("24 часа на жизнь", 24 Hours to Live, 2017, США и др.)
Кажется, начатая первым "Джоном Уиком" (2014), эпоха ренессанса круто-геройского боевика в стиле "один в поле воин" подошла к концу. Даже в малобюджетном "болоте" количество такого рода фильмов сильно поубавилось, а про автостраду категории "А" и говорить нечего. Она снова пуста, и лишь откуда-то из-за горизонта доносится приближающийся гул мотора "Уика 4" (премьера в марте 2023-го).
Тем не менее во второй половине 2010-х многие вдохновлялись примером двух уико-творцев Стахельски и Литча. Доселе малоизвестных актеров и каскадеров, внезапно ставших экшен-режиссерами мирового уровня.
Вдохновился ими и американец Брайан со странной фамилией из одних согласных букв Смрз (Smrz; тут должна быть шутка про Мкртчяна, но ее не будет). Правда кое-какой опыт режиссуры у него уже был - за десять лет до этого он снял боевик с Кьюбой Гудингом-младшим "Разыскивается герой", но никакой славы это ему не принесло. Как и его актерская роль в блокбастере "Парк Юрского периода" (1993), где Брайан сыграл... шофера одного из внедорожников, что возили по острову главных героев.
Однако, поглядев на Стахельски и Литча, Смрз уверовал, что и его звездный час еще впереди. И, заполучив в распоряжение сценарий об очередном взбунтовавшимся киллере, а заодно хороших актеров Итана Хоука и Рутгера Хауэра, помчался в ЮАР. На ту же колоритную натуру, где не столь давно были сняты столь добротные экшен-триллеры, как "Код доступа "Кейптаун"" и "Зулу: Теория заговора".
Разве что экранного времени у ныне покойного дедушки Рутгера в "24 часах на жизнь" не так уж много. Но - спасибо, что побольше, чем в этой одной из его последних картин, и, в отличие от этой его роли, здесь Хауэр, к счастью, говорящий.
И что же в результате привез ржсср Смрз из Южной Африки?
Да, в общем-то, годноту: добротный боевик, радующий еще и тем, что его никто не ждал, а значит и не был разочарован в своих надеждах. И не беда, что уши "Уика" торчат у него из-под шапки, ведь это правильные, крепкие и хорошо отмытые уши. Плюс фантастическое допущение в духе "Адреналина" - главный герой "как бы типа" уже мертв и живет "в кредит", - тоже пришлось ко двору. А играющий его Итан Хоук доказывает, что "уиковщина" - это тоже его амплуа. И он не хуже Киану Ривза умеет сочетать в своем образе грустноглазую небритость и холодную ярость, да и физподготовка у Хоука весьма неплоха.
А вот с напарницей ему не повезло.
Изображающей агента Интерпола, китаянке Сюй Цин если где и играть, то лишь в массовке. Ибо и актриса из нее никакущая, и спортсменка аховая. Что вдвойне бесит, когда ее заставляют показывать сильные эмоции вроде горя и отчаяния.
Нет, так-то понятно, что гонорары в "24 часах на жизнь" были далеко не уиковские и на какую-нибудь породистую Мишель Йео денег у Смрза не было. Но разве это причина для того, чтобы работать лицом с выразительностью стельки или рулона туалетной бумаги?
Какой позор на всю Поднебесную!
О сюжете я кратно, но исчерпывающе сказал выше: нас снова угощают историей про страдающего киллера, объявившего войну своим бывшим работодателям. Которые, опять-таки по традиции, не дали ему спокойно уйти на пенсию, после чего и попер в Кейптауне старый добрый драйв, рукопашный и огнестрельный. Прямо как в боевиках 80-х, только в современном и неплохом исполнении. С полным соответствием кровожадному возрастному рейтингу R (18+), а также с пиротехникой, тачкоразбитием и каскадерством. То есть всё, что доктор Экшен прописал, и ничего лишнего.
***
В общем, дешево? Да - но зато и сердито. И в данном случае к слову "Подобие" не хочется приписывать "Жалкое". Просто потому что и сам Неповторимый Оригинал был далеко не оригинален, а лишь удачно эксплуатировал все боевиковые штампы, и Смрз, как режиссер-малобюджетник, вполне талантлив и профессионален.
Так что на фоне многих подражателей Стахельски/Литчу на творчество именно этого всяк любитель боевиков может обратить свое драгоценное внимание.