Найти в Дзене
Navygaming Channel

Последний рубеж авианосца «Рейнджера»: средства ПВО

Оглавление

На нашем канале мы уже знакомили читателей с авианосцем "Рейнджер", как видите на скриншоте ниже таких статей не мало:

В этих статьях мы познакомились с различными особенностями авианосца «Рейнджер», в том числе и с его артиллерийским вооружением, ведь на момент его проектирования авиация при всей ее высокой эффективности рассматривалась скорее как ударное средство, чем средство защиты. Иначе чем можно было бы объяснить первые проекты нового авианосца (1922-1923 года), когда в состав его вооружения включали 8-9 203-мм орудий, или же более поздние проекты 1926-1927 годов, предполагающие наличие 152-мм орудий на борту, и все это кроме непосредственно зенитных артиллерийских установок калибра от 127-мм до 37-мм. Однако, как мы знаем, «Рейнджер» получил только зенитные орудия и вполне справился с поставленными задачами. Итак, давайте подробнее познакомимся с его артиллерийским «арсеналом» в этой новой статье.
Авианосец «Рейнджер» в море, середина 1930-х годов
Авианосец «Рейнджер» в море, середина 1930-х годов

В первую очередь отметим, что в предвоенные годы и в годы Второй мировой войны американские авианосцы имели достаточно разнообразный состав зенитного вооружения, который постоянно менялся. За годы войны состав средств противовоздушной обороны на американских кораблях претерпели неоднократные изменения, связанные как с заменой не оправдавших надежды систем, так и с общим увеличением количества средств ПВО. И если в начальный период самыми распространенными были короткоствольные 127-мм зенитки и 12,7-мм пулеметы, то к концу войны получили распространение 127-мм/38 мм орудия, 40-мм и 20-мм автоматы. Итак, начнем по порядку.

127-мм/25 установки  Mk10 на борту линкора "Пенсильвания"
127-мм/25 установки Mk10 на борту линкора "Пенсильвания"

127-мм/25 зенитное орудие

По проекту авианосец «Рейнджер» в качестве основного средства ПВО получил восемь одноорудийных 127-мм/25 зенитных установок. Надо сказать, что на момент проектирования корабля это было одно из самых распространенных зенитных орудий такого калибра на американском флоте, такие же пушки получили ранее и «Лексингтон», и «Саратога».

127-мм/25 зенитное орудие разрабатывалось с 1921 года и было принято на вооружение в 1926 году как реакция на быстрое совершенствование ударных самолетов и усиление угрозы с воздуха. По своей концепции это орудие было полной противоположностью «длинной» 51-калиберной противоминной пятидюймовке. При разработке и собственно орудия, и установки во главу угла ставились требования быстроты заряжания и ручного наведения. По этой причине разработчики стремились придать артустановке наименьшие моменты инерции, в результате для горизонтального наведения момент инерции был втрое ниже, чем у «длинного» 127-мм противоминного орудия. В качестве боеприпасов использовались унитарные патроны.

Поврежденная японской бомбой батарея 127-мм зенитных орудий на
авианосце
Поврежденная японской бомбой батарея 127-мм зенитных орудий на авианосце

Было разработано и производилось серийно множество модификаций этого орудия, отличавшихся деталями конструкции и технического исполнения (в частности, характеристиками лейнера), однако все они имели вертикальный клиновой затвор, крутизну нарезки 1/25 и сходные баллистические характеристики. Для уменьшения скорости износа ствола его канал на некоторых модификациях орудия был хромирован на глубину 0,013 мм. Несмотря на разнообразие моделей этого орудия, все установки были открытого палубного типа весом от 9,02 т до 10,67 т. Разница в весе, в частности, была связана с тем, что некоторые более поздние модели этих установок, изготовлявшиеся для крейсеров постройки 30-х годов, имели электрогидравлические силовые приводы горизонтального и вертикального наведения (по 1 л.с. либо по 1,5 л.с.) и пневматический привод досылателя. Еще более усовершенствованные установки монтировались на крейсерах типа «Бруклин», они имели силовые приводы горизонтального и вертикального наведения по 3 л.с. и досылателя – 5 л.с.

