Найти тему
Издательство "Гангут"

Операции германского флота на Балтике осенью 1939 года

Германский броненосец «Schleswig-Holstein» ведет огонь по защитникам польского  гарнизона Вестерплатте. Сентябрь 1939 года
Германский броненосец «Schleswig-Holstein» ведет огонь по защитникам польского гарнизона Вестерплатте. Сентябрь 1939 года

С этого выпуска редакция сборника «Гангут» начинает публикацию труда германского историка Х. Бахмана «Военные действия немцев на Балтийском море осенью 1939 года», печатавшегося на страницах журнала «Marine Rundschau» в 1971 году. Перевод № 2191, хранящийся в собрании Центральной военно-морской библиотеки, выполнен сотрудником Центрального научно-переводного бюро Военно-морской академии ВМФ СССР Е. Г. Богдановой-Катьковой в 1972 году.


1. Охрана входов в Балтийское море

После того как
3 сентября 1939 года оба больших польских корабля
из числа оставшихся на Балтийском море — эскадренный миноносец «Wicher» и минный заградитель «Grif» — были потоплены германской авиацией, и после потопления, по немецким данным, двух польских подводных лодок из пяти
(одна была уничтожена достоверно, другая — предположительно) перед военно-морской группой «Ost» были поставлены следующие задачи:
а) охрана пролива Каттегат и входов в Балтийское море;
б) разведка морского района всей южной части Балтийского моря
с целью обнаружения польских и, возможно, английских подводных лодок;
в) защита от упомянутых подводных лодок собственных морских перевозок в западной части Балтийского моря, а начиная с
4 сентября 1939 года — также перевозок на линии Восточная Пруссия — Рейх.После распространения военных действий на Англию и Францию германский флот 3 сентября приступил к постановке минных заграждений
в проливах Зунд, Большой и Малый Бельт. Командующий охраной водного района Балтийского моря контр-адмирал Мооц сформировал для этого три соединения, приступивших к выполнению задачи на рассвете
4 сентября.
В Большом Бельте заграждение «Большой медведь»
(«Gröβer Bär») осуществлял минный заградитель «Preussen» (корветтен-капитан
F. Рекке)
, под прикрытием 5-й флотилии (5. R-Аl.) катерных тральщиков. Оба заграждения в проливе Зунд («Undine-2» и «Undine-3») выполнили минные заградители «Hansestadt Danzig» (фрегаттен-капитан Говальдт) и «Brummer» (капитан цур зее Лейтхаузер).
Постановку прикрывали тральщики М-75, М-84, М-85 и учебная флотилия миноносцев. Тихая погода и довольно хорошая видимость облегчали минным заградителям навигационное определение начальной точки
и выдерживание заданного курса постановки мин, которая завершилась
к 7 ч 47 мин
4 сентября.

Закончив постановку заграждения в Зунде, минный заградитель «Brummer» обозначил временный проход через него рыбачьим буйком. На рассвете 5 сентября минный заградитель «Tannenberg» (корветтен-капитан фон Ягов) выставил третье заграждение в проливе Зунд («Undine-1»).
Менее чем через час после постановки первого минного заграждения появилась первая жертва. В 8 ч 37 мин
4 сентября миноносец Т-107 сообщил командованию: «Сильный взрыв мины, большой транспорт
с креном»
. Погибшим оказался греческий транспорт «Kosti» (3933 брт. 1905 г., Пирей).
В первые дни войны контр-адмирал Мооц располагал слишком малым числом кораблей для решения своих задач, поэтому вначале охрана минных заграждений была недостаточной. У северного входа в пролив Малый Бельт в дозоре находились два катера-тральщика 5-й флотилии
с задачей предупреждать суда, особенно те, которые не имели радиосвязи, о заграждениях.
На следующий день в 8 ч 10 мин находившийся в дозоре катер-тральщик R-4 донес о посадке на мель севернее Фредерисии и о невозможности сняться с нее собственными силами. Ему на помощь вышли катера 5-й флотилии, а на военно-морскую верфь в Киле послали запрос на буксир. Однако уже в 11 ч 23 мин с 5-й флотилии доложили, что посланный
на помощь катертральщик R-7 после неудачной попытки снять с мели
R-4 возвращается, предварительно забрав с последнего секретные документы.

