Праздник День Победы особенно чувствовался в их семье. В этот день они всегда приходили на монумент и возлагали цветы. Катя приходила сюда со своими детьми, а пока была маленькая вместе с родителями.
Там, на многометровых пилонах, впрессованы в бетон металлические буквы составляющие фамилии, павших воинов. Среди этих фамилий есть три фамилии её родных и любимых. Прадеда и двух дедов. Когда была жива бабушка Пелагея, она всегда в этот день рассказывала маленькой Кате свою историю. А Катя рассказывает её своим детям и надеется, что они станут рассказывать своим.
Пелагея вышла замуж в восемнадцать лет. Сосватали её за сына односельчанина, хорошего, весёлого парня Федю. Родители мечтали, что у дочери всё будет хорошо. А тут революция, гражданская война. Муж её Фёдор пошёл воевать с беляками. Сложное было время. Сложное и неспокойное. Тогда-то и родился у них первый сынок, Ванечка.
Фёдор вернулся, а сынок уже ходить начал. Стали жить неплохо. Второй сынок родился, Андрюшка.
А когда у них в селе начали организовывать колхоз, оба вступили в первых рядах.
Хорошо жили. Где поругаются, где помирятся. Дети растут, радуют. В школе учатся.
Весной сорок первого Ванечка невесту в дом привёл, Настеньку. Свадьбу им всем колхозом гуляли.
А тут война грянула, Фёдор в первых рядах добровольцем пошёл, через полгода Ванечку призвали.
Писали письма. Каждое письмо что от мужа, что от старшего сына Пелагея с Настей зачитывала до дыр. А когда февральские ветра завывали родила Настя сына, Иваном назвала, да письмо мужу послала, чтобы знал, что ждут его здесь. Пускай возвращается.
А в сорок втором и Андрюшка тайком ушёл добровольцем. Год себе приписал и ушёл. Остались они одни. Каждый день ждали почтальона возле окна. Только увидит Тосю-почтальоншу и бегом к ней.
— Есть мне?
Есть, отдаёт, нет грустно качает головой. А коли есть письмо, Пелагея радуется. Целует его, танцует с ним, перечитывает по несколько раз. А нет, не очень огорчается. Главное не похоронка.
И ловили новости, что передавались из "тарелки", висевшей в центре их села на столбе. Очень переживала каждый раз, не радостные сводки с фронта были. Наши всё отступали.
Первой прилетела похоронка на Ваню.
Пелагея тогда как то враз постарела. Лет на десять. Настя ходила чернее тучи. Ведь и пожить то толком не успели, и сынок вон растёт теперь без отца.
Будь ты проклята, Война!
А когда в сорок третьем только черёмуха распустилась, на Фёдора пришло казённое письмо.
Выла Пелагея белугой. Ни сына теперь у неё, ни мужа. Жалели её женщины, успокаивали, что мол вон невестка есть, внучек растёт, а там Бог даст и младший сын вернётся. Да только не было давно вестей от Андрюшки. Полгода уже не было. И сердце Пелагеи беду чувствовало.
Уж лучше бы оно ошиблось! Уж лучше бы напрасными были тревоги.
Пришла и на него похоронка. Замучили его в плену.
Так и стали они жить, две вдовы. Ни Пелагея больше замуж не вышла, ни Настенька. Хоть и сватались к ней. Да не нужны они были ей. Хранила она светлую память о муже о своём, об Иване, да сына растила.
Сын вырос, в город перебрался, женился да мать с бабушкой к себе забрал.
Катя росла счастливой с двумя бабушками. И не уставала слушать о своих героических дедах и прадеде. И эту историю она передаёт своим детям, чтобы и они гордились и всегда помнили.
Страшная была та война, много жизней унесла. Нет ни одной семьи, кого она не затронула. Каждый ковал победу, и те кто был на фронте, и те кто их ждал.
С праздником, с Днём победы!