Управление огнем 127 мм/25 установок обеспечивалось специально разработанными системами наведения Мк19. Эти системы с постами наведения с гироскопической стабилизацией поступили на вооружение в 1928 году и были первыми в мире действительно эффективными приборами управления огнем тяжелой зенитной артиллерии. По данным J. Campbell, к 1941 году орудия данной модели были установлены на ЛК типа «Невада» и «Колорадо», АВ «Лексингтон», «Саратога» и «Рейнджер», КР «Куинси» и «Винсеннес», КР типа «Пенсакола» и «Бруклин».

Длина ствола этой зенитки составляла 25 калибров, вес орудия – 955 кг. Заряжание унитарное, скорострельность – 14-20 выстрелов в минуту. Масса снаряда в зависимости от типа составляла от 24,43 до 27,7 кг, масса заряда – 4,35 кг. Начальная скорость снаряда равнялась 657 м/с. Орудия размещались в установках Mark 19 без щитов на бортовых галереях. Данные установки обеспечивали максимальную дальность стрельбы до 13 259 м (14 500 ярдов) при угле возвышения 45 градусов и досягаемость по высоте – 8 352 м при угле возвышения 85 градусов.

Вид на трубу АВ «Саратога» со средствами ПВО, 14 мая 1942 года
Вид на трубу АВ «Саратога» со средствами ПВО, 14 мая 1942 года

127-мм/25 пушка была первой крупнокалиберной зениткой, созданной для американского флота в середине 20-х, и на то время обладала прекрасными характеристиками, но к середине 30-х годов была уже не новым орудием, уступавшим по характеристикам иностранным аналогам (малая досягаемость, недостаточная скорость наведения, слишком тяжелый унитарный выстрел).

Обычно мы представляем вооружение по величине калибра, но в данном случае решили придерживаться последовательности установки того или иного средства ПВО на авианосце, поэтому следующим в нашем обзоре будут зенитные пулеметы.

12,7-мм зенитные пулеметы

Пулемет калибра 12,7 мм(в США его калибр обозначается как .50) был разработан конструктором-оружейником Джоном М. Браунингом в 1919 году. Заказ на его создание поступил от генерала Джона Першинга, командовавшего американскими экспедиционными силами во Франции во время Первой мировой войны. По мнению Першинга, армии требовался пулемет большего, чем 7,62-мм, калибра для борьбы с вражеской авиацией. Браунинг справился с задачей быстро и эффективно, фактически просто увеличив 7,62-мм пулемет собственной разработки М1917. Новый боеприпас также был получен путем пропорционального увеличения американского винтовочного патрона калибром 7,62 мм к винтовке Спрингфилд M1903. Это, по сути, мобилизационное, техническое решение оказалось необычайно удачным, и созданное Браунингом оружие успешно используется по всему миру до сих пор.

12,7-мм зенитный пулемет Браунинга
12,7-мм зенитный пулемет Браунинга

На вооружение армии и ВМС США новый крупнокалиберный пулемет под обозначением М1921 поступил в 1923 году. Он имел водяное охлаждение и использовался как зенитный. В 1933 году пулемет был модернизирован, появилась модификация с воздушным охлаждением ствола. Пулемет с водяным охлаждением стал исключительно зенитным, с воздушным – пехотным. Семейство получило новое обозначение – М2.

Но признание к этому оружию пришло далеко не сразу, необходимость и важность крупнокалиберных пулеметов для американских военных в 20-30-годы были не очевидны. Однако бурное развитие авиации в 30-е годы ХХ века, рост скорости и высоты полета требовали адекватных средств борьбы с быстро растущей угрозой с воздуха. В этих условиях возрос интерес к крупнокалиберным пулеметам и малокалиберным зенитным автоматам, имеющим по сравнению с зенитными пулеметами «винтовочного» калибра существенно большую дальность стрельбы и лучший поражающий эффект.

12,7-мм пулеметы имели следующие характеристики: вес пули 45,5 г, начальная скорость 893 м/с, скорострельность до 850 выстр./мин., дальность стрельбы до 6 770 м., досягаемость по высоте 4 570 м. В крупнокалиберных пулеметах Браунинга использовался мощный патрон .50 BMG (12,7×99 мм), обеспечивавший 40 г пуле начальную скорость в 823 м/с. На дальности 450 м бронебойная пуля этого патрона была способна пробить 20-мм стальную плиту.

