Дилижанс — первый общественный транспорт в мире. О нем и расскажем.
Первые платные общественные пассажирские экипажи, проезжавшие в определенное время но постоянному маршруту, появились во Франции во второй половине XVII века. Назвали их carosses a sing sous — «кареты за пять су».
К середине XVIII века такие кареты стали появляться и в других странах, и только тогда за ними закрепилось название voiture de diligence либо carosse de diligence — «скорый экипаж». В дальнейшем первое слово отпало, сохранился только «дилижанс». Строго говоря, дилижансы представляли собой конные экипажи, использовавшиеся почтовой службой для одновременной перевозки почты и пассажиров до начала XX века.
Одно из первых упоминаний о дилижансе на русском языке находим, конечно же, в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина:
А вот как Карамзин описывал дилижансы конца XVIII века:
С дилижансами русские познакомились накоротке во время заграничных походов 1813 — 1814 годов. Один из офицеров, побывавший тогда в Париже, вспоминал в 1819 году:
Первый дилижанс в России отправился по маршруту Петербург — Москва 1 сентября 1820 года. О поездке именно в таком экипаже А. С. Пушкин рассказал жене в письме от 8 декабря 1831 года: «Собирался я выехать в зимнем дилижансе...». В письме к Наталье Николаевне от 22 сентября 1832 года Пушкин употребил еще одно французское название «поспешного дилижанса» — велосифер (veiocifere) «скоровоз».
От Петербурга до Москвы дилижанс ехал 4—4,5 суток. Проезд был недешев: 95 рублей с седока. В 1838 году появилась дилижансная линия из Гатчины в Царское Село. В 1840 году открыли ежедневное пассажирское сообщение между первопрестольной и Нижним Новгородом. Путь занимал 5 дней. В 1841 году линии дилижансов связали Петербург Варшавой и Ригой, в 1852 году запустили регулярное движение почтовых и пассажирских дилижансов по маршруту Москва — Харьков.
Сколько пассажиров вмещал дилижанс? Сначала — не более 4, позже — до 8-10. Еще несколько человек могли размещаться на империале (открытых скамьях на крыше кареты). И всё равно в дилижансах было тесно, особенно внутри, где четверо пассажиров сидели на двух сравнительно удобных сиденьях лицом к лицу, еще четверо — на откидных сиденьях дверей.
Тряски было меньше, чем в обычных повозках (спасали мощные рессоры), но при полной загрузке нельзя было лежать, потому дилижансы нередко называли «сидейками». «Сидеть» приходилось подолгу. Неслучайно в «Пышке» Ги де Мопассана основное действие происходит именно в дилижансе.
Бывали случаи, когда из-за ненадежных замков двери раскрывались и пассажиры выпадали на ходу. Что ж, все виды транспорта в той ли иной степени опасны. Дилижансы не были исключением. Да и состояние дорог (и подчас состояние возниц) было скверным, и в пути всякое могло случиться...
В России дилижансами какое-то время называли и первые пассажирские пароходы, ходившие в регулярные рейсы: «...встретили идущую из Франкфурта водяную дилижансу» (А. И. Тургенев «Хроника русского»). А как наземное междугороднее средство сообщения дилижансы использовали, несмотря на масштабное развитие железнодорожных сетей, до первой мировой войны.
И еще два знаменитых писателя XIX века оставили рассказы о том, какому риску они подвергались, путешествуя на почтовых каретах.
Чарльз Диккенс
Чарльз Диккенс точно кое-что знал о дилижансах. Его роман «Записки Пиквикского клуба» — тому порукой. Потому, когда он совершил поездку по Соединенным Штатам в начале 1840-х годов, то заинтересовался американскими дилижансами, о чем рассказал в «Американских заметках» (1842).
Чтобы проиллюстрировать общие условия поездки на дилижансах, он описал конкретную поездку в Огайо из Цинциннати в Сандаски через Колумбус. Дорога в Колумбус, сообщал Диккенс, была покрыта щебнем, что он назвал «редким благословением!»
Карета часто останавливалась в придорожных гостиницах, «в которых всегда скучно и тихо». Периодически кучер менял упряжки, что приводило к трудностям с молодыми лошадьми, не обученными для перевозок.
Марк Твен
В 1861 году Сэмюэл Л. Клеменс (который тогда еще не придумал псевдоним Марк Твен) уехал из Сент-Джозефа, штат Миссури, в дилижансе, чтобы устроиться на работу в Карсон-Сити, штат Невада. Его отчет об этой поездке занимает первые 20 глав книги воспоминаний «Налегке». Приведем пару выдержек:
1.
2.
А вы бы хотели прокатиться в дилижансе?
Еще статьи на тему «Вещный язык»:
Паноптикум: я тебя вижу, а ты меня нет
«В шумном платье муаровом...». Что такое муар с точки зрения истории и лингвистики
Хотим фильму! А еще биноклю и рельсу...
Подписывайтесь на наш канал! Будет еще интереснее!