Найти тему
Театр Ермоловой

Андрей Михайлович Лобанов. ЭТИКА ТЕАТРА

А.М.Лобанов с исполнителями спектакля "Бешеные деньги"
А.М.Лобанов с исполнителями спектакля "Бешеные деньги"

ОБ АКТЕРАХ

Актер — мыслитель, думающий о жизни человека.

Это не только просто человек, умеющий смешить людей, обладающий юмором, умеющий исторгать слёзы у зрителя, то есть умеющий расположить к себе, вызвать доверие, — это было бы ценно, но не все: актеры, что бы или кого бы они ни играли, несут положительное начало в спектакле. Это нужно им знать.

Пусть ошибочно думают, но мыслят! Пусть ложно чувствуют, но страстно. Для меня чрезвычайно большое значение имеет думающий на сцене актер— это то, что движет театр вперёд.

Долой мастерство, мастеров и мастериц! Забыть, что я актер. Я тот, кого играю, потому что это сейчас главное.

А.М.Лобанов
А.М.Лобанов

АКТЕРАМ ТЕАТРА ИМЕНИ ЕРМОЛОВОЙ

Раскрывать себя до дна, создавая образ, а не прятаться за образ, прикрывая им собственную пустоту, бестемпераментность, аполитичность как следствием невозможности или неумения увлечься темой и идеей роли и спектакля. Или лучше: индивидуальность создается только тогда, когда актер раскрывает себя до конца в конфликте.

1935 год. Улица Горького, дом 5
1935 год. Улица Горького, дом 5

ЭТИКА ТЕАТРА

Есть простая истина: театр, в котором работаешь, надо любить даже тогда, когда он недостоин любви.

Театру, актеру, режиссёру нужна похвала — не захваливание, но похвала непременно. Наравне с критикой. Без похвалы и критики жить нельзя художнику.

Решиться говорить правду и думать, что она одна явится могучим средством движения искусства вперёд, — наивно. Так в детстве мы бросались в драку, туже затягивая ремни, и приходили домой с разбитыми носами.

Правда должна быть ответственна - ее нужно говорить, когда человек ясно видит, как ею можно исправить дело. В противном случае лучше промолчать. Главное же - сперва надо научиться выслушивать правду, а потом ее говорить.

Правда, настоящая правда, - это истина, а если она не истина, то она хуже лжи, лучше уж комплимент, тот, по крайней мере, легче раскусить, да и безвреден он для умного человека, что-то вроде жевательной резинки - пожуешь да и выплюнешь. Не всякий имеет право на правду, не всякий ее достоин слушать и уметь говорить.

Если ты видишь творческие недостатки в театре — плохие спектакли, плохо сыгранные роли, плохие декорации, — это ты виноват тоже. Надо уметь не только критиковать свое, но любить его. Если недовольства больше, чем положительного отношения, — исправь или уходи. Надо знать своему делу цену и гордиться им непременно. Гордиться своими товарищами, своей молодежью, а молодежи — «стариками», своим режиссером, не закрывая глаза на недостатки.