Найти в Дзене
Это грибы!

Пора за черемшой! Прогуляемся вместе?

Как растет черемша, где искать, когда собирать? Годы идут, вопросы те же. Что ж, показать нетрудно. Вашему вниманию предлагается иллюстрированный поход за черемшой - снял бы видео, да не люблю. Но, думаю, этого материала будет вполне достаточно, чтобы составить исчерпывающее впечатление.

Есть тут одна традиция. В начале зеленой весны, как только раскрывается медуница, а вдоль березового валежника вырастают бурые кучки строчков, самое идти за черемшой. За дикорастущим "медвежьим луком", если быть точным. Во вторичных лесах Средней Полосы черемша встречается редко, а тут, в реликтовых Засеках, где сохранился первозданный биоценоз, найти ее не трудно, а нарвать - не жалко. Не Бог весть какая диковина.

Вот она, наша зеленая радость (фото И.Лебединского)
Вот она, наша зеленая радость (фото И.Лебединского)

Знаю, промышленники собирают черемшу не так. В начале или середине апреля, на первых проталинах, выискивают первые зеленые стрелки, проклюнувшиеся из мерзлой почвы, и режут, бывало, под самый корешок. Конечно, стрелка (точнее, неразвернувшийся лист) черемши - самое вкусное, но такой способ сбора может сгубить всю "плантацию". По крайней мере, в наших широтах; возобновляется она у нас крайне медленно и неохотно.

Так что я голосую за "лопухи", которых можно надергать сколько угодно безо всякого ущерба для угодий; пока не началось цветение - тоже очень вкусно.

"Выхожу один я на дорогу" (фото И.Лебединского)
"Выхожу один я на дорогу" (фото И.Лебединского)

Четвертое мая, солнце, холодный ветер; я застрял в деревне, пути эвакуации отрезаны, мой УАЗ на шоссейной резине совершенно беспомощен перед лицом буйного черноземного разлива. Что ж, тем больше внимания достанется природе родного края.

Здесь красиво. Пусть не зелено еще, но красиво. Заливные луга, на которые медленно, осторожно, шаг за шагом, заходит лес...

Захожу вглубь. По правую руку - вырубка на месте еловой посадки, уничтоженной злостным короедом. Какие-то наивные сельские грамотеи пытались засадить ее сосной (в охотничьем-то заказнике, где от косуль проходу нет!), всю сосну в первый же год сожрали охочие до хвойников копытные, и теперь это просто строчковая вырубка. Строчки мне давно не нужны; вижу с дороги один, уже основательно подкоптившийся на весеннем солнце.

Строчок или пельмень? Интересно, что там в плане начинки... (фото И.Лебединского)
Строчок или пельмень? Интересно, что там в плане начинки... (фото И.Лебединского)

Видно, из первой партии. Сходят уже...

Заваленная просека ведет на север, сквозь лиственный массив (липа, дуб). Реликтовый лес дышит холодной древностью. Конечно, его рубят, порой целыми кварталами - но биоценоз не разрушается, и древостой восстанавливается очень быстро.

Время от времени довольно неприятные находки. Лет десять назад тут выпиливали старые дубы, вывозить заленились, так и бросили (зачем пилили?). Какое-то время тут отменно плодоносил серно-желтый трутовик, а теперь и он перестал. Обследовал на всякий случай мшистые завалы, нашел горстку загулявшей вешенки. Устричная, поздней осенью такая сморится куда уместней, чем весной. Ну, видно, места здесь такие.

А вот и он, межевой столб (фото И.Лебединского)
А вот и он, межевой столб (фото И.Лебединского)

Вот и поворот. Всякий раз, когда я начинаю задумываться, а не пропустил ли, а не слишком ли долго иду, - появляется этот столб, отмечающий границу кварталов. Возле такого столба только демона перекрестков вызывать. Сворачиваю...

Следующий столб, вокруг которого раскинулась небольшая полянка черемши, отмечает уже неизвестно что. Может, саму черемшу. (Кто ж тогда его поставил?) Когда-то здесь был поворот на лесовозную дорогу, теперь ее можно восстановить лишь по памяти. Ну и по столбу, конечно.

Иду дальше по полувоображаемой дороге. Отдельные кустики черемши попадаются на глаза всё чаще, словно пытаются отвлечь сборщика от гнезда, жертвуя собой. Но я не сборщик, мне надо-то немного, не обижу я ваше гнездо.

Полянка. Добрались наконец... (фото И.Лебединского)
Полянка. Добрались наконец... (фото И.Лебединского)

Вот и поляна. Большая. Сколько хожу сюда - лет 40, наверное, - она более или менее одинаковая. Ни растет, ни съеживается. Странно - что ж такого есть тут, чего нет более нигде, что черемша - сплошным ковром, а не частными кустиками? Загадка...

Пусть ботаники голову ломают, я же больше по грибам. Нарвал пакетик, вернулся другой дорогой; как и год, и два, и десять лет назад, искал всюду по пути сморчковую шапочку и не нашел.

Ну и ладно. Сегодня был день черемши. Грибы потерпят.

А вы черемшу в состоянии "лопуха" собираете?