Здравствуйте, уважаемые читатели!
Если мы обладаем автомобилем с классической автоматической коробкой передач, то, как правило, мы привыкли к обозначениям пяти режимов коробки передач. Это Parking, Reverse, Neutral, Drive и Sport. И такой функционал мы с Вами можем увидеть и у дешёвых автомобилей типа Volkswagen Polo и у дорогих автомобилей типа Toyota Land Cruiser 150.
Однако ещё имеются на рынке новых автомобилей такие, чья автоматическая коробка передач содержит режим L (например, это японский кроссовер Mitsubishi ASX), либо цифры 1, 2 и 3 (например, это компактный корейский хэтчбек KIA Picanto). Как правило, это уже устаревшие коробки передач. В этой заметке я постараюсь ответить на вопрос, что дают эти режимы относительно привычного функционала.
Разница между режимами Drive и Sport
Для начала, наверное, давайте поговорим про разницу этих двух режимов (это, частично, нам понадобится для рассмотрения заявленных в теме вопросов) на примере автомобиля Volkswagen Polo (т.к. я им владею и имею практический, так сказать, опыт в этом вопросе):
Если выбран режим Drive (я использую только этот режим), то переключение на повышенную передачу происходит примерно на 1400-1800 оборотах. У режима Drive задача состоит в том, чтобы сделать движение автомобиля максимально экономичным с точки зрения расходования бензина. При переключении в режим Sport верхняя планка выбора передач сдвигается к 3000 оборотов. Также в этом режиме коробка тяготеет к максимально продолжительному удерживанию передачи. Теоретически, этот режим хорош при обгонах на трассе.
Режим L
Буква L - это тоже сокращение. От слова Low. Этот режим нужен для того, чтобы в принудительном порядке выбирать использование только первой передачи при движении автомобиля.
Полезно это может быть при начале движения в запорошенном снегом дворе, когда от коробки требуется равномерная тяга без попыток переключиться на более высокую передачу. Либо при движении в пробке, где водителю не хочется, чтобы коробка постоянно металась между первой и второй передачами.
Режимы 1, 2 и 3
Начну, пожалуй, с последнего тезиса про режимы D и S современной коробки передач - в режиме Drive практически невозможно осуществлять обгоны на трассе (ну разве что в режиме kick down). Тяги на высоких передачах (для АКПП Aisin это 6-ая передача) категорически не хватает для нужного ускорения автомобиля.
Если же говорить про режимы 1, 2 и 3, то для начала нужно немного конкретизировать. Фотография селектора передач, которую Вы видите выше, принадлежит корейскому хэтчбеку KIA Picanto. Этот автомобиль оснащается четырёхступенчатой автоматической коробкой передач. Этакий пережиток прошлого, ведь почти все автопроизводители перешли как минимум на 6-ти ступенчатые коробки передач.
Если мы выберем в режиме этой коробки режим "3", то это будет означать, что мы блокируем переключение на четвёртую, повышающую, передачу. И будут задействованы только первые три передачи при движении автомобиля.
Режим "2", соответственно, это принудительное ограничение в использовании только первых двух передач, а режим "1" - это использование только первой передачи.
Для чего это нужно? Например, представьте, что мы оказались в глубоком снегу и нам надо потихоньку двигаться на первой передаче. Буквально ползти. Если говорить про современную коробку передач, то там есть мануальный режим (режим Tiptronic'а, о нём я уже рассказывал ранее), где мы можем выбрать первую передачу и на ней двигаться.
Аналогично, при обгоне, мы принудительно можем выбрать в мануальном режиме, нужную нам передачу и совершить обгон. Либо мы спускаемся в затяжном спуске и нам нужно применить торможение двигателем, то мы также можем выбирать определённую передачу и спускаться на ней, защищая тормозную систему от перегрева. В более старых коробках передач за эту функцию выступают режимы 3, 2 и 1.
Другие мои статьи
О ненужности режима Sport в АКПП Aisin автомобиля Volkswagen Polo Sedan
С уважением, Юрий (kua1102)