Найти тему
Алексей Харин

РУССКИЕ ФИЛОСОФЫ В ПОИСКАХ АБСОЛЮТА XIX ВЕК

РУССКИЕ ФИЛОСОФЫ В ПОИСКАХ АБСОЛЮТА. XIX ВЕК

Вновь по традиции обращаюсь к обзору книг по четвергам. В этот раз речь пойдёт о книге вятского автора Владислава Викторовича Сарычева «Искатели Абсолюта. История русских гегельянцев» (Том 1, Издательство «Умозрение», СПб., 2021). Тема Гегеля в России и его последователей поднималась и раньше. Однако, судя по всему, не в таком объёме, как сейчас.

Что касается издательства «Умозрение», то оно специализируется на выпуске качественной философской литературы. Директор издательства – Юрий Евгеньевич Губницын всегда с большим увлечением, интересно пишет о новых книгах, пишет так, что их хочется конечно же купить и прочесть.

Что касается книги «Искатели Абсолюта…», она хорошо оформлена и её приятно держать в руках. Автор книги – Владислав Викторович Сарычев задался целью подробно исследовать историю русского гегельянца. Пока вышел первый том. Остаётся надеяться, что данный проект будет реализован полностью (планируется издать три тома).

Написано исследование больше в популярном стиле. Автор увлекательно, на высоком философском уровне, рассказывает историю русских гегельянцев. При этом сначала вкратце даётся введение в немецкую классическую философию, её проблематику, и, безусловно, в философию Гегеля. Автор словно «на ты» с И. Кантом, И.Г. Фихте, В.Ф.Й. Шеллингом и Г.В.Ф. Гегелем, прекрасно показывая их основные идеи и замечательно ориентируясь в сложном мире немецкой классической философии. Притом, здесь умелое сочетание научности, отсутствие упрощения идей немецких философов, и в то же время лёгкости изложения. Нужно сказать, что на протяжении всей книги автору удаётся выдержать эту линию.

Такое введение необходимо, чтобы лучше понять и наших гегельянцев. Но Владислав Викторович Сарычев не спешит переходить сразу к своей теме. Кратко им даётся обзор русского шеллингианства. Тем более, что сначала в Россию пришло увлечение В.Ф.Й. Шеллингом, а затем уже и Г.В.Ф. Гегелем (Кант появился позднее).

Но почему именно Г.В.Ф. Гегель и русские гегельянцы приковывают внимание автора и почему он хочет нам рассказать именно о них? Для автора изучать Гегеля необходимо, поскольку немецкий мыслитель (в представлении В. Сарычева) – это вершина философии. Русская культура основана как на философии, так и на Гегеле, как её высшем проявлении. Однако в современном российском общественном сознании как раз «слишком мало Гегеля». Отсюда и интерес автора книги к указанной теме.

На протяжении почти семисот страниц В.В. Сарычев увлекательно рассказывает о первом поколении русских гегельянцев (по сути это 1830–1880-е гг.). Перед нами проходит и один из первых создателей кружков 1840-х гг. – Н.В. Станкевич, и «неистовый» критик и литератор В.Г. Белинский, и променявший философию на революционную деятельность бунтарь М.А. Бакунин, и почти достигший (по автору) вершин Духа А.И. Герцен, и профессор всеобщей истории Т.Н. Грановский. Здесь же мы видим и другие фигуры – верного соратника А.И. Герцена – Н.П. Огарёва, идеологов славянофилов – К.С. Аксакова и Ю.Ф. Самарина. Помимо них перед нами идеолог консерватизма М.Н. Катков, литературный критик В.П. Боткин и писатель И.С. Тургенев.

