Его матерью была внучка и тезка Екатерины Великой. Женщина незаурядного ума и железной воли (ссылочка на историю о ней внизу статьи). А по отцовской линии были герцоги Ольденбургские. Мальчик родился в России, в те дни, когда по стране шагали войска Наполеона. Мать тогда активно занималась вопросами народного ополчения. Эти же был занят и отец, но так вышло, что заразился тифом и умер.
Мальчика звали Константин Фридрих Петер. Здесь были отсылки и к Константину Павловичу, и к Фридриху Великому, и к Петрам (с одной стороны герцогу Ольденбургскому, с другой стороны к Петру Первому). Уже своим рождением Петр оказался на перепутье между Европой и Россией. И выбор должен был быть сделан.
Мать вела его в Европу. Она вышла замуж в Вюртемберг. Сына не оставила в России, взяла с собой. А когда она умерла, Пете было всего шесть лет. Она вновь распорядилась не отправлять в Россию, а в Ольденбург, к деду, воспитываться немецким герцогом. Это было прекрасное время. Дед-герцог настолько был озадачен воспитанием своих потомков, что обеспечивал им максимально насыщенную образовательную программу. Внуков учили всему: естественным наукам, древним и современным языкам, риторике, политике. Да не просто для галочки. Образование было на контроле у герцога.
Екатерина Павловна, была, конечно, женщиной властной, но она не могла изменить судьбу. Петру не не было предначертано жить и умереть немцем. Первой на него обратила внимание освобожденная Греция. Там искали себе монарха и рассматривали кого только можно, в том числе и про Петра вспомнили. Но выбрали в итоге другого. А вспомнивший в это время о племяннике российский император Николай решил призвать его в Санкт-Петербург.
Как и положено князьям Романовым, юношу определили служить военному делу. Но Петру служба была не по душе. Его тянули к себе книги, ему претила необходимость беспрекословно подчиняться командирам. У него отсутствовали стремление к великим битвам и амбиции стать великим полководцем. Но он и не хотел смириться. Случившееся вряд ли стало переломной точкой, скорее очень удобным поводом, который следовало использовать для спасения своей жизни.
Двадцатидвухлетний Петр прибежал к министру внутренних дел в полушоковом состоянии и требовал своей отставки. Его впечатлило, как солдаты исполняли приказ по телесному наказании женщины. Ничего общего после этого с армией он не хотел. Такой напор не только министр не смог унять, даже император отнесся с пониманием.
Разумеется императорский племянник не пропадет в кулуарах биржи труда. Его пристроили в министерство юстиции, в Сенат. От Сената он вскоре сам отказался, слишком скучно и декоративно казалось пребывание. Зато уже через полгода после начала работы в Минюсте, Петр Ольденбургский предложил проработанный проект, казалось бы, элементарной вещи. Он увидел, что законами занимаются люди, лишенные должного образования, а значит стране необходимо Училище правоведения. Уже через год оно было открыто и начало своё функционирование.
Это было лишь начало. Петр Георгиевич стал развивать и другие важные, по его мнению направления. Принимал участие в реформировании судебной и крестьянской реформе. Его волновала и система образования. Его назначили опекуном Воспитательного общества благородных девиц, а он из этого развил деятельность так, что сумел внедрить в стране и женское образование. Он спланировал и регламент, и систему обучения в женских училищах, уже вскоре их по стране появились десятки.
Его женой стала Терезия Вильгельмина, дочь немецкого герцога. Женщину описывали очень красивой, но настолько умной, и едкой в общении, что многие её побаивались, считали слишком саркастичной и даже злой. Но с Петром у них сложился хороший брак. Восемь детей появились на свет. Да, к тому же супруг сумел Терезию увлечь своей деятельностью. Герцогине он поручил заниматься школой для бедных девочек, два ночных приюта. Она тоже занималась не ради "галочки". Под ее руководством целый институт, где девушек обучали за государственный счет, создала Общество сестер милосердия в Петербурге, завлекла туда своих скучающих родственниц-княгинь, которые стали служить благородному делу.
А Петру Ольденбургскому постепенно передавали "под крыло" и другие учебные заведения, он и в них менял регламенты, формировал актуальную повестку, даже в ряде случаях был вынужден создать курсы для преподавателей, чтобы повысить уровень обучения.
Отдельная история - благотворительность. Он и сам основал приют для детей сирот, и жертвовал личные деньги на поддержку больниц, школ, приютов.
Он верил в то, что перемены грядут, что Россия обновляется и становится новой, образованной, ответственной на всех уровнях. В этой идее он жил всю свою жизнь. В марте 1881 года ему было 68. Молнией пронзило его известие об убийстве его любимца, императора-реформатора Александра Второго. Россия нуждалась в переменах, она жаждала перемен и развития, но сама же их и пресекала. У Петра Георгиевича резко пошатнулось здоровье, вдруг проявилось воспаление легких. Он не перенес его, пережив Александра всего на 2 месяца.
Сейчас вроде само собой разумеющееся, что в стране есть институты правоведения, что женщины получают образование, но всего около двух веков назад должен был найтись кто-то, кто даст этому старт. Он не был императором. Но он смог. В благодарность - он забыт широкой общественностью, а его могила была осквернена в 1930-х годах. "Он же князь, значит плохой".
Как и обещали, ссылочка на статью про его маму, она вряд ли успела его много ему дать, но видно, что у них есть общее, екатерининское, русское:
Ставьте лайк, подписывайтесь на "11 ЭКЮ", делитесь с друзьями в соцсетях. Ждем Вас и в нашем теплом уютном Телеграм-канале.