Найти тему
6000 миль до Голливуда

Адмирал

Оглавление

Ядер хватит на всех. Морские битвы 17 века в исторической драме Роэля Рейна.

(Michiel de Ruyter, 2015, Нидерланды)

Что удручает в современном историческом кино: скрип потертого седла раздается в нем гораздо чаще, чем скрип корабельных досок и такелажа. И если в Голливуде после великолепного "Хозяина морей" (2004) больше ничего столь же достойного "про боевые парусники" так и не сняли, то кино Европы снова высказалось на эту тему не так давно: 6 лет назад "Михилом де Рёйтером" Роэля Рейна. Фильмом, который в России переименовали в тёзку "Адмирала" - того, что с Хабенским, Боярской и прочими Безруковыми.

Даже в XVII веке кое-кто умудрялся застревать в пробках.
Даже в XVII веке кое-кто умудрялся застревать в пробках.

Разумеется, сотворить батально-историческое полотно всего за 8 млн. € такого же класса, как "Хозяин морей" с его бюджетом в 150 млн. $ (+30 млн. маркетинг), было невозможно в принципе. Тем не менее Рейн ("Радбод", "Трудная мишень 2", "Мертвец из Тумстоуна") внезапно сварганил картину, которая выглядит достаточно дорогой, масштабной и зрелищной даже по голливудским меркам, а европейским и подавно.

А всё потому что - по сути тоже маленькое чудо, - в "Адмирале" снимается аж четыре настоящих парусных корабля; прочую "массовку" из боевых флотилий нарисовали на компьютере. Причем один из них - приглашенная в "Адмирал", российская копия фрегата "Штандарт". Та, что сошла со стапелей в 1999 году и отметилась на данный момент еще в нескольких фильмах (кажется, на первом скриншоте слева это она).

"- Где карта, Билли? Нам нужна карта!"
"- Где карта, Билли? Нам нужна карта!"

Разве что со щепками при попадании ядер в корабельные борта и мачты Рейн явно переборщил.
Во-первых, во избежания травматизма, он заменил их на стружки и опилки. А, во-вторых, сыпал их в машины-имитаторы взрывов так щедро, как будто родина дала ему приказ: в лепешку расшибись, но утилизируй все отходы голландских леспромхозов за текущий квартал.
Смотрится это, конечно, смачно и драйвово, но больно уж ненатурально. Так, словно здешние пушки стреляют не ядрами, а целыми очередями дисков от циркулярных пил.

Но это так, мое хроническое занудство и субъективные придирки. Как ворчу я и о том, что великому голландцу, 71-летнему Рутгеру Хауэру отвели в фильме настолько короткую роль, что даже обидно. Типа привет-привет, пока-пока - и разве что на штурвале "Здесь был Рутгер" гвоздем не нацарапал (а, может, и нацарапал, кто знает).
Однако во всем остальном, включая цифровую графику в массовых морских баталиях, "Адмирал", несомненно, радует. Причем баталии сии разбросаны дозированно по всему фильму и выкладываются на стол сюжета сразу, как только зрителю наскучивают сухопутные сцены.

Как сказал один мудрец той эпохи: ядрышко от пушечки падает ой как далеко (да, глаза вас не обманывают - это дедушка Рутгер Хауэр собственной персоной).
Как сказал один мудрец той эпохи: ядрышко от пушечки падает ой как далеко (да, глаза вас не обманывают - это дедушка Рутгер Хауэр собственной персоной).

Впрочем, без "сухопутства" эта история тоже не могла обойтись. Ведь личность адмирала де Рёйтера (1607 - 1676; его играет харизматичный толстячок Франк Ламерс, коего вы недавно видели в "Ферри") была настолько эпохальна, что оставила свой след не только на море, но и на суше. В тогдашней голландской политике, где тоже было "все сложно" и взрывоопасно.

Причем, что идет Рейну в плюс: исторический фон и место в нем главного героя он показывает предельно четко и доступно. Даже я, профан в чуждой мне голландской истории, понял абсолютно весь контекст здешних событий, не заглядывая в справочники. А это, так сказать, был минкультпривет нашему "Союзу спасения", в чьем сюжете царил такой зверский бардак, какого не наблюдалось даже 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.

Что же касательно де Рёйтера, то нам покажут лишь последние, самые важные 23 года его жизни (1653 - 1676). Когда он волею судьбы и своего таланта стал шишкой европейской величины и выиграл главные свои морские сражения. Включая блестящий по дерзости, диверсионный рейд в устье Темзы (1667), где голландский флот под покровом ночи уничтожил стоящие на верфях, 15 главных английских кораблей. Чем фактически решил исход Второй англо-голландской войны в пользу "красно-бело-синих".

Что ж, по крайней мере кораблестроителям в ту пору безработица точно не грозила.
Что ж, по крайней мере кораблестроителям в ту пору безработица точно не грозила.

Разве что финальная битва де Рёйтера чересчур уж Рейном мифологизирована: типа "Нас оставалось мало, но мы героически дрались в плотном кольце врагов до последней капли пива крови даже без тельняшек".
Хотя это я такой любопытный - заглянул в Интернет для самообразования и обнаружил, что всё было, мягко говоря, иначе. Но если вам не хочется портить высокое драматическое послевкусие от фильма, тогда не суйтесь в энциклопедии. И наслаждайтесь просто красивой художественной историей, благо в ней есть, чем порадовать вашу ностальгию по детству с его любовью к "корабликам и пушечкам".

***

В общем, редчайшее по нынешним меркам, военно-морское еврокино, вдобавок сделанное за такие смешные деньги, за какие в Америке даже приличный B-movie не снять.
И, конечно, вам и только вам решать, смотреть "Адмирала" или нет. Но если над предыдущей исторической лентой Роэля Рейна
"Радбод" я ехидно посмеивался, то иронизировать над этой у меня уже нет желания. Ибо действительно хороша, чего уж там говорить.

Трейлер фильма: