Императрица Анна Иоанновна, правившая на российском престоле с 1730 по 1740 гг., была родной племянницей Петра Великого и имела полностью русских отца и мать. При этом по отцу она была не обычной княжной, а самой настоящей царевной, то есть дочерью царя - Ивана V-го, и хоть побывала пару месяцев замужем за племянником прусского короля Фридриха I-го, но немкой так и не стала. Мало того – она была первой на российском престоле правительницей, которая воспользовалась для защиты своих прав штыками императорской гвардии.
В отечественной истории, даже новейшей, происходило столько самых разных, но тем не менее важных событий, что не всякий специалист не то что их может оценить и проанализировать, но даже часто не имеет о них представления. А что уж говорить об обычном любителе истории, который ее знает по художественным романам, часто весьма далеким от действительности?
Я уже не говорю об основной массе нашего люда, которому в уши кто первый надует, тому он и поверит. И я прекрасно знаю, что даже во времена СССР большинство граждан нашей страны знали историю гораздо лучше, чем сегодня, хотя и недостаточно для того, чтобы судить хотя бы о главных исторических процессах. Сегодня же вообще историей никто не интересуется, и на этой почве и возникает множество самых разных мифов, которые на широком уровне историю по большей части и заменяют.
Сегодня я хочу рассказать об одном историческом персонаже отечественной истории, о котором даже в советские времена сложилось мнение как о случайной личности на российском престоле и «враге трудового народа». Это - императрица Анна Иоанновна (1693-1740 гг.), которая правила с 1730 по 1740-е годы, и правление которой стало синонимом понятия «бироновщина», то есть это было как бы время иностранного засилья в России.
Не хочу утверждать, что это был миф, но кое-какое засилье иностранцев при Анне Иоанновне все же было. Однако «засилье иностранцев» в российской истории началось совсем не при Анне Иоанновне, и оно только нарастало при других, более поздних русских монархах, так что Анна Иоанновна в этом деле была совсем не главная.
И еще один миф, что эта русская императрица якобы была немкой и не могла изъясняться на русском языке.
Вот это уж самый настоящий бред, потому что, если кто не знает, то Анна Иоанновна из рода Романовых была дочерью исконно русского царя Ивана V-го и царицы Прасковьи Федоровны Салтыковой, тоже русской. Иван V – это старший брат Петра Первого по отцу – царю Алексею Михайловичу Романову. И Романовы, и Салтыковы были русскими, следовательно, и Анна Иоанновна тоже была русская до мозга костей.
Мало того – она была ПОСЛЕДНИМ чисто русским монархом на российском престоле. После нее пошли уже монархи со смешанной кровью – та же Елизавета Петровна, дочь царя Петра I-го, имела матерью императрицу Екатерину I-ю (Марту Скавронскую), которая была вообще неизвестно какой национальности – то ли немкой, то ли литовкой. Ну а дальше пошли сплошь и рядом немцы – Петр III, Екатерина II, Павел I, и так далее и тому подобное до самого последнего российского самодержца Николая II, который русским был на малую только долю.
Таким образом мы видим, что Анне Иоанновне стоило бы поставить памятник хотя бы за ее чисто русское происхождение с занесением в книгу рекордов Гиннеса – последний русский по крови правитель на российском престоле – это тоже заслуга, в нашем случае огромная. Сразу после ее смерти императором российским был провозглашен внучатый племянник Иван VI, но он был таким же «иваном», как последний Романов – «романовым». Родителями у него были немец и полунемка, так что вопрос об этом очередном «императоре российском» можем закрывать. Анна Иоанновна оказалась последней из Рода Романовых по чистоте крови.
Интересный момент: родившись в Москве, всю свою сознательную жизнь она провела в Петербурге, даже после того, как от алкоголизма умер ее юный немецкий муж. Мало того – ей очень сильно покровительствовала Екатерина, вторая жена Петра Великого, все время помогая по жизни и защищая от всяческих невзгод. А перебралась окончательно она в имение своего покойного мужа в Митаву (ныне Елгава, Латвия) после кончины императрицы, покуда через три года не была вызвана снова в Петербург править империей. Так что называть ее «немкой» как-то не с руки, скорее всего она даже немецкий язык знала плохо.
Но не только своим происхождением знаменита последняя русская императрица Анна Иоанновна, а еще и тем, что череда переворотов на государственном уровне с помощью императорской гвардии началась именно с нее. Принято считать, что первой императрицей, судьбу которой решила гвардия, была Елизавета Петровна, а потом этот же трюк повторила и Екатерина II, которую гвардия тоже возвела на престол.
Но это не так. Эти две несомненно выдающиеся личности были жалкими подражательницами Анны Иоанновны в деле государственных переворотов на штыках русской гвардии.
Нет, пришла она к императорской власти на законных основаниях – ее выбрал Верховный тайный совет, состоявший из самых авторитетных аристократов империи, и как бы формально поддержал этот выбор народ. Все же племянница Петра Великого, да еще и столь знатных русских фамилий – это даже народу по душе было, учитывая уже тогда существовавшее засилье иностранцев вокруг российской власти.
А почему выбрали племянницу Петра, а не его родную дочь Елизавету? Тут все очень просто, и я об этом расскажу чуть ниже. Потомков по мужской линии у Петра Первого после смерти его внука Петра Второго, не осталось, зато женщин-претенденток было как бы даже в избытке.
Итак, высшее российское дворянство (или по старому – боярство) выбрало на престол Анну Иоанновну, которая к тому времени уже много лет вдовствовала на задворках Великой Империи – в Курляндии, проживая в имении очень рано умершего своего мужа – кстати, племянника прусского короля Фридриха I-го. И выбирая между ней и дочерью Петра Великого, Верховный тайный совет решил поставить императрицей человека и незначительного в русской политике, и неопытного в ней, чтобы влиять на него в своих собственных целях. Елизавета Петровна уже была довольно опытна в придворных интригах, и потому исключалась, а формальным поводом было то, что она была не чисто русская по крови, так как мать ее, хоть и успела побывать императрицей (Екатерина I), но не была даже славянкой.
К Анне Иоанновне по происхождению никаких претензий не было, и те, кто ее выбрал, решили подстраховаться и законодательно ограничили права будущей императрицы, заставив ее подписать законы, превращавшие ее из самодержавного монарха во что-то наподобие современной английской королевы. Свод этих законов назывался «Кондициями», и будущая русская «английская королева» их по неопытности подписала.
Но недолго пришлось радоваться заговорщикам, решившим превратить императорский титул в формальную должность. Узурпация власти кучкой аристократов не понравилась остальному русскому дворянству, вот это дворянство и подбило Анну Иоанновну на то, чтобы на штыках гвардии этот Верховный тайный совет свалить. Так и случилось – как бы по счастливой случайности командиром гвардии оказался подполковник Семён Андреевич Салтыков, ближайший родственник Анны Иоанновны, и переворот произошел без сучка и задоринки.
Заговорщиков изолировали, Анна Иоанновна разорвала все подписанные ей ранее «Кондиции», и Верховному тайному совету ничего больше не оставалось, как согласиться с этим. Позже этот Совет был вообще разогнан, а многие его члены впоследствии были репрессированы, причем окончательно (ну, вы понимаете, что именно имеется в виду). Таким образом Анна Иоанновна осталась классическим монархом-самодержцем на русском престоле, и правила целых 10 лет до своей кончины в 1740-м.
А чем же еще прославилась Анна Иоанновна?
Говорят, что в период ее правления по всей Российской империи начались репрессии, а около 1000 человек были вообще казнены, причем имеются в виду не уголовные элементы, а политические соперники новоявленной императрицы. Однако просматривая европейскую историю той эпохи, можно увидеть, что и в других монархиях имели место быть политические репрессии и покруче, чем в России при Анне Иоанновне. В волюнтаристской Европе всегда было модно казнить королей и прочих аристократов, причем как до Анны Иоанновны, так и после. Поэтому ее прекрасно можно понять – чтобы не допустить очередной смуты в государстве, следовало всегда быть настороже и неустанно расчищать политическое поле, на котором всегда норовят взрасти злаки государственных переворотов.
Но в главную заслугу Анне Иоанновне можно поставить еще одно несомненное достижение. В последние годы правления Петра I-го и его последователей российский военный флот пришел в полный упадок. Но именно в царствование племянницы Петра началось его возрождение, для чего была открыта ранее закрытая верфь в Архангельске, а класс линейных кораблей был повышен с 54-пушечных до 66-пушечных. И к концу ее царствования российский военный флот достиг такого могущества, что его гегемония как минимум в Балтийском море была неоспоримой другими морскими державами, в том числе и Британией. По крайней мере, тоже неслабый тогда французский флот, имея интересы а Польше, избегал лишний раз появляться в Балтийском море, чтобы не нарваться на огонь русских линкоров.
Также именно при Анне Иоанновне начались первые подвижки в район Крыма. В середине 30-х годов русская армия два раза вторгалась в Крым и практически его оккупировала, попутно развалив Крымское ханство. Тогда же в очередной раз был взят Азов и в первый раз – Очаков. И хотя впоследствии все эти завоевания по мирным договорам пришлось отдать обратно Турции, но это уже была не вина Анны Иоанновны, а внешнеполитическая обстановка. Движение в южном направлении было просто законсервировано до поры до времени из-за постоянной борьбы с Францией, которая пыталась захватить Польшу, и потому первоначальные силы Российской империи были брошены именно на западное направление, в результате чего была подготовлена аннексия Польши, которая в полном объеме была произведена позже Екатериной II-й.
Но то, что Анна Иоанновна не была какой-то там «немкой», которой интересы империи были чужды – это голимая чушь, иначе не было такого натиска на Турцию и Крымское ханство. Анна Иоанновна сделала то, чего не удалось Петру Великому – в 1739 году русская армия под командованием генерал-фельдмаршала Миниха наголову разбила турецкую армию на севере Молдавии и взяла крепость Хотин на Днестре. В результате Российская империя приросла частью Правобережной Украины и обширными территориями на Северном Кавказе.
Мало того, в первой половине 30-х к империи был присоединен Северный Казахстан, правда, в виде протектората, тем не менее, именно тогда был образован широкий плацдарм для будущего наступления на Туркестан и оседланы удобные пути в Индию.
Ну, много чего полезного еще сделала для России «немка» Анна Иоанновна на российском императорском троне, и особенно интересны внутриполитические и вообще внутригосударственные аспекты этих изменений. Мало кто знает, но после смерти Петра Великого Петербург стал быстро приходить в запустение – вся старая аристократия ломанулась обратно в Москву. Но именно Анна Иоанновна создала новую столичную аристократию и именно при ней началось коренная перестройка Петербурга, для чего из Европы были вызваны лучшие архитекторы тех лет, превратившие Северную Столицу в один из культурных центров всей Европы. А Елизавета Петровна и Екатерина Вторая только довершили начатое последней чисто русской императрицей.
Но тема эта настолько обширная, что ей следует посвятить отдельную публикацию, чем я займусь в самое ближайшее время.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВАМ ЗА ПОДДЕРЖКУ МОИХ ИССЛЕДОВАНИЙ!
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Поразительные совпадения в биографиях Елизаветы I-й английской и Елизаветы Петровны российской
Почему России понадобилось более 400 лет, чтобы вернуть русский Новгород, свою первую столицу?
Какие цари России были хорошие, а какие были плохие?
Главная загадка Древней Руси - почему у князя Игоря не было отчества, если его отцом был Рюрик?