Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Еще раз о «Черноморах»

Дирижабль типа «Черномор». Фотографии предоставлены автором
Дирижабль типа «Черномор». Фотографии предоставлены автором

Еще в самом начале Первой мировой войны для борьбы с подводными лодками противника на Черном море предполагалось использовать дирижабли. Но, несмотря на приказ командования Черноморского флота № 269 от 16 августа 1914 года, которым предусматривалось создание при авиации Черноморского флота отряда дирижаблей, осуществление этих замыслов продвигалось крайне медленно. Очевидно, причиной этого послужили отсутствие прямой подводной угрозы в первый год войны
и относительное превосходство Черноморского флота на данном театре военных действий.
Свою роль сыграла также неспособность отечественных предприятий
в короткий срок спроектировать и изготовить в необходимых количествах воздухоплавательные аппараты с требуемыми характеристиками
по причине загруженности другими военными заказами. Не было возможности использовать для этой цели и те дирижабли, которые находились в распоряжении армии. Большинство этих аппаратов,
как купленных за границей, так и отечественных, были построены
еще до войны и представляли собой единичные экземпляры самых разнообразных конструкций. Технические возможности дирижаблей
уже не позволяли использовать их в длительных полетах над морем из-за устаревшего оборудования и слабых моторов. Малые объемы оболочек этих аппаратов ограничивали грузоподъемность и, как следствие, продолжительность полета. Несколько управляемых аэростатов, признанных годными к боевой службе, усиленно использовались
в интересах армии на сухопутных фронтах. Постепенно полученные
из различных источников сведения о появившихся на Черном море германских подводных лодках превратились в суровую реальность. Отсутствие действенных средств борьбы с подводным противником поставило под угрозу действия как самого Черноморского флота,
так и гражданского судоходства в целом.
С
сентября 1915 года подводные лодки противника начали активные действия. В прибрежных районах Крыма с 5 по 16 сентября UB-8 уничтожила четыре небольших парусника, 11 сентября обстреляла торпедную пристрелочную станцию Черноморского флота у мыса Киик-Атлама, а недалеко от Одессы 15 сентября UB-7 потопила торпедой транспорт «Патагония».

Несмотря на все попытки противодействия, предпринятые флотом, нападения на военные и гражданские суда продолжались и в дальнейшем. Международный резонанс получило уничтожение 30 марта 1916 года подводной лодкой U-33 транспорта «Португаль», который использовался в качестве госпитального судна Красного Креста. Проявляли активность также и подводные минные заградители. Так, например, много шума наделала гибель 25 апреля 1916 года на минах, выставленных UC-15 перед входом в Севастополь, эсминца «Живучий», который подорвался
и затонул на глазах гуляющей по Приморскому бульвару публики.
Требовалось усиление действенной борьбы с подводными лодками
во всех направлениях, и одним из средств должны были стать дирижабли. В соответствии с приказом начальника мор­ского штаба главнокомандующего № 144 от
9 июня 1916 года, для отыскания
и уничтожения подводных лодок, а также наблюдения за морем вне видимости береговых постов и других боевых целей предусматривалось образование при авиации Черноморского флота 3-го воздушного дивизиона 1-й воздушной бригады Черноморской воздушной дивизии. Основой дивизиона должны были стать четыре морских дирижабля, заказанных в Англии и заочно получивших обозначение тип «Черномор». Дело в том, что морское воздухоплавание в Англии к тому времени накопило большой опыт противодействия подводным лодкам противника. С самого начала войны германские подводные лодки вели упорную борьбу с английским военным флотом и коммерческим судоходством.
И зависимость английской промышленности от регулярных морских перевозок заставила принять все возможные меры для устранения
этой угрозы. К началу войны у англичан имелось всего лишь семь аэростатов разнообразных конструкций, но только три из них могли совершать продолжительные полеты. Именно эти аппараты и приняли участие в военных действиях с первого дня войны, отправившись
в разведывательные полеты в южную часть Северного моря.

