Исследователи с помощью 3-D технологии обнаружили в одной из пещер Алабамы множество произведений искусства, включая змею, летающих существ и человекоподобные фигуры в регалиях.
Пещера простирается на две мили под северной Алабамой, с проходами, которые уходят в таинственные так называемые темные зоны, отложениями осадочных пород, водопадом и глубокими бассейнами. В самом отдаленном проходе пещеры сохранились следы древних ног. Имена солдат Союза времен Гражданской войны остались нацарапанными на стене.
Наклонившись из-за низкого потолка, 30 июля 1998 года Алан Кресслер отстегнул фонарь от своего шлема и провел лучом по поверхности над собой.
В поле зрения попало изображение человека, жившего много веков назад: возможно, птицы, с округлой головой.
Как только я увидел это, я сказал: "Хорошо"", - сказал в интервью на этой неделе г-н Кресслер, который сейчас работает в Геологической службе США. "Сегодня у меня мурашки по коже, когда я говорю об этом. Я просто осознал непосредственную важность этого".
Вместе с археологом, экспертом по 3-D фотографии и другими специалистами г-н Кресслер продолжил изучение пещеры, известной как 19-я безымянная пещера, и ее искусства на протяжении многих лет. На этой неделе они опубликовали свои результаты в журнале "Antiquity". В исследовании подчеркивается роль 3-D технологии в обнаружении искусства, которое изначально не было видно г-ну Кресслеру более 20 лет назад, когда он был прижат так близко к потолку, что не мог видеть весь массив, который излучался во всех направлениях над ним.
Ян Симек, археолог из Университета Теннесси и соавтор статьи, сказал, что пещерное искусство было одним из крупнейших, найденных в Северной Америке, глубоко в запутанной темной зоне, куда не мог проникнуть естественный свет.
Используя радиоуглеродное датирование и анализ черепков керамики, исследователи предполагают, что искусство относится к периоду Среднего и Позднего Вудленда, или между 500 и 1000 годами нашей эры, когда земледелие, охота и собирательство уступили место производству продуктов питания и оседлой жизни в регионе.
Здесь есть фигуры с человеческими чертами, свернувшаяся змея с хвостом-погремушкой и вилообразным языком и змея длиной 10 футов, извивающаяся по пространству. Некоторые из них включают в свой дизайн особенности потолка, как, например, змея, появляющаяся из естественной расщелины.
Призрачные человекоподобные фигуры украшены регалиями. Обугленные фрагменты речного тростника наводят на мысль, что художественные работы, тонко вырезанные в слое грязи, могли быть командной работой, когда кто-то держал факел, а художник или художники работали.
Вполне вероятно, что ранние художники лежали на отложениях осадочных пород, когда делали свои резьбы по грязи, либо пальцами, либо тонкими инструментами с зубьями.
"Это очень детальные рисунки", - сказал доктор Симек. "Они занимают площадь в один акр на потолке. Глифы находятся в одной камере, но пещера продолжается".
С тех пор как пещерное искусство было впервые задокументировано в Северной Америке в 1979 году, д-р Симек и г-н Кресслер изучают так называемое пещерное искусство темной зоны, которое предполагает исследование проходов, недоступных для естественного освещения.
Пещера, обнаруженная в 1979 году в штате Теннесси, содержала грязевые рисунки возрастом от 750 до 800 лет, изображающие религиозные темы коренных американцев доколумбовой эпохи, говорится в исследовании Antiquity. С тех пор в юго-восточной части Северной Америки было обнаружено еще 89 мест наскальных рисунков доколумбовой эпохи. Самым ранним из них почти 7 000 лет, но большинство из них датируются периодом от 800 до 1600 годов нашей эры.
Некоторые из них находятся на частной территории, и эти находки держатся в секрете, чтобы уберечься от вандалов. Другие находятся на государственных землях, в том числе в Вирджинии, Теннесси, Кентукки и Алабаме. До некоторых можно добраться только на лодке, потому что реки поднялись до входов, которые когда-то были доступны по суше.
Использование трехмерного моделирования в 19-й безымянной пещере Алабамы "обещает новую эру открытия древнего пещерного искусства", потому что оно позволяет увидеть изображения, которые невозможно воспринять иначе, говорится в исследовании.
Эта техника уже использовалась в других местах, например, для создания копии искусства в пещерах Ласко во Франции, но не так часто в поисках, как сказал доктор Симек, "чтобы увидеть, есть ли вещи, которые мы не можем увидеть".
Исследователи использовали метод, называемый фотограмметрией, при котором камера движется по дорожке, делая перекрывающиеся изображения, которые затем сшиваются вместе с помощью программного обеспечения. Это создает бесшовное изображение, которое подчеркивает даже самые тонкие гравировки в грязи, сказал Стивен Альварес, основатель Архива древнего искусства и соавтор исследования. Он отвечал за трехмерную работу в 19-й безымянной пещере.
Более 16 000 наложенных друг на друга фотографий позволили создать карту известного искусства пещеры.
"Это похоже на волшебство", - сказал г-н Альварес. "Вот эта вещь, которая была невидимой на протяжении 1000 с лишним лет, вдруг ожила. Даже если люди были удалены, их истории все еще здесь".
Этот метод полезен, потому что неровности потолка пещеры могут отбрасывать тени, которые скрывают тонкие линии в искусстве. По словам г-на Кресслера, эти особенности затрудняли его ранние попытки задокументировать работу с помощью фотоаппарата.
Доктор Симек сказал, что использование фотограмметрии еще более интригует, потому что у древних художников не было такой технологии или возможности увидеть общую картину. В отличие от наскальной живописи, которая находится под открытым небом, художники внутри пещерной камеры не могли отойти и обдумать свою работу на расстоянии.
"Создатели этих изображений не могли видеть их во всей полноте, кроме как в своем воображении", - сказал он. "Это означает, что у них было представление о том, что они должны были нарисовать, и о том, как они двигались во время этого".
Но что именно имели в виду художники, пока что ускользнуло от исследователей.
Доктор Симек сказал, что работа проекта с коренными американцами помогла интерпретировать возможную связь пещеры со сверхъестественным.
Дастин Матер, житель племени чикасо и художник, работающий с архивом г-на Альвареса, сказал, что темы и образы наскальных рисунков похожи на те, о которых он узнал из рассказов старейшин племени, например, пещерные порталы в подземный мир и крылатая человекоподобная фигура, вооруженная боевой булавой.
"Это почти умозрительно, но сегодня есть нюансы, которые переносятся в наши традиции и в наши истории", - сказал г-н Матер, чьи предки были в числе коренных жителей, насильственно переселенных из северо-западной Алабамы в 1800-х годах. "Живые культуры берут символы, а затем оживляют их и придают им смысл".