Найти тему
Московские истории

Маруся. Коммуналка на Арбате. История с комнаткой при кухне

Арина Петропавловская продолжает рассказ о своей тете Марусе, которая подалась после войны в Москву. Устроилась в хорошую семью домработницей, жилье свое на Арбате, в коммуналке, получила. И даже обставила - мебелью из комиссионки.

Улица Мясковского (Б. Афанасьевский переулок), 36, 1978 - 1982 г. Источник:Архив ЦИГИ
Улица Мясковского (Б. Афанасьевский переулок), 36, 1978 - 1982 г. Источник:Архив ЦИГИ

В квартире на улице Мясковского (Большой Афанасьевский переулок) тёте Мане выделили две комнаты: одну 11-метровую, с окном на подворотню и маленький кусочек внутреннего двора, а вторую при кухне, уж совсем маленькую, но такую светленькую - живи и любуйся.

Правда, с комнаткой при кухне получилась история. Кто ею владел до тёти Мани, и куда тот человек делся, не знаю. А кухонное коммунальное квартирное сообщество попросило нашу тётку отдать маленькую комнатку в общее пользование. Дверь в неё вела прямо из кухни. Говорили, что так всегда и было, комнаткой этой все пользовались, как столовая или буфет она была. И тётя комнату отдала всем жильцам, хотя записана она осталась за ней. Не хотелось Марии Ивановне сразу осложнять отношения с новыми соседями. Тётки пили там чай, быстро завтракали, чтобы в комнаты свои с утра еду не таскать, иногда просто сидели разговаривали, такая общая зона.

Мария Ивановна, 1956 год. У меня ее фотографии всего две, поэтому приходится повторять.
Мария Ивановна, 1956 год. У меня ее фотографии всего две, поэтому приходится повторять.

Мне казалось, что тёте Мане просто выкрутили руки. Как по мне, так неправильным это выглядело. Но не зря тётя мне говорила, что я очень "ндравная", "много воли взяла" и "шибко много о себе понимаю". Она была опытнее, мудрее, и эти отданные в общее пользование "пять метров с окошком", конечно, расположили к ней квартирный люд.

Квартира была стоящая, дом крепкий, лестничные пролёты просторные, коридоры в квартирах широченные, не надо к стенке жаться, когда мимо кто-то идёт. А высота потолков! Антресоли можно было жилые строить. Чтобы форточку открыть, надо было лезть на подоконник и становиться на цыпочки.

Первый этаж. С просторной площадки высокая дверь в квартиру. Звонки. За дверью два коридора под прямым углом, один вдоль комнат, широкий, другой в кухню, поуже.

Хозяев вроде бы было пять. Или шесть. Путаюсь немного. У некоторых семей - по две комнаты, у других - по одной.

Сразу, как дверь с площадки откроешь и войдёшь, справа жил Художник с женой. Две комнаты они занимали. Был тот художник сильно не в себе. Слышал "голоса". Маялся от мании преследования. В хорошее время очень много работал в одной из своих комнат, картины писал, и иногда, от болезни забывшись, выходил в общий коридор в костюме Адама. За ним птичкой выпархивала жена со словами:

- Лёва, Лёва! Ну, ты что! Пойдём, пойдём домой, - и уводила своего кудрявого, с длинными, как языки, залысинами над висками. Жена гения.

Слева от двери тянулся узкий и очень тёмный коридорчик в кухню. В нём была дверь к Одинокой даме. У дамы были плотные атласные халаты до пят, сухой стан, прямые плечи, тёмные волосы, собранные в декадентский пучок, и лет пятьдесят в паспорте. Это как раз она вела переговоры о кухонной комнате. Женщина была в себе очень уверенная, холодноватая, спокойная. То ли экономист, то ли бухгалтер.

Коммунальная квартира. Фото для примера. Источник https://pp.userapi.com/c639419/v639419106/53e8c/L-dMJhwLGSY.jpg.
Коммунальная квартира. Фото для примера. Источник https://pp.userapi.com/c639419/v639419106/53e8c/L-dMJhwLGSY.jpg.

Если по коридору идти, не сворачивая, к кухне, то следующая дверь слева как раз в комнату моей тётки, Марии Ивановны, а справа - комната маленькой худенькой женщины средних лет. Она жила с сыном подростком и сама одевалась как ребёнок, или просто так казалось от её миниатюрности. Часто через их дверь доносились голоса на повышенных тонах, то мать кричала, учила чему-то мальчика, то капризничал сын. Потом затихали.

Ещё дальше по крашеному тёмно-зелёной тяжёлой масляной краской коридору, конец которого терялся в вечно скудном свете слабой лампочки, находились две комнаты - друг против друга. Одну занимала Вечная красавица, была она совершенно без возраста, из тех, что вкусно пахнут, шелестят вьющимися у коленей шелками и собирают все мужские взгляды вокруг.

Во второй жила просто Тётка. Такая обычная, полноватая, немногословная, плохо запоминающаяся, в вечных платочках, коричневых юбках и серых кофточках, с коричневой дерматиновой хозяйственной сумкой в руках. Тихая. А что там за этим, кто знает.

Кухня длинная, унылая, окно какое-то тёмное, во двор, только и света, что из открытой двери той маленькой комнатушки, которой пожертвовала тётя Маня. Столы. Столы. Полки. Полки. Занавески. Занавесочки. Две газовых плиты, очень старых. У каждой по четыре конфорки. Жестяная битая раковина с латунным краном, старый такой кран, как пистолетик дулом вниз.

Ну и "удобства", то есть ванная комната и туалет. Они находились в главном коридоре, близко от комнатки тёти Маруси, что хорошо - рядом, далеко не бежать. Слив унитаза - громогласный, конец визита слышала вся коммуналка. Поскольку, когда человек дёргал за фаянсовый конус прикреплённый к толстой вертикальной цепочке, вода из чугунного бачка, висевшего почти под потолком, срывалась вниз с шумом Ниагарского водопада, а потом ещё долго рокотала и гудела, наполняя бачок. Ванная комната была рядом с туалетом. Ничем особенным не отличалась. Большая ванна, раковина, зеркало в черных пятнах.

Жили не то чтобы дружно, а просто без скандалов. То ли люди такие подобрались, то ли квартира была довольно просторная и народ не так раздражался, как в тесноте.

В следующей, последней "серии" - про мое одинокое житье в тети Марусиной комнате и про главную квартирную изюминку - черный ход!

А здесь начало: