Вчера я рассказывал о том, как "пролетела над городом Парижем" столярная мастерская моего знакомого. Вложив в станки, помещение, оборудование и материалы 2,2 миллиона он остался ни с чем, всё пришлось продавать.
Теперь он "счастливый" сотрудник крупного металлургического производства с долгом в 1,4 миллиона, ни о какой работе на себя даже слышать не хочет и считает, что ещё легко отделался. Что ж, его право так думать.
Однако сегодня я бы хотел рассказать о другом примере. И опять про столярную мастерскую, о которой рассказывал год назад. Дима - мой сосед, живёт по моей улице примерно через 10 домов. Оборудовал свою столярную мастерскую в гараже-пристройке к дому.
Он начинал как обычный, самый заштатный сборщик корпусной мебели, изучил дизайн, 3D-программы и начал сам проектировать и собирать детские, спальни, кухонные гарнитуры. Наша кровать сделана его руками и до сих пор служит верой и правдой.
Однако со временем Дима столкнулся со всё большей конкуренцией со стороны других мастеров и сетевых мебельных магазинов типа "Очень много мебели" и "Кухни за 3 копейки". Сами понимаете, мастеру одиночке трудно вывозить всё на своём горбу и делать качественную мебель за те самые 3 копейки.
Одиночка никогда не выиграет по цене у крупной фирмы!
Колебался он долго, но в один прекрасный день сказал себе "Хватит!" и отказался от работы с ДСП. Вместо этого переориентировал свою мастерскую на производство уникальных предметов мебели из дорогих сортов древесины.
Когда столик стоит 50-80 тысяч, за счёт большого объёма работы, уникальности и дорогого дерева можно делать приличную наценку. Это позволило мастерской выжить и, в целом, решение было верное.
За три прошедших года жизнь Дмитрия изменилась кардинально: он переехал из города в деревню, построил там новый дом, новую мастерскую и помимо мебели начал осваивать новое направление, тесно связанное с увлечением всей его жизни.
Дело в том, что Дима турист со стажем, исколесил половину России и весь Урал. И столкнулся с тем, что в России нет нормального производства домов-прицепов. Нет, маленькие прицепы-капли уже делают, есть производство экспедиционных прицепов и кунгов.
Но настоящих домов на колёсах, которые бы выдерживали жару и холод, путешествия по горам, давали бы полную автономку, а не просто поездку от стоянки до стоянки нет.
Их просто нет!
Даже импортные прицепы такого не могут, они предназначены для длительных поездок по нашим просторам, особенно зимой.
Поэтому Дима решил открыть производство больших и комфортных домов на колёсах, которые были бы комфортны зимой и летом, имели кондиционер, все удобства (почивальник, умывальник, сральник) могли бы снабжать сами себя настоящим 200-в электричеством.
От курганского прицепа, который он взял за основу практически ничего не осталось, только рама, подвеска усилена элементами от Пежо Боксер, собрал утеплённый каркас ПИР-плит, установил все коммуникации, проводку, полноценные окна со стеклопакетами.
Сейчас в его мастерской заканчивается работа над последним вариантом прицепа, идёт этап отделки: готовятся декоративные панели, устанавливается вентиляция, кухонная техника.
И, главное, на этот и несколько следующих прицепов уже есть заказчики. Даже сейчас, в весьма непростое время, у мастерской появились клиенты, которые готовы выложить далеко не маленькую сумму денег за комфорт в дороге, который не получить ни в каком другом прицепе ни за какие деньги.
К чему это я всё веду? Да всё к тому: мало что-то делать для себя, чтобы не потеряться во множестве мастеров нужно искать возможности для роста и создания уникального производства. Ведь по сути, именно так на Западе создавались семейные мастерские, которые со временем переросли в крупные предприятия.
Что сказать ещё? Хотите выжить в кризис? Ищите своё окно, свой шанс.