Вес самого пулемета достигал 38,1 кг, станка МЗ – 19,96 кг. Длина общая – 1 654 мм, ствола – 1 143 мм. Темп стрельбы: 450-575 выстр./мин. Питание – металлическая звенчатая лента на 110 патронов.

Энсин заряжает пулеметную ленту в счетверенную установку 12,7-мм зенитных пулеметов
Энсин заряжает пулеметную ленту в счетверенную установку 12,7-мм зенитных пулеметов

Достаточно широкое распространение получили зенитные установки спаренных пулеметов М2, стволы которых имели жидкостное охлаждение. Эти установки монтировались на кораблях и транспортных средствах. Пулеметы устанавливались на все типы боевых кораблей от торпедного катера до линкора и авианосца. В морском варианте зенитная установка оснащалась зеркальным прицелом, однако, поскольку огонь велся трассирующими боеприпасами, многие стрелки зачастую не пользовались прицелами, корректируя стрельбу по трассам пуль.

Крупнокалиберный пулемет М2 оказался весьма эффективным средством отражения маловысотных атак вражеской авиации. Он имел высокие для своего времени боевые и служебно-эксплуатационные характеристики, что обеспечило широчайшее его распространение в вооруженных силах США и союзников по антигитлеровской коалиции. Хотя в пулях, которыми стреляли пулеметы Браунинга, отсутствовали заряды взрывчатых веществ, большинство самолетов того времени были уязвимы для его огня.

Значимость данного оружия для флота и для конкретного авианосца подчеркивает и тот факт, что «Рейнджер» по проекту получил 40 таких пулеметов, считавшихся в то время эффективным оружием против пикирующих бомбардировщиков. Вспомним, что в свое время, еще в 1936 году ПВО его предшественников: «Лексингтона» и «Саратоги», усилили такими же 12,7-мм зенитными пулеметами. Эти пулеметы (28 и 16 единиц соответственно) разместили на четырех спонсонах под полетной палубой и на башнях ГК, а на «Лексингтоне» еще и на специальной площадке вокруг трубы. Но удар по Перл-Харбору и первые же сражения войны на Тихом океане показали, что воздушная угроза существенно возросла, и зенитный пулемет уже не мог считаться эффективным средством противодействия ударам с воздуха.

28-мм/75 зенитный автомат Mk1 (Mk2)

Следующим средством ПВО, которое показалось способным эффективно бороться с авиацией, стал 28-мм/75 зенитный автомат Mk1(Mk2). Принятый на вооружение еще с 1934 года как стандартное скорострельное зенитное орудие для кораблей всех классов, он был призван «заполнить паузу» между тяжелыми 127-мм зенитными установками и 12,7-мм пулеметами. В историю эта зенитная установка вошла с неофициальным наименованием «Чикагское пианино».

Установка 28-мм/75 зенитных автоматов Mk1 в Фридом-парке (г.Омаха, шт.Небраска)
Установка 28-мм/75 зенитных автоматов Mk1 в Фридом-парке (г.Омаха, шт.Небраска)

Прототип орудия был создан в 1931 году, и в период с марта по май были проведены первые испытания. Отдельные стволы показывали темп стрельбы всего 90 выстрелов в минуту. За два года усовершенствований темп удалось нарастить до 140 выстрелов в минуту. Испытания первой счетверенной установки провели в 1934 году. Одновременно испытали и систему управления огнем Mark 1, которая, благодаря приводу бокового наклона ствола, позволяла отслеживать авиацию противника даже на больших высотах. Снаряды для 28-мм зенитного орудия существенно отличались от применяемых в 12,7-мм пулемете. Новые осколочные снаряды несли в себе заряд взрывчатого вещества (ВВ) с установленным контактным взрывателем мгновенного действия. Постоянные затруднения в разработке и производстве привели к тому, что это орудие начало поступать на флот в существенных количествах лишь с 1940 года.

