужно это сделать, нам нужно питаться по-другому, употреблять более здоровую пищу. Надо ли менять правила наших взаимоотношений? — Безусловно. Нам нужно больше эмпатии, больше мягкости, толерантности, взаимоуважения, больше доброжелательности, больше альтруизма. Да, наш социальный код должен перейти от эгоизма и жадности к альтруизму и уважению.
Аплодисменты эмпатии и альтруизму! Это и есть переход к цивилизационному мышлению, к новой интерпретации пирамиды потребностей Маслоу. Аттали ничего не сказал о том, что эмпатия станет новым кодом только для эксплуатируемых народных масс или что она будет использоваться лицемерными альфа-элитами для внушения лояльности к эксплуататорам. Имел ли он это в виду? Возможно… Но это из области домыслов.
Как это сделать? Будет ли это резкая, насильственная перемена или добровольная и постепенная? Не столь важно, но это будет, это наступит. Мы перейдем от кода эгоизма и жадности к коду альтруизма и эмпатии. Да, это придет. Безусловно, после какого-то шока.
Браво! Ровно такой переход и пропагандируется цивилизационной идеологией. Воспитание — это всегда в определённой степени насилие, подавление индивидуальности или, скорее, своеволия. Самовоспитание — тоже насилие, но добровольное и над самим собой. Да, шок возможен в момент осознания и признания собственной звериной природы, проявляющейся в помыслах и поступках — в агрессии, алчности, гордыне, зависти, лености, похоти, эгоизме. Такой же шок случается с людьми на исповеди, в момент искреннего признания своих семи смертных грехов. Не надо это драматизировать. Это нормально.
Смешно думать, что Аттали имел в виду редактирование генокода и чипирование путём вакцинации, но многие верят в подобную чепуху.
Итак, мы должны начать эту работу. Для этого мы должны осознать, что во время кризиса, который мы сейчас переживаем, все коды должны быть пересмотрены, все правила. И в особенности те, которые определяют природу того, что мы видим, что мы делаем, о чём мы думаем. Сегодня мы думаем в краткосрочной перспективе, каждый для себя. А нужно мыслить в долгосрочной перспективе, для других и для будущих поколений. Истинным станет тот код, который обеспечит жизнь будущим поколениям. Это ключ к нашей судьбе. Мы не выживем, если мы не позаботимся о жизни будущих поколений. Наша жизнь зависит не от нашего прошлого, а от нашего будущего. Наша жизнь зависит не столько от наших родителей, сколько от наших детей. Если мы не создадим достойных условий жизни для наших детей, мы и сами не выживем.
Снова браво! Это в точности та трансформация пирамиды потребностей Маслоу, которая инициируется цивилизационным мышлением. Человек цивилизованный испытывает потребность встраиваться в цивилизационные процессы и социальные взаимодействия. Он гармонично распределяет свои жизненные приоритеты и активности по трём направлениям — для себя, для окружающих, для будущих поколений.
Вот почему я призываю к созданию позитивного общества, и внутри этого общества к созданию экономики жизни. Это экономика, которая принимает не какие угодно коды, а только те секторы, которые полезны для жизни, и отвергает те секторы, которые отравляют ее. Необходимо запретить сахар, табак, алкоголь, нефть и всё, что связано с их производством. Это довольно большая часть пищевой промышленности, небольшая часть сельского хозяйства, большая часть транспортной индустрии — автомобильной, авиационной, железнодорожной. Большая часть машиностроения, химической и текстильной промышленности. В то же время нам нужно развить экономику жизни, то есть сектора здравоохранения, продовольственного обеспечения, образования, культуры, цифровизации, безопасности, демократии, жилищного строительства, энергосбережения.
Не так просто отказаться от алкоголя, табака или вредной еды — запрет их производства не отменит человеческих привычек, и лишь приведёт к бунту. Но можно сперва убедить население, что это действительно вредно. Задача долгая, но вполне решаемая — позитивная пропаганда почти столь же всесильна, как и негативная — и, вот, молодёжь уже почти не курит и гораздо меньше пьянствует. Призывает ли Аттали отказаться от энергии, транспорта, одежды? Очевидно, нет. Речь не о том, чтобы навязать человечеству товарный и энергетический дефицит.
Речь о том, чтобы сменить технологии. Это потребует вложений в науку, огромных долгосрочных инвестиций, неизбежных жертв краткосрочными интересами определённой части промышленных элит в пользу долгосрочного улучшения условий жизни для всех. Это потребует цивилизационного мышления и трансформации альфа-элит, озабоченных лишь собственными выгодами, в омега-элиты, преобразующие мир к лучшему — ко всеобщей выгоде. Определённо, это именно тот цивилизационный переход, которого стоит добиваться.
Если мы сделаем все это, мы воссоздадим код жизни — на основе экономики жизни и на службе будущим поколениям. Мы создадим условия для того мира, которого нам так не хватает.
Желаю вам наилучшего.
Подытожим
Жак Аттали — глобалист. С точки зрения цивилизационной идеологии глобализм несёт угрозы социального неравенства, культурного единообразия, узурпации власти мировым правительством. Глобализация неизбежна, но она совершенно не обязательна влечёт за собой эти угрозы. Реализуются ли они, зависит от нас самих. От того, станет ли идеология самосохранения человеческой цивилизации господствующей. Не только и не столько в массах, сколько в элитах.
Жак Аттали — типичный представитель доминантных альфа-элит, глашатай и защитник их интересов. Цивилизационная идеология усматривает корень всех бед человеческой цивилизации в животной потребности доминирования. Готовы ли элиты отказаться от доминантности, перейти от кода эгоизма и жадности к коду альтруизма и эмпатии ради всеобщего благоденствия и развития — покажет время.
В этом выступлении нет ничего, что противоречило бы цивилизационной идеологии. Многие вопросы остаются открытыми, но и не надо пытаться решать их немедленно. Пока нам не хватает знаний для этого. Оставим эту работу нашим потомкам, которые будут намного умнее нас.
#цивилизационная идеология #Жак Аттали #Экономика жизни