Найти тему
Анастасия Богачёва

Образование не модно

В наше сверхэмоциональное время периодически возникает такое ощущение, что людям мозг вообще перестал быть нужен. То есть головой все больше и больше человеческих особей по любую сторону экватора и Гринвича пользуются только чтобы шляпу носить, а еще они туда едят.

Я этой темой обеспокоилась очень давно, лет десять назад, когда начала работать на открытом рынке тренингов и обнаружила, что старые программы невозможно проводить в первозданном виде не потому, что отрасли бизнеса критически друг от друга отличаются, а потому, что люди не понимают того, что совсем недавно было очевидным "из программы средней школы".

Да, разностороннее образование сейчас не в моде: "окэйгугл" и "эйалиса" быстренько найдут все, что вам нужно. Ну, поблекли краски цитат и стерлись грани намеков в классической литературе - но кто ее читает! Даже цитаты из фильмов воспринимаются как верх эрудированности говорящего. А ведь мозг без упражнений, как и любой другой анатомический элемент организма, умирает. Вот просто отмирает от ненадобности. Хвост, например, у человека.

Почему так происходит? Я вижу два взаимозависящих процесса. Первый внутренний, он связан с биологией. Я вообще сторонница опоры на биологию: с природой спорить, конечно, можно, но бессмысленно, она все равно свое возьмет, как трава, пробивающаяся сквозь асфальт. Так вот, с точки зрения биологии, мозг - самый энергозатратный орган нашего тела. И из соображений экономии энергии сам организм заинтересован, чтобы мозг работал поменьше. Отсюда леность мышления.

Второй процесс внешний, его источник - маркетинг. Маркетинг ведь далеко не только про рекламу, реклама лишь небольшая составляющая часть маркетинга, частный, так сказать, случай. А маркетинг занимается изучением и формированием среды, в которой будет продаваться продукт. Формированием: "Ведь ты этого достойна!" "Бери от жизни всё!". Если люди умеют пользоваться головой как инструментом, то они легко определяют манипуляции и нарушения логики, и такому маркетингу сопротивляются. Взять шире - маркетингу государственному, который называется идеологией (какая разница, что продавать, материальный продукт или идею). И тоже по обе стороны экватора и Гринвича.

Маркетингу выгодно, чтобы люди меньше думали, самим людям комфортнее сберегать энергию за счет думания. Замечательно все сходится! Управляем эмоциями, которые противоположны думанию (смотри состояние аффекта), и люди делают все, что мы захотим!

Есть, правда, одна зацепка, которая не дает мне покоя: раз недумающими людьми легко управлять, то такие люди должны быть выгодны разным тиранам. Тогда почему Сталин, к которому можно относиться как угодно, но дураком назвать никак нельзя, почему он в 1946 году ввел в школах обязательный предмет логику?

Похоже, умение критически мыслить становится необходимым именно в эпоху турбулентности. Логика и умение выстраивать причинно-следственные связи, определять бедствия с последствиями, подстилать, где нужно, соломку, помогает элементарно выжить. И я намерена поразмышлять на эту тему еще в нескольких статьях.

Мои предыдущие размышления о мышлении:

Магическое и критическое мышление

Кого обманывает реклама

Норм и идеалов больше нет

Воинствующее мракобесие уничтожит само себя

Парадокс: знания сила, а сила есть - ума не надо

Лес рубят - щепки летят. Не потому, что щепки плохие, а потому, что лес рубят

И, наконец, "Конец эпохи умных"