Схема внешнего вида 28-мм/75 зенитного автомата Mk1
Схема внешнего вида 28-мм/75 зенитного автомата Mk1

Счетверенная установка «чикагское пианино» имела дистанционное силовое наведение с моторами для горизонтальной и вертикальной наводки (по 3 либо 5 л.с.), скорость горизонтальной наводки составляла 30°/сек, вертикальной 24°/сек. Интересной особенностью конструкции стала возможность придавать блоку стволов наклон «вбок» до 30°, хотя, как вскоре оказалось, эта возможность практически не находила применения. Установка имела водяное охлаждение стволов и магазинное питание (по 8 патронов в магазине). Снаряд был снабжен трассером, но не имел самоликвидатора.

Это были относительно легкие орудия, вес одного орудия составлял всего 252 кг, всей установки (4-ствольной) Mk2 Mod.2 – 4 863 кг. Угол возвышения счетверенной установки составлял 110 градусов, угол снижения равнялся -15 градусам, наведение по горизонтали – 360 градусов. Заряжание унитарное, магазинное, техническая скорострельность – 150 выстрелов в минуту, практическая – 100. Подача патронов осуществлялась из двух магазинов на каждый ствол, всего – 8 магазинов на установку. Пока шла подача из одного магазина, второй можно было вручную заменить – этим обеспечивалась непрерывность стрельбы.

Установка «чикагского пианино» на палубе линкора «Мэриленд»
Установка «чикагского пианино» на палубе линкора «Мэриленд»
Начальная скорость снаряда – 823 м/с. Максимальная дальность стрельбы – 6 757 м(7400 ярдов), досягаемость по высоте – 5 791 м, прицельная дальность – 5 800 м.

Точно такие же установки в 1940 году установили на «Лексингтон» и «Саратогу» – по пять счетверенных установок 28-мм автоматов 1.1"/75 (28-мм) Mark 1 на месте снятых 76-мм зениток. Но несмотря на свое громкое название 28-мм зенитный автомат не оправдал возложенных на него надежд. Недостатки установки, в первую очередь – ненадежность, большой вес и сравнительное небольшое поражающее действие снаряда, привели к его постепенной замене на 40-мм орудия «Бофорс» шведской разработки, производившиеся в США по лицензии.

Голландский "Ван Кинсберген" - первый носитель "Бофорсов"
Голландский "Ван Кинсберген" - первый носитель "Бофорсов"

40-мм/56 установки «Бофорс»

Первое знакомство американских военных со шведским 40-мм зенитным автоматом «Бофорс» L60 состоялось 28 августа 1940 года во время испытаний двух купленных у Швеции экземпляров и демонстрации морского варианта орудия на голландском шлюпе HNLMS «Ван Кинсберген». Однако шведский вариант «Бофорса» не удовлетворял американских моряков в плане технической надежности, и он был признан непригодным к массовому производству в США. Американские инженеры внесли множество изменений в конструкцию орудия и боеприпасов, чтобы приспособить их к массовому производству, а также заменили воздушную схему охлаждения водяной и добавили электрический привод для быстрого поворота установки. Официальное обозначение американской версии «Бофорса» – «40 mm Automatic Gun». Для американского флота было разработано большое количество одно-, двух-, четырех- и шестиствольных зенитных установок, в том числе и с радиолокационным наведением. Производство 40-мм зенитных установок для ВМС США велось на предприятиях корпорации Крайслер, где было произведено 60000 орудий и 120 000 стволов.

Заготовки стволов для 40-мм орудий «Бофорс» на заводе «Крайслер» в Детройте
Заготовки стволов для 40-мм орудий «Бофорс» на заводе «Крайслер» в Детройте

Первая спаренная установка американского выпуска была готова в январе 1942 года, первая счетверенная – в апреле. Скорость вертикального наведения, обеспечиваемого электромотором (5 л.с. для счетверенных установок, 3 л.с. для спаренных), составляла 24°/сек, горизонтального – 30°/сек.. Горизонтальное наведение обеспечивалось электрогидравлическим приводом мощностью 7,5 или 5 л.с. – в зависимости от модификации.

Массовое использование «Бофорс» L60 армией США началось в 1942 году, после того как в 1941 году на американских предприятиях было налажено производство этих орудий по заказу Великобритании. Интересно, что фактически лицензия на производство этих орудий в США была получена от фирмы «Бофорс» уже после начала их массового производства.

