Найти тему
Шпионские страсти

Порой охотник сам становится дичью.

1943 год

Москва

В 1943 году в Москву прибыла миссия США по ленд-лизу. Ее возглавлял профессиональный военный разведчик полковник Ф.Р. Файмонвилл.

Во время своих поездок по СССР Файмонвилл не пренебрегал сбором информации, однако специально этим не занимался и другими американскими разведчиками не руководил.

В советских спецслужбах знали о Файмонвилле достаточно, чтобы не попробовать подставить ему своего агента (знали потому, что Файмонвилл исполнял обязанности военного атташе посольства США в СССР с июля 1934 года по февраль 1939, а ранее, в годы гражданской войны был военным представителем США на белогвардейском Дальнем Востоке).

 Комкор, Председатель ЦС "Осоавиахима" Р.Эйдеман и  военный атташе США Ф. Феймонвилл на советско-американских соревнованиях школьников по пулевой стрельбе в марте 1936 года. На фото также победители - Иосиф Эссельсон (ученик 10 класса 1-й школы БОНО), выбивший 100 очков из 100 возможных) и ученица 10 класса 6-й школы Ленинского района Ева Шушковская.
Комкор, Председатель ЦС "Осоавиахима" Р.Эйдеман и военный атташе США Ф. Феймонвилл на советско-американских соревнованиях школьников по пулевой стрельбе в марте 1936 года. На фото также победители - Иосиф Эссельсон (ученик 10 класса 1-й школы БОНО), выбивший 100 очков из 100 возможных) и ученица 10 класса 6-й школы Ленинского района Ева Шушковская.

К Файмонвиллу подвели агента "Электрика", якобы случайно познакомившегося с американцем около Большого театра.

И Файмонвилл не утерпел, решил тряхнуть стариной, хотя то, что происходило далее никак не входило в его обязанности главы миссии по ленд-лизу.

Для начала полковник выдал себя за советского гражданина, а после спектакля пригласил "Электрика" к себе на квартиру, где ненавязчиво пытался установить данные и разведывательные возможности «Электрика».

Приманку подготовили привлекательную. «Электрик» якобы имел доступ к государственным секретам СССР (видимо работал в обслуге какого-то из наркоматов по легенде), но испытывал материальные трудности пытаясь жить «на широкую ногу».

Желая проверить, не следят ли за «Электриком» Файмонвилл отвез советского агента на своей машине к дому «Электрика», чего делать было категорически нельзя.

В ходе бесед с «Электриком» полковник раскрыл подставленному ему агенту круг интересовавших вопросов, которые интересовали американцев в Москве, позволил выявить кое-какие свои связи, и подставился под дезинформацию советской контрразведки. В ходе этих бесед выяснились, что практически все американцы, находившиеся в те дни в Москве, или работающие в столице СССР, занимаются в той или иной мерешпионажем.

После этого советская контрразведка окружила весь персонал американских дипломатических и военных учреждений плотной сетью своей агентуры. Более того, имея списки из Народного Комиссариата Иностранных Дел, тех кто прибывает в составе той или иной миссии, контрразведчики успевали собрать через советскую агентуру в Вашингтоне и Нью-Йорке биографические данные прибывающих в СССР граждан США, и вербовать подходящих, зная их слабые стороны.

А виноват был полковник Файмонвилл, который повел себя, как дилетант, занявшись не тем, что ему было поручено.

И вновь вынужден оспорить мнение Ландера (к своему сожалению):

1) Не только потому, что в посольстве США в Москве и в Вашингтонском Госдепе Файмонвилла прозвали "красным генералом" и обвиняли в черезмерных симпатиях к Советскому Союзу и его руководству.

2) Не только потому, что официальная карьера Файмонвилла свидетельствует о его незаурядных способностях (в частности на военно-дипломатическом поприще).

3) Но более всего потому, что этот человек оставил неизгладимый след в истории нашей страны

  • как личный представитель Г. Гопкинса и Ф. Рузвельта по вопросам ленд-лиза в СССР, сумевший преодолеть про-германское и про-британское лобби в недрах американского военпрома и Госдепа и обеспечивший эффективные поставки по ленд-лизу;
  • как человек (вольно или невольно) сыгравший некую роль в разоблачении заговора среди высших командиров Красной Армии в 30-е годы. При этом в своих отчетах в Вашингтон о ходе "процесса над маршалами" он выражал своё мнение о правомерности действий советского руководства;
  • как человек, который внес значительный вклад в советскую культуру - в частности подсказавший Булгакову идею бала в "Мастере и Маргарите" приглашением на приём в американском посольстве, как духовный инициатор блестящего исполнения Г. Жжёновым роли разведчика в трилогии "Резидент" (они были знакомы с актером, неоднократно встречались и, более того, за эти встречи Жжёнову наши органы предъявили обвинение как американскому шпиону).

Истина, скорее всего, где-то посередине. Файмонвилл, безусловно, не был дураком, как не был и агентом ГПУ. Политический спектр Америки был очень широк. От почитателей нацизма в гитлеровском варианте(Форд и компания) до американских коммунистов (которые, впрочем, тоже были не "просоветские", скорее "прокоминтерновские"). И вот это вот наталкивает на определённые размышления. Наш персонаж много времени провёл в Сибири во время гражданской войны (это в нашем представлениии из советских учебников Сибирь -"белая", нет - скорее это заповедник эсеров, а "красные" в Сибири и на Дальнем Востоке скорее не большевики, а коминтерновцы). Вот из этого "салата с обилием ингредиентов" много чего вышло - от разведсетей на Дальнем Востоке (Зорге и его группа, например) до "фронды" среди старших командиров Красной Армии. И во всём этом движении наш герой был вовсе не посторонним, но при этом он вёл свою игру, о подробностях которой мы можем пока только догадываться.

(Источник: Ландер)