Как-то раз я читал одну очень интересную книгу и понял, что ничего из прочитанного не понял. Возможны 2 причины: первая - недостаточно интеллектуальных способностей, вторая - неправильный подход к чтению. Понятное дело первая отметается сразу. Что-то не так с моим подходом к чтению.
И вот, на просторах интернетов я нашел одну интересную книгу. Автор - советский философ С.И. Поварнин, название - "Как читать книги для самообразования".
Это небольшое произведение, страниц на 70, где без воды и прочей несусветной нудятины описаны принципы правильного и эффективного чтения.
Коротко о чтении
Профессор С.И. Поварнин разделяет два вида чтения: вредное и полезное.
Полезное, очевидно, это чтение, которое принесло пользу: новые знания, какой-то навык, просто воодушевление.
Вредное - это когда чтение не вызывает даже малейшей работы нашего серого вещества. Это приводит к появлению "фразеров" - выпендрежников, кто может только гвоорить умные слова не вникая в их суть. Зачастую это случается, когда люди читают невнимательно, взахлеб, без определенной цели.
И сразу же первый совет - не читайте в захлеб. Это перегружает человека и морально, и умственно тоже. Такое чтение приведет только к ухудшению здоровья и когнитивных способностей. Итог - каша в голове, нежелание к чтению.
Цели и способы чтения
Автор утверждает, что способ чтения зависит от цели чтения.
Цели чтения бывают низшими и высшими. Низшая цель - это убить время, почитать, чтоб заснуть и так далее. Высшая включает в себя:
- чтение для получение новых знаний;
- чтение для воодушевления;
- чтение великих произведений искусства для расширения кругозора;
- чтение для изучения какого-либо вопроса;
- чтение для самообразования.
Способы чтения тоже делятся на группы.
Первая группа:
- просто пролистать книгу;
- быстренько пробежаться по книге глазами и выхватывать только важные сведения;
- фрагментарное - пропускаем ненужные описания, как, например, в "Войне и мире" пропускаем описание дуба;
- полное чтение, но без работы над материалом - прочитали, что-то там запомнили и забыли;
- чтение с тщательной проработкой содержимого - идеальный вариант чтения.
Вторая группа:
- пассивное чтение - читаем и принимаем все то, что пишет автор;
- активное чтение - критикуем, разбираем, сомневаемся.
Третья группа:
- поверхостное чтение - это частичное и, чаще всего, неточное понимание прочитанного;
- углубленное чтение подразумевает полное усвоение материала.
Об идеальных условиях для чтения
Для эффективного чтения необходимы:
- способности к чтению;
- воображение;
- терпение, чтоб точно следовать потоку мыслей автора;
- отсутствие вредных привычек, например, бросать книгу, не дочитав ее;
- не думать о другом во время чтения - только о том, что читаешь.
Практические советы
Рассмотрим советы, как читать книги для самообразования.
Чтение с проработкой требует сил и терпения. Но, как говорит Поварнин, сразу же начинать чтение с проработкой немного неудобно. Это как рассматривать красивую картину, начиная с разбора маленького кусочка. Не увидев целую картинку, хотя бы предварительно, у вас не будет понимания о ней, даже если вы тщательно разберете каждый ее фрагмент.
Но автор предлагает решение - предварительно ознакомиться с книгой перед чтением, выхватить общую суть.
Первым делом нужно ознакомиться с содержанием книги. Смотрим на название книги, ибо чаще всего там отражена главная тема.
Еще читаем предисловие и введение. В предисловии автор может указывать задачи книги, на какие главы стоит обратить больше внимания, какие можно пропустить и т.д. Введение вводит в контекст произведения, обосновывает метод и общий план.
Обязательно изучаем оглавление. Как подметил Поварнин, оглавление книги - это как план города. Глянул на него и уже понятна общая суть. Какие темы затрагиваются, как связаны и многое другое. Оглавление не дает нам потеряться при детально проработке, ибо оно уже отражает все взаимосвязи между разделами.
Смотрим заключение книги, если это конечно не какой-то детективный роман. Что содержится в заключении, думаю, объяснять не стоит. Но просмотреть его на предварительном озанкомлении с книгой нужно, даже больше, чем нужно. Без этого общая картина будет неполной, а значит и при детальной проработке мы может упустить важные связи.
Если есть чертежи или другие сопутствующие иллюстрации - просмотрите их обязательно.
После ознакомления с предисловием, оглавлением, введением и заключением книги можно быстренько ее просмотреть целиком и составить первое впечатление о книге. При детальной проработке первые впечатления и выводы будут меняться, вскроются другие промахи. Это стимулирует наше серое вещество и результаты проработки засядут глубоко в подкорку.
Я решил разбить статью на две части, в одну все никак не уместить. О том, как читать книги с проработкой читатайте во второй части статьи.
Надеюсь, это было полезно. Если у вас есть предожения или замечания пишите, предложения обсудим, замечания обсудим и исправим.
Вместе с этим вы можете посмотреть:
- отечественные книги, рекомендуемые к прочтению;
- книги, которые стоит прочитать.