Снаряды этих установок были слишком малы для оснащения радио- или временным взрывателем, но благодаря эффективной системе дистанционного силового наведения с помощью индивидуальных постов наведения спаренные и счетверенные «Бофорсы» быстро завоевали превосходную репутацию. В отличие от «чикагских пианино», разрывные снаряды этих установок снабжались самоликвидатором, срабатывавшим на дистанции 4500 метров. В боекомплекте имелись также бронебойные и зажигательные снаряды. Скорострельность в 160 выстрелов в минуту была максимальной; возможно было также ведение огня одиночными выстрелами.

Расчет счетверенной 40-мм/56 установки «Бофорс»
Расчет счетверенной 40-мм/56 установки «Бофорс»
Вес американского орудия с воздушным охлаждением ствола составлял 470 кг (с водяным охлаждением – 522 кг). Масса четырехствольной установки достигала почти 11 т (10 524-10 796 кг). Скорострельность – 120-160 выстрелов в минуту, вес снаряда – 900 граммов. Начальная скорость снаряда – 881 м/с (по некоторым данным – 854 м/с), живучесть ствола – 9 500 выстрелов, «стандартный» боекомплект – 2 000 патронов на ствол. Снаряд – 40х311R, вид боепитания – магазин на 4 снаряда.

Максимальная дальность стрельбы по надводной цели достигала 10 180 мпри угле возвышения 45 градусов (900-г снарядом), досягаемость по высоте – 6 797 м, прицельная дальность – 7 200 м. Углы возвышения/склонения составляли +90/-15 градусов.

Стрельба из 40-мм/56 зенитной установки на авианосце CVE-116 «Бадоен Стрейт», 1948 год
Стрельба из 40-мм/56 зенитной установки на авианосце CVE-116 «Бадоен Стрейт», 1948 год

Американские военные моряки считали его лучшим зенитным автоматом Второй мировой. И вполне заслуженно – 40-мм зенитки оказались самыми эффективными против японских самолетов-камикадзе. Как правило, одного прямого попадания 40-мм осколочного снаряда было достаточно для поражения любого японского самолета, использовавшегося в качестве «летающей бомбы».

20-мм/70 установки «Эрликон»

Поиск средства ПВО, способного бороться с самолетами, живучесть которых постоянно увеличивалась, в ВМС США был начат еще в конце 30-х годов. В ходе исследований оружия для замены крупнокалиберных пулеметов Браунинга американские военные моряки заинтересовались 20-мм швейцарским автоматическим орудием «Эрликон», и после сравнительных испытаний 9 ноября 1940 года было рекомендовано принять на вооружение данную артиллерийскую систему, наладив производство в США.

Расчеты одноорудийных 20-мм установок «Эрликон» авианосца CV-5 «Йорктаун», 1942 год
Расчеты одноорудийных 20-мм установок «Эрликон» авианосца CV-5 «Йорктаун», 1942 год

По состоянию на 7 декабря 1941 года было произведено 379 автоматических пушек этого типа, а всего до окончания производства в 1945 году промышленность выпустила 124 735 зениток «Эрликон». Эти зенитки в США считались «чисто» флотской системой и на берегу практически не применялись. На кораблях 20-мм/70 установки «Эрликон» устанавливались с конца 1941 года в дополнение, а позднее – как замена 12,7-мм тяжелых пулеметов. Наиболее распространенной была одиночная установка с локальным управлением, то есть наводимая непосредственно самим стрелком, расчет составлял 2 человека.

В первые годы войны эти установки, легкие, надежные и гораздо более мощные, чем обычные 12,7-мм автоматы, завоевали исключительно высокую репутацию. Они легко монтировались непосредственно силами экипажа на любом свободном участке палубы, и их количество на кораблях измерялось многими десятками и при этом часто менялось в сторону увеличения. Ближе к концу войны началась массовая замена одиночных установок на спаренные, также со щитом и на почти идентичном лафете (также на этом лафете мог устанавливаться одиночный 40-мм). Оружие оказалось очень популярным на флоте из-за простоты обслуживания и хорошей скорострельности. К концу войны на американских кораблях все свободное пространство занималось одно- и двуствольными установками «Эрликон».

