Одним из излюбленных материалов для мастеров, работающих в технике ошибана, являются обёртки кукурузных початков, или талаш. Изначально талаш использовался в быту вместо бечевы. Позже из него стали плести лапти, коврики, корзины и многое другое. Этот материал не требовал никакой сложной обработки, поэтому и стал столь востребованным.
В последнее время многие мастера стали возрождать традиции и изготавливать целые композиции из таких кукурузных «рубашек».
Из талаша можно делать игрушки, украшения для интерьера, абажуры, картины и различные панно.
Кроме талаша, в работах мастеров - флористов используются также обычные листья кукурузы, особенно осенние, разных коричневых оттенков. А кроме того, кукурузные рыльца -- "волосы", выглядывающие из початков. Они бывают разного цвета -- от молочно - белого до бордового и тёмно - коричневого.
Рыльца можно использовать для имитации волос на флористических портретах, как сделала это я в своей работе "Девушка Осень", или для изготовления грив лошадей. Да мало ли где ещё может пригодиться этот интересный материал.
Существуют разные способы подготовки талаша к работе. Можно отбеливать его в хлорном растворе. Можно попробовать окрасить природными красителями: кофе, луковой шелухой, листьями дуба и шалфея и даже пучками увядшей зелени. Окрашенные природными красителями листья кукурузы не пачкают рук при работе с ними после намачивания, в отличие от окрашенных анилиновыми красителями. Но я предпочитаю работать с материалами естественной, природной окраски. И талаш в этом смысле не исключение.
Красиво смотрятся в работах фрагменты кукурузных "рубашек" с различными тёмными точками, пятнышками, разводами.
Важно правильно засушить растения. Обычно это делают в газетах или в белых листах бумаги. Под прессом. Если вы набрали много кукурузных обёрток, их можно высушить на воздухе без пресса. Когда появится необходимость в них, обёртки нужно намочить, сложить в ткань и дать полежать минут 20. После того, как обёртки станут мягкими, можно положить их под пресс на непродолжительное время и прогладить утюгом.
Характер засушенного материала проявляется с годами. Флористическая картинка меняет цветовую гамму под влиянием времени и местонахождения работы (в тени или на свету). Большинство растений с годами приобретают на свету осеннюю серовато-желтовато-коричневую окраску. Это надо учитывать при создании картин из таких природных материалов.
Кукурузные обёртки подходят для изображения многого. Те, которые находятся ближе всего к початку, наиболее светлые и нежные. Их можно использовать для изображения ткани. При этом стоит учитывать направление волокон ткани и складки. Складки делаются из более темных кусочков, чем основной материал.
Часто самые тонкие и светлые обёртки кукурузных початков используются для изображения воды. А более толстые -- для изготовления неба. Благодаря большому цветовому спектру можно хорошо передать воздушную перспективу. А талаш с тёмными точками и пятнами можно использовать, например, для изображения старой деревянной оконной рамы или старой мебели. Наиболее "загрязнённые" листья талаша могут пригодиться при изображении поверхности земли в пейзажах.