-2
Корабли польского флота — эсминец «Wicher» и минный заградитель «Grif»
Корабли польского флота — эсминец «Wicher» и минный заградитель «Grif»

Уже с первых дней войны контр-адмиралу Мооцу пришлось неоднократно заниматься обеспечением противолодочной обороны в западной части Балтийского моря. Поэтому подчиненные ему силы в последующие дни производили постановку плановых сетей заграждений и дополнительных противолодочных минных заграждений в проливной зоне Балтийского моря. Для борьбы с подводными лодками приходилось выделять катера, которых и так не хватало для охраны минных заграждений или охранения конвоев на линии Восточная Пруссия — Рейх.
В качестве примера можно привести случай, когда опытовый корабль «Strahl»
8 сентября в 11 ч 06 мин обнаружил подводную лодку в Кильской бухте. На ее поиск выслали «Spree» (также опытовый корабль) и два катера-тральщика. Таким образом, для охраны заграждений остались катера-тральщики R-13 и R-15 в Большом Бельте и катер-тральщик
R-14 в Малом Бельте.
В течение этих дней неоднократно поступали донесения о взрывах
и об обнаружении плавающих мин в проливах Зунд и Большой Бельт. Корабли охраны заграждений доносили, что несмотря на многократные предупреждения об опасной зоне часть судов не получали информацию. Вследствие нехватки других кораблей контр-адмирал Мооц выслал резервный сторожевой корабль «Habicht» с офицерами в качестве лоцманов в северную часть Малого Бельта для предупреждения подходящих судов и для несения лоцманской службы.
Резервный сторожевой корабль «Südsee» был направлен в северную часть пролива Большой Бельт с приказом проводить германские суда через Малый Бельт, а нейтральным указывать путь через Зунд.
8 сентября в 6 ч 40 мин гамбургский пароход «Helfrid Bismark»
(727 брт., 1913 г.) попал на минное заграждение в Зунде и затонул.
Семь человек из его экипажа в 11 ч 30 мин были спасены транспортом «Regina»
(1304 брт., 1911 г.).
Согласно другому донесению, еще один германский транспорт подорвался на мине в бухте Марсталь. Следует отметить, что «Helfrid Bismark» не имел на борту лоцмана, а проход через заграждение на тот момент был еще плохо обозначен.

К полудню 9 сентября лоцмейстерское судно «Walter Körte» заменило временное обозначение безопасного прохода в Зунде по­стоянными плавучими буями. Шведы не желали приспосабливаться к немецким мероприятиям, а их торговые суда, находившиеся в Балтийском море, уклонялись от германских военных кораблей и по возможности обходили немецкие минные заграждения. 10 сентября корабль учебной флотилии охраны водного района «Volker» (корветтен-капитан Р. Кафан), охранявший северо-восточную часть запретной зоны в Зунде, донес,
что в шведских территориальных водах
«Шведское лоцмейстерское судно выставило двойной ряд буев в обход заграждения в северо-восточной части между Фальстербу и Треллеборгом. Замечены два шведских баркаса, вероятно, лоцманской службы».
Германская сторона в интересах боевых действий против торгового судоходства стремилась к возможно более полному контролю движения транспортов в районе входов в Балтий­ское море. Поскольку Швеция заявила о ширине своих территориальных вод в четыре морские мили,
а с немецкой стороны первые минные заграждения в Зунде фактически были выставлены до четырехмильной границы, то, естест­венно, все суда могли проходить через шведские территориальные воды и таким образом уклоняться от немецкого контроля.
Для того чтобы представить картину движения транспортов черев входы
в Балтийское море, достаточно напомнить, что во время Первой мировой войны через проходы, оборудованные датчанами, прошло всего 121 811 торговых судов.
Так как здесь не учтены небольшие суда, для которых во время войны лоцманская проводка была необязательной
(почтовые суда, паромы
и другие суда, освобожденные от нее по специальному разрешению)
,
то в действительности движение в проливах было еще интенсивнее.
Продолжение статьи о боевых действиях против торгового флота
на Балтийском море читайте позднее на нашем канале или
в сборнике "Гангут №54" (2009 г.)

© Х. Бахман
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут №54"/2009
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!