Зенитные 20-мм/70 автоматы «Эрликон» авианосца CV-12 «Хорнет» готовятся к отражению налета
Зенитные 20-мм/70 автоматы «Эрликон» авианосца CV-12 «Хорнет» готовятся к отражению налета

Зенитные орудия, выпускаемые в США, обозначались как «20 mm/70 (0.79") FFS», они имели скорострельность до 650 выстрелов в минуту. Масса орудия составляла 62 кг, питание осуществлялось из 30-зарядных барабанных магазинов. В боекомплект 20-мм пушек «Эрликон» входили снаряды следующих типов: осколочные (около 9 г тротила); трассирующие (4 г тротила и светящийся состав, протяженность трассы 1 500 м); зажигательные (4 г тротила и 3 г белого фосфора); бронебойные (4 гдетонита); бронебойно-зажигательные (снаряжались белым фосфором).

Масса снаряда в зависимости от типа колебалась в пределах от 124 до 130 грамм. Начальная скорость: 835-870 м/с. Досягаемость по высоте – до 2 500 м, прицельная дальность до 3 000 м, максимальная – до 4 400 м.
Принципы работы – отдача затвора с опережающим воспламенением капсюля. Скорострельность максимальная составляла 280 выстр/мин, практическая – 120-130.
Одиночная 20-мм/70 установка «Эрликон»
Одиночная 20-мм/70 установка «Эрликон»

Но с началом массовых атак камикадзе выяснилось, что мощность 20-мм снаряда недостаточна, чтобы гарантировано разрушить атакующий самолет, и это послужило причиной снижения популярности 20-мм автоматов в последний год войны. Тем не менее, ближе к концу войны появились гиростабилизированные Мк14, позволившие значительно увеличить эффективность огня. Зенитные 20-мм пушки являлись «последним рубежом обороны» против японских камикадзе, прорвавшихся через истребительные заслоны и огонь более дальнобойных зенитных орудий. На кораблях класса ЛК и тяжелых АВ количество стволов «Эрликонов» к концу войны перевалило за сотню штук.

"Чикагское  пианино" на борту "Рейнджера"
"Чикагское пианино" на борту "Рейнджера"

Таким образом, на авианосце «Рейнджер» за время его боевой службы в качестве средств ПВО успели побывать большинство зенитных орудий (автоматов, пулеметов) американских ВМФ, за исключением 127-мм/38 орудий Mk12. Причем если на боевых кораблях флота их количество к концу войны только росло, то на «Рейнджере» после 1943 года начало постепенно снижаться. Это было обусловлено как установкой нового оборудования (для чего сняли 127-мм орудия), так и тем, что авианосец стал в большей мере использоваться как учебный, что не требовало наличия на его борту большого количества зенитных средств. К тому же с приемом на вооружение новых самолетов, подготовкой пилотов для которых занимался авианосец CV-4 в последние военные годы, также потребовала дополнительного ресурса для исключения перегрузки – и этот ресурс был найден за счет средств ПВО.

Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))

Источники: Friedman N. US Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland.-1983.; Grossnick R.A. United States Naval Aviation 1910-1995.-Naval Historical Center/ Department of the Navy, Washington, D.C.-1997/- p.776.; Авианосцы в бою, 1914-1939/ Серия «Морские битвы крупным планом» - Екатеринбург, 1999, №16/1. - 64 с.; Балакин, С.А. Авианосцы Второй мировой / С.А.Балакин, А.В.Дашьян, М.Э.Морозов. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006.- 256 с.; Балакин, С.А. Авианосцы мира. 1917- 1939 / С.А.Балакин, М.Э.Морозов.- Морской исторический альманах, № 1.-1999.-32 с.; Больных, А.Г. Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия / А.Г.Больных.- М.:Яуза: ЭКСМО, 2013.- 320 с.; Иванов, С. Война в воздухе № 83. Грумман «Уайлдкэт».- 2001.- 76 с.; Каторин Ю.Ф. Авианосцы / Ю.Ф.Каторин. – СПб.: Галея-Принт, 2010. – 232 с.; Полмар, Н. Авианосцы: В 2 т.Т.1/ Н.Полмар; пер. с англ. А.Г.Больных.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.- 698 с.; материалы сети интернет.

Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: