Найти в Дзене
В поисках красоты

🌺Пугающая красота: куклы сестер Поповых.

Для завершающей статьи в цикле, посвященном куклам, я выбрала, наверное, самых необычных и противоречивых – футуристических бледных красавиц с тонкими фигурами и ледяными глазами от сестер Поповых. Во-первых, потому что именно из-за них изначально и возникла идея написания всего цикла, а во-вторых – потому что именно этих кукол мне довелось увидеть в живую.

Я – редкий гость на выставках современного искусства, но, когда увидела афишу новой временной экспозиции в петербургском музее Эрарта, не смогла устоять. С нее надменно и холодно смотрели на зрителя странные существа – тонкие длинноногие красавицы со сложными прическами и невообразимыми нарядами, которые все-таки не могли в полной мере скрыть их суставы-шарниры, из-за чего маленькие куклы казались похожими на некую форму инопланетной жизни.

"Зарянка", сестры Поповы, 2011 год, один из экспонатов выставки
"Зарянка", сестры Поповы, 2011 год, один из экспонатов выставки

Поскольку мне безумно нравится все, сто сделано красиво, с ювелирной точностью, все, что отличается тонкостью работы и вниманием к мельчайшим деталям, вполне естественно, что мне очень захотелось взглянуть на этих высокомерных красавиц поближе. Знакомство оказалось запоминающимся по ряду причин.

"Пони", сестры Поповы, 2011 год, один из экспонатов выставки
"Пони", сестры Поповы, 2011 год, один из экспонатов выставки

Первое и самое интересное – на выставке я открыла для себя истинные масштабы и популярность творчества сестер Поповых, уже больше 10 лет создающих необычных кукол, каждая из которых не только воплощает какую-то идею или отражает ту или иную трактовку привычных вещей или явлений в понимании художниц, но еще и часто служит источником вдохновения для других мастеров или даже модельеров.

Так, одними из самых больших поклонников творчества сестер Поповых являются Жан-Поль Готье и Фабрицио Вити. Правда, что именно так притягивает столь именитых дизайнеров в странных шедеврах Екатерины и Елены Поповых сказать сложно.
Кукла, сестры Поповы, один из экспонатов выставки
Кукла, сестры Поповы, один из экспонатов выставки

Второе важное открытие – существование целой вселенной так называемых кукол на шариковых шарнирах — ball-jointed dolls, или BJD. Благодаря им маленьким куклам из фарфора можно придать практически любую позу, единственное что с ними нельзя делать – это играть. Шарниры требуют бережного отношения и тщательного ухода, поэтому подобные куклы – это зачастую предмет коллекционирования.

А еще – совершенно новое явление в мире искусства: как оказалось, у них очень много поклонников, которые устраивают со своими хрупкими экспонатами целые фотоинсталляции: переодевают их, дают им имена, характеры и определяют на роль в том или ином сюжете.

Из экспонатов выставки
Из экспонатов выставки

Некоторые примеры подобных фотоэкспериментов можно было тоже увидеть на самой выставке, и внимания они к себе привлекали не меньше, чем сами куклы.

Вот, наконец мы подошли и к самому главному: куклы – странные, утонченные, хрупкие, но при этом такие холодные и равнодушные, их образы столь противоречивы и противоестественны, что часто невозможно выявить главное чувство, эмоцию, которую они вызывают в сознании. Единственное, что ощущаешь – странную смесь эстетического удовольствия и какого-то пугающего отторжения…

В чем причина столь странного впечатления? Возможно, она кроется в самом понимании сестрами феномена красоты, которое они и пытаются выразить в своих нестандартных фарфоровых куколках.

Так, не смотря на тщательность работы, почти совершенные образы, в которых каждая деталь продумана до мелочей, сами куклы часто наделены какими-то внешними недостатками – их лица и фигуры как буд-то специально сделаны в нарушение общепринятых стандартов и представлений.

Их руки и ноги чрезмерно длинные, что несколько искажает общие пропорции силуэта, их позы часто противоестественны, зрачки глаз сужены и смотрят холодно и высокомерно, а костлявые шарниры-суставы то тут, то там выпирают из-под одежды или даже выставляются на первый план, часто придавая им сходство с какими-то паукообразными.

"Бодхи", сестры Поповы, 2022 год, один из экспонатов выставки
"Бодхи", сестры Поповы, 2022 год, один из экспонатов выставки

Из-за всего это создается впечатление, что маленькие куколки отнюдь не такие хрупкие и беззащитные, наоборот в них есть некая агрессия и воинственность, своего рода сила – непонятная, непостижимая, но четко ощущаемая, которая одновременно влечет и отталкивает.

"Мать", сестры Поповы, 2019 год, один из экспонатов выставки
"Мать", сестры Поповы, 2019 год, один из экспонатов выставки

На всем протяжении выставки я никак не могла понять, что же это за чувство такое, почему именно эти странные куклы заставляют мои мысли так беспорядочно биться в поисках нужного определения: в системе моих ценностей и ориентиров, моих представлений о красивом и отталкивающем для них просто никак не могло найтись места…

Это ведь куклы – изначально элемент детской игры, наделенный всеми, присущими ему добрыми и светлыми качествами, и при этом – это взрослые образы, отличающиеся провокационной сексуальностью и неприкрытой хищной агрессивностью…

Куклы, сестры Поповы, один из экспонатов выставки
Куклы, сестры Поповы, один из экспонатов выставки

Они, казалось, так похожи на людей, с их недостатками, фантазиями, мечтами и архаичными представлениями, и в тоже время сильно от них отличаются более тонкими и изысканными силуэтами, а традиционные сюжеты, страхи и каноны они вообще извращают, трансформируют и превращают в нечто чуждое, непонятное…

Дополнительный хаос вносили противоречивые образы, создаваемые художницами с помощью своих длинноногих фарфоровых хищниц: то это древнеегипетские бог Гор или Анубис, почему-то внезапно женского пола – а ведь и правда, разве может у той или иной божественной силы быть половая форма, разве не равны мужское и женское начало, если говорить о самых истоках всего.

Или, например, чернокожая Афродита в образе бесстрашной дикой охотницы из безымянного африканского племени – кто сказал, что она не может быть богиней красоты, только ли потому, что не вписывается в наши стандартные представления? Разве не может быть красота такой – сильной, яростной, хищной, агрессивной, дикой?...

Или трио сестер-вдов: черная, серая и белая… Под их мирными, прекрасными лицами, изящными платьями и сложными прическами таится какая-то угроза, лишь едва-едва заметная в силуэтах красавиц, их позах, в которых проскальзывает что-то паучье, ядовито-страшное, вызывающее инстинктивное отторжение, страх…

"Черная вдова", сестры Поповы, 2013 год, один из экспонатов выставки
"Черная вдова", сестры Поповы, 2013 год, один из экспонатов выставки

Возможно, именно это и пытаются показать сестры Поповы: с одной стороны – что красота может быть опасной и даже неприятной, но ее значение, ее ключевая характеристика – эстетическое удовольствие и совершенствование человеческой природы, - все равно остаются при ней, в любом ее качестве и выражении.

А с другой стороны – эти странные куклы позволяют нам увидеть совершенно новые грани красоты, ощутить ее многоликость и равноценность каждой из ее форм, попытаться принять идею о том, что наши традиционные представления отнюдь не являются истиной в последней инстанции, и уж тем более не должны быть универсальным мерилом при изучении столь абстрактного и всеобъемлющего понятия как красота…

Принять подобное для многих сложно – слишком уж вызывающий конфликт традиционных символов и образов представляют собой куклы Поповых. И несогласных критиков у них тоже хватает. Единственное, что лично я могу сказать точно после посещения маленькой выставки – это то, что в кое-то веке рекламный лозунг оказался точным: «Увидев их однажды, вы едва ли сможете их забыть!».

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Другие статьи цикла, посвященного куклам: