Янычары, мамлюки, послужильцы, кантонисты. Кто они?
Здравствуйте, дорогие читатели!
Все термины, указанные в названии статьи, относятся к профессиональным военным. Объединяет их то, что свою профессию они выбирали не сами.
Поскольку вопросы подготовки военнослужащих в истории имеют много тонкостей и исключений из правил, то автор несколько упростит ситуацию при изложении темы.
1. ЯНЫЧАРЫ. Слово «янычары» буквально по-турецки означает «новое войско», которое было создано турецким султаном Мурадом-1 в 1365 г. По сути, это была ударная пехота, состоящая из государственных рабов, которые пользовались определенными свободами, могли разбогатеть и сделать карьеру.
Как правило, войско янычар комплектовалось из славянских юношей 8…16 лет, вывезенных из христианских стран на основании «налога кровью», что было одной из повинностей в покоренных Османской империей территориях. Естественно, религией янычар был ислам. Иудеев в янычары не брали, но с 1683 г. в янычары начали попадать и мусульманские юноши.
Янычары официально считались рабами султана и постоянно жили в монастырях-казармах. Обзаводиться семьей и собственным хозяйством им до 1566 года было запрещено. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военной науки, янычары изучали турецкий язык, теологию ислама, право, литературу. Воины-инвалиды и старые янычары получали пенсию.
Данный институт просуществовал до 1826 г., когда корпус янычар был расформирован указом султана Махмуда-2, а их недовольство по этому поводу – жестоко подавлено.
Наиболее известным в истории воином-янычаром был, вероятно, серб Константин Михайлович из Островицы, написавший в 15 веке книгу «Записки янычара».
2. МАМЛЮКИ. Слово «мамлюки» означает буквально «принадлежащие», то есть рабы, принадлежащие хозяину. Институт мамлюков сформировался значительно раньше янычар – в 9 веке, но, по сути, это были те же воины-рабы, вывезенные турками в раннем возрасте из покоренных стран на основании «налога кровью».
Первоначально это были юноши тюркского происхождения, но затем к ним добавились представители кавказских народов. Среди мамлюков были также египтяне, греки, южные славяне. Образ жизни мамлюков, рабов султана, был в основном, как и у янычар.
В отличие от янычар, мамлюки были конными воинами, которые ценились несколько выше пехоты.
В 1250 г. мамлюкам-тюркам удалось захватить Египет, где они организовали собственное государство – Мамлюкский султанат, который успешно громил и татар, и крестоносцев. При этом, естественно, связи с Турцией были нарушены, хотя из рабов по-прежнему формировался нижний слой касты мамлюков. Султанат просуществовал до 1516 г. пока не был захвачен Османской империей во главе с султаном Селимом-1. Однако мамлюки сохранили своё влияние в Египте в качестве сословия вплоть до 1811 года, когда египетский султан Мухаммад Али распорядился полностью истребить их.
Служили мамлюки и в армии Наполеона и, в частности, помогли в 1805 г. выиграть сражение при Аустерлице. В самый решительный момент битвы, когда удача уже склонилась в сторону русских, Наполеон бросил в бой своих гвардейцев – конных егерей и мамлюков.
Эта атака изменила ситуацию, поскольку мамлюки взломали каре (боевое построение пехоты) русской лейб-гвардии и захватили артиллерийскую батарею, а также в плен попали 120 солдат во главе с князем Репниным.
Мамлюки отличались отвагой и верностью. Даже поэт Пушкин А.С. написал стихотворение «Делибаш» («отчаянная голова» по-турецки), в котором слово «лава» - это боевое построение казаков:
Перестрелка за холмами;
Смотрит лагерь их и наш;
На холме пред казаками
Вьется красный делибаш.
Делибаш! не суйся к лаве,
Пожалей свое житье;
Вмиг аминь лихой забаве:
Попадешься на копье.
