Тексты сопровождают изображения на протяжении многих веков: буквы и слова можно встретить в работах японских мастеров XI века, европейских художников Средневековья и в русских лубочных произведениях XVIII столетия. Все это говорит о том, что художники уже давно обнаружили эффект, который производит синтез текста и изображения и активно используют его в своих работах.
Почему художники используют буквы и слова в живописи, и как с их помощью можно донести разные смыслы до зрителя, рассказывает куратор галереи SMART Горбунова Мария.
Зачем смешивать визуальное и вербальное?
Комбинации слов и визуальных образов могут быть разные. Все зависит от цели, которую автор ставит перед собой. Для одних художников попытка смешать вербальное и визуальное связана с целью микса прошлого и настоящего, вплавление одного времени в другое. Большую роль здесь играет подсознательное желание архивации или консервации времени.
Другие так «играют» со зрителями — задают головоломки, которые нужно разгадать, чтобы установить взаимосвязь между словами и образами. Как правило, в этом случае художник с помощью написанного на картине текста вербально усиливает визуальную игру.
В разные периоды истории роль текста на картинах менялась и во многом зависела от социально-культурного контекста времени. Поговорим более подробно про XX век, в котором текст занял важную роль в творчестве многих известных художников.
Тексты на картинах художников XX века
Расцвет использования текста в произведениях искусства пришелся на прошлый век. С отрицанием признанных канонов в искусстве, и приходом новых концепций, появились новые методы работы со словом, которые могли нести, как самостоятельную смысловую нагрузку, так и быть элементами для создания идеальной композиционной гармонии.
Текст в этот период стал неотъемлемой частью живописи, а в случае использования в картинах вырезок из газет или журналов, и фактурой. Известные коллажи Пабло Пикассо и Жоржа Брака являются яркими примерами.
Синтез изображения и текста из разных материалов создает дополнительный оптический эффект, поэтому выбирая элементы для коллажей некоторые авторы не ограничивались периодикой. Так, например, немецкий художник Курт Швиттерс в творчестве использовал все возможные материалы: страницы книг, проездные билеты, гардеробные номерки, а свои работы называл «Мерц».
В это же время русские художники под воздействием социальных и политических изменений, происходящих в стране, также начали отказываться от традиционных канонов искусства, что нашло отражение в футуристической книге. Ее эпатажное оформление: бумага разных сортов и размеров, разные шрифты, рукописный текст — было призвано шокировать старую власть и буржуазную публику. Буквы и текст стали самостоятельными элементами изображения, с помощью которых художники стремились передать эмоциональный накал.
Тексты в живописи в эпоху потребления
Вернемся к западному искусству. В послевоенное время в эпоху поп-культуры художники Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс продолжили использовать в своих произведениях слова и тексты, только поменяли смыслы и форму. Они стремились вынести на обсуждение реалии будничной жизни с пороками общества, в котором царят свободные нравы и ценятся лишь легкие развлечения. В качестве объектов Джонс часто выбирал повседневные предметы, которые настолько хорошо знакомы, что люди перестали их замечать. Его картины с флагами, цифрами, буквами заставляют присмотреться к миру, в котором мы существуем.
Еще один яркий пример использования текста в этот период — знаменитые поп-арт комиксы Роя Лихтенштейна с цитатами в пузырьках, где часто высмеивался праздный образ жизни.
В последней четверти прошлого века рекламные лозунги из медиа отошли на второй план. Художники обратились к прошлому: цитатам из религиозных трактатов и классических литературных произведений. Хороший пример — творчество Сая Твомбли, который экспериментировал с текстами из разных исторических эпох: от классических мифов до европейской поэзии XIX века. Одна из характерных особенностей его работ — трудночитаемая, напоминающая «детские каракули», манера начертания слов.
Тексты в современной живописи
В наше время художники продолжают активно экспериментировать с текстом в своих работах. Мы подобрали несколько картин из коллекции галереи, в которых буквы, слова и отрывки текста являются неотъемлемой частью художественной композиции. Прочитаем тексты на картинах вместе?
Начнем с картин Беларевой Ривки. В работе «Исчисление» текст символичен, написан зеркально и перетекает в некие иероглифы. Точки означают присутствие исчезнувшей, нечитаемой для нас, стертой «истины». В работе соединяется абстрактное и предметное. Подобный философский контекст будет уместен в гостиной или кабинете.
Еще один современный художник, который активно использует тексты в своих работах — Чаругин Алексей. Автор умело вплетает мотивы традиционного прикладного искусства в свои работы. Здесь мы можем увидеть отсылки к традиционным лубочным картинкам, которые мы упоминали в начале статьи. Хороший пример — картина «Щука НЛО». Текст неразрывно связан с работой и сопровождает этот выдуманный ребенком сюжет, о том, что Щука НЛО накажет того, кто совершает что-то нехорошее.
Еще один способ добавить текст в картины — использовать приемы леттеризма. Именно в такой технике работает Александр Олигеров. В его работах нечитаемые тексты являются графическими элементами.
Из интервью с художником для «Российской газеты»: «Меня всегда очень интересовал почерк, он раскрывает характер человека, он необычайно индивидуален, его нельзя подделать в совершенстве. В рукописях великих поэтов и писателей меня привлекает не только содержание, но и визуальная составляющая. И во многих работах я использую текстовые элементы, ведь почерк может сказать не меньше, чем линии и цвета».
Можно сделать вывод о том, что художники уже на протяжении не одного столетия экспериментируют с текстами в живописи. При этом сфера влияния и проникновения букв и слов в произведения искусства с каждым годом только растет. Вероятнее всего данная тенденция сохранится и в будущем, потому что сегодня — в эпоху, когда картинки — «эмодзи» заменяют целые слова или даже фразы, границы между тем, что воспринимается лингвистически и зрительно максимально размыты