Мимо этой камерной, небольшой картины в Третьяковке легко пробежать и не заметить. Но если хотя бы на минуту остановишься возле нее, понимаешь: не зря Павел Михайлович решил купить шедевр для своей галереи, такой чистотой и нежностью от нее веет.
Это «Девушка, кормящая голубей» - одна из ученических работ русского и советского художника Василия Николаевича Бакшеева (1862 – 1958). Москвич, сын дворянина, он мечтал стать архитектором, как брат. Но потом все-таки выбрал живопись, учился у Саврасова и Маковского. А девушку написал с сестры своего друга-юриста Лосева Анны, которая потом стала его женой. На этой картине Анне всего 15 лет.
Тонкий, внимательный пейзажист и жанрист, Бакшеев одинаково хорошо чувствовал и родную природу, с ее едва уловимыми цветовыми переходами, и психологию человека, и способность предметов гармонично взаимодействовать между собой (судя по немногочисленным, но, на наш взгляд, замечательным натюрмортам). Взять хотя бы картину «Житейская проза», где отражено непонимание между родителями и взрослой дочерью, которая явно придерживается «прогрессивных» взглядов. «Для меня живопись Бакшеева, вся его личность всегда были и есть как родничок холодной, чистой кристальной воды…» - говорил другой выдающийся советский художник Аркадий Пластов.
Для Бакшеева одинаково важны и ценны и красноармеец, и сельский батюшка. Чувствуется в картинах какая-то подкупающая интеллигентность и человечность, даже если людей на них нет.