С обилием цитат, живо автор рассказывает их биографии и основные идеи, показывая как все эти мыслители штурмовали вершины Абсолюта. Кому-то удавалось подняться высоко. Например, Н.В. Станкевичу (на наш взгляд, о нём автор пишет с особой симпатией и сожалением, что этот мыслитель, подававший большие надежды, так рано ушёл из жизни), А.И. Герцену, Т.Н. Грановскому, даже в какой-то степени (через посредство литературы) И.С. Тургеневу. Кто-то срывался с вершин на подступах к Абсолюту, как это случилось с В.Г. Белинским, К.С. Аксаковым, М.Н. Катковым…

Автору удалось создать интеллектуальную атмосферу того времени. Герои книги вместе со своими друзьями, окружающими размышляют и страдают, дружат и ненавидят, влюбляются и радуются, ссорятся и мирятся, полемизируют и создают свои произведения. И все они верят в нечто лучшее, что ждёт их впереди. И это не удивительно, т.к. XIXвек характеризовался идеей прогресса. Люди искренне надеялись, что, возможно, грядёт иной, более лучший мир. Хотя кто-то, в т.ч. и из героев книги, пристально вглядываясь в окружающую действительность, предчувствовал и иные результаты…

Биографические подробности, обилие цитат делают работу живой. Притом, цитат хотя и много, но они не забивают само повествование, всегда уместны и позволяют лучше понять того или иного героя. Размышляя о философии XIXвека в России, автор проводит параллели с нашим временем, старясь сделать своих героев современниками.

Безусловно, есть моменты, вызывающие и полемику. Можно упрекнуть автора, что он где-то и субъективен. Например, о некоторых из своих героев В.В. Сарычев пишет с симпатией, о других даже иногда с осуждением. Однако кто из нас беспристрастен? Невозможно требовать от исследователя полной беспристрастности. На наш взгляд такие моменты даже ещё больше оживляют книгу. Видно как автор сорадуется своим героям, сопереживает им, огорчается когда они (на его взгляд) сходят с пути истины…

Для автора Г.В.Ф. Гегель – Учитель, именно с большой буквы. Соответственно, те, кто идёт по пути И.Г. Фихте или Шеллинга уже сбиваются с истинного пути. Гегель – вот путь истины. Это касается где-то и того же Бакунина и Белинского, но не только их. Даже одного из своих любимых героев – Н.В. Станкевича автор упрекает в некоторых ошибках, объясняя это шеллингианством… Наверное с такой трактовкой учения Гегеля как абсолютной истины можно было бы тоже поспорить. Тем более, что автор сам постоянно пишет о многоголосии философии.. Кроме того, для кого-то вершиной современной философии является Кант. Однако то что Гегель – одна из вершин в мировой философии – бесспорно… И здесь полное право автора восхищаться им.

Ещё один спорный момент – настоящая борьба автора с иррационализмом. В.В. Сарычев не приемлет позднего Шеллинга, Шопенгауэр т.к. их философия – это даже и не философия, а заблуждение, ведущее к опасным последствиям. Напомним, что в своих последних работах Шеллинг по сути уходит в мистицизм. Что касается философии А. Шопенгауэра, то перед нами ярчайшее воплощение философии иррационализма.

Что уж говорить о религиозной философии, к которой склонялись славянофилы… Понятно, что она для В.В. Сарычева (но и не только для него) неприемлема.

Безусловно, и данный тезис спорный. Всё-таки часть специалистов выделяет в философии два направления. Это классическая философия (древние греки, рационализм XVII в., немецкая классическая философия) и иррационалистическое направление, к которому можно отнести множество течений (в т.ч. и религиозную философию).

Но тем и интересна эта яркая полемичная работа в целом. Автор демонстрирует замечательное знание литературы, эпохи. Книга заставляет думать, переживать, спорить. Возникает в ходе прочтения книги, и желание обратиться к самому Гегелю, прочитать или перечитать вновь его работы.

Подводя итог, надо сказать, что «Искатели Абсолюта…» из тех книг, которые можно перечитывать. Книга будет интересна и полезна как профессиональным философам, так и историкам. Как специалистам, так и широкому кругу читателей. Всем, кто интересуется русской культурой XIX века. Замечательно, что книга о русских гегельянцах, вышедшая в Санкт-Петербурге, принадлежит вятскому автору.

Остаётся поблагодарить автора (и издательство) за книгу и пожелать реализации задуманного интересного проекта на таком же уровне.

Наука
7 млн интересуются