Птички, цветочки и немного археологии. Большой фотоотчет по итогам полевого сезона 2021 года.
Полевой сезон в Заполярье очень короткий, а успеть нужно много. Пришло время подвести итоги и посмотреть, что удалось сделать весной-летом 2021 года.
Полевые работы в 2021 году начались 1 мая с традиционного выезда на Немецкий остров. Вот уже несколько лет сотрудники Мурманского областного краеведческого музея изучают обитающую там крупную колонию серебристых чаек.
Сам остров расположен в устье реки Туломы близ города Кола. Людей там обычно нет, чем и пользуются местные птицы. Плотность заселения чаек там очень высокая, поэтому ходить по острову надо очень осторожно, чтобы не наступить на гнезда, которые в буквальном смысле встречаются на каждом шагу.
Выезд оказался недолгим, основная задача – рассчитать, когда у птиц начнут вылупляться птенцы, решена быстро, поэтому основное время было уделено фотографии и видеосъемке. Чайки довольно спокойно отнеслись к нашей аппаратуре и нам повезло снять чаек в процессе насиживания яиц.
На Немецкий остров нам еще предстояло вернуться в июне, а пока, в ожидании лета мы прочесывали мурманские парки и скверы в поисках гнезд мелких воробьиных птиц.
С каждым годом гнездование начинается в городе все раньше, а в 2021 году к этому добавилась еще и сильная апрельская оттепель. Так что к середине мая у дроздов-рябинников уже вылупились первые птенцы.
Во второй половине мая орнитологические изыскания пришлось прервать. В Мурманскую область приехала Кольская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры Российской академии наук и меня пригасили поработать с ними на нескольких объектах региона.
Смысл исследований заключался в проведении археологической экспертизы на территориях, где планируются строительные или хозяйственные работы. Как правило, ничего интересного в таких исследованиях нет, но зато предоставляется отличная возможность поездить по области и побывать в новых для себя местах.
Что из себя представляют подобные исследования? Как правило, в определенных, «перспективных» с точки зрения археологии участках закладываются шурфы площадью от 1 до 4 м2. В случае, если ничего представляющего интерес для науки найти не удалось, пишется заключение об отсутствии на участке памятников археологии и территория передается строителям.
Основные работы, в этот раз, пришлись на западные предгорья Хибин. В частности, удалось побывать на очень красивой реке Малой Белой.
Когда-то через реку был наведен подвесной мост, но сейчас от него остался только один трос. На следующих кадрах широко известный в узких кругах доктор исторических наук форсирует Белую, пользуясь остатками этого самого троса.
В общем-то форсирование реки оказалось самым ярким приключением очередного этапа полевых работ. Окончив обследования, мы разъехались в разных направлениях, и я вернулся домой.
В окрестностях Мурманска начали гнездиться разные кулики и мы поспешили на берег Кольского залива, для проведения наблюдений.
У Кольского моста мы встретили кулика-сороку. Эта птица, с очень выразительной внешностью несколько лет избегала наших объективов и вот, наконец-то, нам повезло, и мы смогли сделать нужные кадры.
Радость была недолгой. В Мурманске стояла аномальная жара и 3 июня был установлен суточный рекорд +27°C. В результате камера, сняв напоследок, долгожданного кулика, не выдержала перегрева и навсегда вышла из строя.
Это была катастрофа. В самом начале полевого сезона остаться без основного инструмента. К счастью, сфера культуры сегодня не испытывает недостатка в финансировании как в прежние годы, и практически сразу музей закупил нам новую компактную экшн-камеру.
Пока оформлялись все необходимые документы, мы продолжали работать в окрестностях города, ограничиваясь исключительно фотографиями.
Много лет музейные сотрудники развешивают близ Мурманска синичники, в которых наблюдают размножение дуплогнёздников. В 2021 году без шансов для остальных конкурентов в искусственных гнездовьях доминировала большая синица.
В те же дни на маленьком безымянном озере в сопках было обнаружено гнездо краснозобой гагары.
Птица предпочла уединиться на крохотном островке, поэтому чтобы добраться до гнезда пришлось с собой нести лодку.
Чтобы лишний раз не тревожить обеспокоенных родителей, работали очень быстро: накачали лодку, подплыли, сделали фотографии, осмотрели гнездо и ушли под облегченные крики родителей.
Были и другие находки – различные гнезда чаек, куликов и певчих птиц, но о них, как-нибудь в другой раз.
На острове Немецкий начали вылупляться птенцы серебристых чаек и пока они не разбежались в разные стороны, нужно было срочно их окольцевать.
В этой поездке нам оставили компанию журналисты телекомпании ТВ-21, которых очень заинтересовали наши похождения.
За пару часов нами было окольцовано более 80 птиц. Надеемся, что в ближайшие годы мы получим много новой информации о продолжительности жизни и путях миграции мурманских «бакланов» (по-моему никакая просветительская работа не заставит мурманчан называть серебристых чаек своим именем).
По итогам поездки журналисты ТВ-21 сделали двухсерийный сюжет с интригующим названием «В погоне за чайкой». Ознакомиться с ним при желании можно здесь и здесь.
Териберка – Климковка
15 июня Мурманская орнитологическая экспедиция выехала в район Териберки, откуда мы пешком прошли до устья реки Климковки (всего получилось около 140 км).
Рассказ об этой экспедиции заслуживает отдельной публикации, поэтому здесь ограничусь несколькими фотографиями и парой комментариев.
За девять дней мы обследовали приличный участок Мурманского берега, собрали новые материалы для пополнения музейных коллекций, зарегистрировали более 50 видов птиц.
Большинство озер на маршруте оказались олиготрофными (необитаемыми). Судя по всему, зимой они промерзают насквозь, поэтому там нет водорослей, рыбы, а значит нет и птиц.
Дефицит птиц на отдельных участках мы компенсировали красивыми пейзажами.
Главными находками экспедиции, конечно, стали гнезда гаги обыкновенной. Занесенная в Красную книгу, эта крайне занимательная птица, о которой обязательно рассказывают на каждой экскурсии в музее, с комфортом обосновалась в окрестностях Териберки.
Выложенные пухом гнезда, точь-в-точь как на картинке в учебнике, стали для нас приятным сюрпризом в последний день работы экспедиции.
Новая камера себя показала с самой лучшей стороны.
Вернувшись домой, мы еще успели застать гнездование у водоплавающих птиц в Мурманске. Но в общем, на этом орнитологический сезон по большей части был окончен.
На смену птицам пришли поездки по разным уголкам области. Очень давно мы планировали побывать в урочище Могильный ров. Тем более, что про это место иногда все-таки спрашивают посетители.
Могильный ров – это крупное ущелье, расположенное в 10 километрах к востоку от Мурманска. Информации об этом месте немного. Единственное, что можно утверждать уверено, это то, что согласно карте Стрельбицкого 1871 года где-то через эти места проходил путь саамов от зимнего Кильдинского погоста к летнему и обратно. Связано ли это как-то с названием урочища, лично мне неизвестно.
Даже если когда-то в этих местах и бывали саамы, сегодня никаких следов их пребывания не сохранилось. Поросшие мхами и лишайниками камни, красивые ручьи, сбегающие водопадиками на дно ущелья и свой микроклимат. При желании в местных озерах можно поймать форель.
В июле началась активная подготовка к нашей археологической экспедиции. В ожидании всех необходимых документов от Института археологии, мы продолжали свои поездки.
Для фондов музея мы сделали фотографии водопадов на Лавне и Титовке.
Еще одна важная задача, стоявшая перед нами летом 2021 года – начать формировать новую фотоколлекцию цветов, растущих в Мурманской области. Дело в том, что те снимки, которые имеются в фондах музея морально устарели. Они черно-белые и современным требованиям, мягко говоря, не удовлетворяют.
Поэтому во всех поездках мы фотографировали всю встречающуюся под ногами флору. Она, по крайней мере, не убегает из кадра в самый неподходящий момент.
Мурманская археологическая экспедиция
В августе мне выдали долгожданный Открытый лист (это такой документ, который дает право на проведение археологических исследований) и мы отправились в Ловозерский район.
На этот раз наша экспедиция сосредоточила свое внимание на побережье реки Вирмы и озера Поповского. Как и работы в Териберке данное мероприятие заслуживает отдельного большого поста. Поэтому предлагаю просто посмотреть несколько фотографий из полевого отчета.
Сразу отвечу на самый часто задаваемый вопрос – «А какой самый интересный предмет вы нашли?». В 2021 году таким предметом стала пила из песчаника. Точнее говоря, точка в вопросе функционального назначения еще не поставлена. Ждем вердикта трасологов. Это такие ученые, которые смотрят на орудия через микроскоп и по следам на орудия определяют, как его использовали.
Из заслуживающего внимания я бы еще назвал фрагменты керамики типа залавруга (конец IV-III тыс. до н.э.). Эти обломки древних сосудов – ровесники египетских пирамид. Пока на берегах Нила древние египтяне строили для своих фараонов роскошные погребальные сооружения, на берегу Ловозера местные охотники делали глиняную посуду и ловили рыбу.
Хорошо дополнили картину несколько фрагментов керамики типа ловозеро, относящихся к более позднему времени (II-I тыс. до н.э.). Такое соседство предметов в культурном слое удивлять не должно. Берега Ловозера были заселены еще со времен позднего мезолита (V тыс. до н.э.), а в более поздние эпохи людей там становилось только больше.
Всего за 10 дней нами было обнаружено три новых стоянки древнего человека с датировками IV-I тысячелетия до н.э.
За десять дней нашей работы на археологической карте области появились памятники Поповское-II, Поповское-III, Поповское-IV.
Таким вот для нас получился третий полноценный полевой сезон Мурманской археологической экспедиции.
На пару дней мы вернулись в Мурманск, а уже 15 августа свой профессиональный праздник (День археолога) я отмечал в Оленегорске. Там я присоединился к коллегам из Кольской археологической экспедиции, и мы продолжили заниматься археологической экспертизой на участках «подлежащих хозяйственному освоению».
К концу августа полевой сезон 2021 года подошел к концу. Оглядываясь назад, можно сказать, что он получился очень ровным и спокойным. Каких-то сенсационных открытий сделано не было, но и разных ненужных приключений избежать удалось. Итоги прошедшего года стоит признать вполне себе положительными. Не так уж и мало мы успели за наше короткое заполярное лето. А впереди были еще камеральная обработка новых коллекций, написание отчётов и статей.
По сложившейся традиции, в завершении хочу сказать большое спасибо всем, кто помогал нам в организации наших экспедиций и подготовке этого материала.
Георгий Андреевич Дзенисов, заведующий отделом экспозиционно-выставочной деятельности Мурманского областного краеведческого музея