Дирижабль российской армии «Голубь»
Дирижабль российской армии «Голубь»

1 января 1914 года дело управляемых аэростатов передали в морское ведомство. Довольно быстро в условиях боевых действий удалось разработать несколько удачных типов управляемых аэростатов, которые успешно выполняли над морем самые разнообразные задачи.
В сравнении с самолетами, дирижабли обладали рядом преимуществ. Они могли долгое время находиться в воздухе на небольшой высоте
(от 10 до 100 ч, в зависимости от типа), нести разнообразное стрелковое и противолодочное вооружение, снижать свою скорость
до скорости конвоируемого судна или конвоя. Также дирижабли применялись для ведения разведки, обнаружения минных заграждений, досмотра подозрительных судов. Наличие на борту радиостанции позволяло оперативно вызывать ближайшие сторожевики при обнаружении подозрительных объектов. Всего за время войны в Англии изготовили около 200 дирижаблей всех типов, из них к моменту окончания боевых действий 103 оставались в строю.
К одному из таких морских дирижаблей относился и тип «С»
(«Coastal», или «Coast Patrol»). Дирижабли этого типа использовались в основном на восточном побережье Англии, где преобладали западные и юго-западные ветры, и за время несения боевой службы быстро зарекомендовали себя как надежные в эксплуатации, простые в управлении и неприхотливые
в обслуживании аппараты.
Их базирование в течение почти круглого года происходило, как правило, на открытые площадки, оснащенные самыми примитивными ветрозащитными приспособлениями. Запас топлива позволял совершать длительные патрулирования. Полеты продолжительностью более
10 ч были для них обычным явлением
(случались полеты и от 24 до 48 ч). Дирижабли типа «С» имели следующие характеристики: объем, длина
и диаметр оболочки — 4800 м3 , 65 м и 13 м; общая высота — 17 м; подъемная сила — 4940 км; грузоподъемность — 1600 кг; скорость —
до 95 км/ч; экипаж — 5 человек.

Грузоподъемность и скорость дирижабля зависели также от типа
и мощности устанавливаемых двигателей. В качестве прототипа при разработке выбор пал на дирижабль, разработанный испанским инженером Т. Куеведо
(Torres Quevedo). Благодаря трем продольным канатам, оболочка типа «С» имела характерную трехдольную форму. Внутри нее продольные канаты соединялись поперечными мягкими тяжами, что придавало ей дополнительную устойчивость от ветровых нагрузок. Носовая часть оболочки усиливалась тонкими ивовыми балками. Гондола первоначально собиралась из двух фюзеляжей списанных гидросамолетов, путем состыковки друг с другом их носовых частей с предварительно отсоединенными хвостовыми. Таким образом,
в ней имелось четыре сидячих места для экипажа и располагались два двигателя. Поскольку все основные элементы подвески гондолы располагались внутри оболочки, это позволяло подвешивать ее ближе
к оболочке, что значительно уменьшало лобовое сопротивление
и благоприятно сказывалось на управлении дирижаблем. Несколько позже аппарат получил специально спроектированную гондолу, которая имела лучшие условия размещения экипажа и необходимого оборудования. За время войны было построено около 40 дирижаблей типа «С». Аппараты именно этого типа и были заказаны для Черноморского флота.
В целях освоения новой техники в Великобританию командировали двух офицеров и нескольких матросов. Предполагалось, что первые будут обучаться полетам на дирижабле, а вторые ознакомятся с двигателями
и другой материальной частью.
До их возвращения и получения самих дирижаблей было решено воспользоваться опытом воздухоплавателей военного ведомства
и собрать из имеющихся аэростатов один более или менее пригодный
для применения в прибрежных районах. Во исполнение этих намерений моряки смогли добиться получения от военного ведомства небольшого дирижабля «Голубь», который предполагалось использовать для подготовки летного состава и обучения наземной команды работе
с незнакомой техникой...
Продолжение статьи о дирижаблях читайте позднее на нашем канале или в сборнике "Гангут №54" (2009 г.)

© С.Н. Михальцов
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут №54"/2009
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!