Эй, казак! не рвися к бою:
Делибаш на всем скаку
Срежет саблею кривою
С плеч удалую башку.
Мчатся, сшиблись в общем крике.
Посмотрите! Каковы?
Делибаш уже на пике,
А казак без головы.
Наиболее известным в истории мамлюком был, вероятно, Рустам Раза, оруженосец и телохранитель Наполеона Бонапарта.
3. ПОСЛУЖИЛЬЦЫ. Из названия понятно, что это служивые люди, другое их название – боевые холопы. Данный институт (сословие) существовал в Российском государстве в 16…18 веках и состоял в основном из рабов-холопов, которые с юношества обучались военному делу. Холопы – это слуги, которые, в отличие от крепостных крестьян, не были привязаны к земле и не имели никакой собственности. Однако хозяин (князь, боярин, дворянин) был обязан их кормить и одевать.
Боевые холопы (послужильцы) занимали промежуточное социальное положение между дворянством и крепостными крестьянами. Они входили вооруженную свиту и личную охрану землевладельцев, а также составляли значительную часть поместного войска. В дальнейшем (со второй половины 16 века) ряды послужильцев стали пополняться и так называемыми «сынами боярскими», то есть безземельными дворянами, желающими сделать военную карьеру при богатом князе или боярине.
Функция послужильцев состояла также и в личном обогащении их хозяев. Чем больше было частных воинов, тем больше добычи они могли захватить и унести домой к хозяину.
Нарастающее господство государственной земельной собственности привело к тому, что деятельность боевых холопов утратила характер частной службы и приобрела вид государственной повинности. А император Петр-1 окончательно положил конец использованию находящихся в личной собственности боевых холопов посредством включения их в регулярную армию.
Наиболее известным в истории боевым холопом был, вероятно, Иван Исаевич Болотников – предводитель восстания (крестьянской войны) 1606…1607 гг. против правления Василия Шуйского.
4. КАНТОНИСТЫ. Название данного института происходит от слова «кантон», то есть округ в западной Европе, откуда набирались рекруты.
В Российской империи институт кантонистов был скопирован из Пруссии и просуществовал с 1805 по 1856 гг., пока не был отменен императором Александром-2. По сути это были гарнизонные школы, где учили солдатских детей (с 7…12 лет) военному делу, поскольку они принадлежали к военному ведомству.
С 1827 г. в кантонисты стали забирать не только русских (великороссов, малороссов, белорусов), но и польских, финских, цыганских и еврейских детей по квоте. Квота призыва составляла для христиан – 7 детей с 1000 мужчин и 10 детей с 1000 мужчин для лиц нехристианской веры ежегодно. Дети-рекруты отрывались от семьи, обязательно переводились в православную христианскую веру и обучались военным наукам.
Из кантонистских учебных заведений выпускались строевые унтер-офицеры различных военных специальностей (пехотинцы, артиллеристы, строители, топографы, чертежники, музыканты, писари и т.д.).
Для многих детей (а их обычно набирали из бедных семей) институт кантонистов являлся социальным лифтом, поскольку православный унтер-офицер за заслуги мог стать офицером и дворянином.
Вместе с тем отдельные еврейские авторы обижаются на Российскую империю за институт кантонистов, поскольку там иудаизм менялся на православие и «число еврейских солдат в рядах русской армии всегда заметно превосходило процент евреев в населении России» [А. Шульман статья «Кантонисты – «живодерня» для еврейских детей в России»]. Данный автор отчасти прав, но такое было далеко не всегда. Дело в том, что обособленные еврейские общины часто не могли заплатить налоги государству и сами предлагали детей-рекрутов из бедных семей взамен (один ребенок за 500 руб. долга).
Наиболее известным в истории сыном кантониста был, вероятно, генерал от артиллерии Николай Иудович Иванов, не подчинившийся своему императору Николаю-2 в феврале 1917 г.
С уважением,
Системщик.