Найти тему
16,4K подписчиков

Стесняюсь своей веры

182 прочитали
  • «Я из совершенно нецерковной семьи, но с детских лет ощущала тягу к вере, знала, что Господь есть. Молилась, как умела, жадно искала информацию, которая в годы моей юности не была достаточно доступна. Но поскольку никто из членов семьи меня бы не понял, всё это делалось втайне. Поэтому с годами у меня закрепилось ощущение, что вера ― это нечто глубоко личное, сокровенное, совершаемое втайне от всех.
    Сейчас уже моя семья знает, что я верующая. Мы с мужем венчаны, дети, конечно, крещены. Исповедуюсь и причащаюсь нечасто, два-три раза в год. Хотелось бы чаще, но пока на руках грудной ребенок отлучиться из дома крайне непросто. Молюсь ежедневно, соблюдаю посты по мере сил, слушаю в интернете проповеди священников, ставших мне духовно близкими. И всё же при этом остается ощущение, что вера ― это глубоко личное, только мое.
    Мне трудно говорить о вере. Я очень переживаю за детей: мне не удается как следует рассказать, а, главное, показать им, как верить, жить по-христиански. Мне трудно при всех вслух помолиться перед едой, я делаю это про себя. Крещу детей, как бы стыдясь своего порыва и т.п. Очень боюсь перегнуть палку, навязывая им что-либо, боюсь отвратить от церкви. Наверное, как следствие своей нерешительности, не вижу у них настоящей веры и интереса к ней. Старшему сыну семь с половиной, он исповедовался только один раз месяца четыре назад. Похоже, ему не понравилось, значит, исходя из его характера, часто он это делать не будет. Мои рассказы о Христе, о святых он слушает, но сам никогда не просит рассказать, пояснить что-то. Молитв не знает. Читаем "Отче наш", но он до сих пор не запомнил. А может, он в этом похож на меня как интроверт? Иногда мне кажется, что он тоже будто бы стыдится на эту тему беседовать. Отсюда вопрос: научите меня, батюшка, как себя вести правильно с детьми, как научить их вере во Христа? Понятно, что прежде всего научает личный пример, но христианка из меня, к сожалению, никудышная. Очень надеюсь на Ваш совет».

Такое ощущение, что это я сам себе написал, только из прошлого и в женском роде. Поэтому ответить Вам мне будет очень сложно. Единственное различие, что я с детских лет тягу к вере не ощущал. Я пришел к вере в юности. И я тоже из абсолютно нецерковной семьи, и точно так же мне трудно говорить о вере.

Мне запомнился один случай. В двадцать лет я служил по контракту в Ярославле, и как-то мы с сослуживцем разговаривали о каком-то церковном празднике. Я увидел, что товарищ мой информацией о празднике совсем не владеет и решил ему рассказать об этом, так как уже тогда был верующим, и с матчастью у меня было всё в порядке, хотя от других я это скрывал. Я очень стеснялся, было неудобно рассказывать, и решил свое стеснение спрятать за снобизм. Я стал рассказывать о празднике с пренебрежением, скрывая за снобизмом свое настоящее отношение. Сослуживец меня внимательно слушал, а потом сказал: «Почему ты так шутливо об этом говоришь? Ты понимаешь вообще, о чем ты рассказываешь? О Евангелии! Эта книга целую культуру сформировала, а ты об этом так пренебрежительно высказываешься». В общем, он меня пристыдил, мне было очень неловко. Я попытался что-то пролепетать в свое оправдание, а он говорит: «Лучше вообще ничего не рассказывай, чем так, как сейчас!». Да, такое было в моей жизни, в чем раскаиваюсь.

Но и по жизни так было всегда. Потом, когда я принял сан, то прикрыл себя им как щитом. Мне положено я делаю. То есть психологически легче было преодолевать свое стеснение. Потом я привык, и со временем всё наладилось, встало на мощную основу. Но это произошло не сразу, а с течением времени. Все Ваши сомнения, чувства, например, «крещу детей, как бы стыдясь своего порыва», я и до сих пор испытываю, хотя в сане уже двадцать лет.

Для моих зрителей, подписчиков мои слова будут как разрыв шаблона: «Как! Мы сидим, ему внимаем, а он, оказывается, стесняется своей веры!». Но вера это очень личное, такое личное, что более личного уже ничего не бывает. Внутри себя я веры и Христа не стыжусь, но демонстрировать это достаточно сложно. Это целый подвиг даже для меня. Хотя, конечно, есть привычка, ведь столько лет уже в сане. Сейчас гораздо легче и естественнее могу показать свою веру, но в какие-то моменты неловкость дает о себе знать. Хотя с каждым годом всё меньше.

Что касается воспитания детей, могу сказать о своей семье. Я никогда не заставлял их учить молитвы. Бывало, где-то я поднажму на них, пристыжу, что уже взрослые, а «Отче наш» с трудом рассказывают. Но это было, когда они уже стали постарше, чем пять и семь лет. Что касается исповеди, то часто это делать и не надо. Лет до десяти раз в год исповедоваться достаточно, а причащается пусть почаще. Ведь для детей исповедь это серьезная глубокая духовная работа. Для взрослого тяжело раз в месяц исповедоваться, а для детей тем более. Это требует усилия, духовного напряжения. Поэтому пусть начинает почаще исповедоваться, когда достигнет подросткового возраста. Тогда он станет готовиться серьезно, исповедоваться и причащаться. Но пока обременять детей этим не надо, дети есть дети.

С моими детьми мы на службы вместе ходили, это обязательно в храм пойти всей семьей. Но они не очень сильно сопротивлялись, поэтому я не знаю, принуждал их или нет. Это воспринималось ими как должное, само собой разумеющееся, как обязанность. Сейчас мои дети тоже храм посещают, но глубокой, искренней веры, какой бы мне хотелось, я пока в них не замечаю. Но у каждого мысли о вере приходят в разном возрасте: у кого-то раньше, у кого-то позже.

Таким образом, на Ваш вопрос, как научить детей вере во Христа, я Вам практически ответить ничего не могу, потому что сам ничего не знаю. Может быть, мое личное признание облегчит Вам жизнь. Вы называете себя «никудышной христианкой». Не надо себя недооценивать. Грехов у нас у всех полно.

Откуда же берется стеснение по поводу веры? Мой опыт говорит о том, что причина этого врожденная интеллигентность. То есть это не стыд в том смысле, как Христос говорил: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий» (Мк. 8:38). Это врожденное качество, оно имеет свои плюсы, потому что внутри, в сердце, это алмаз драгоценный, но и минусы тоже имеет, потому что этот алмаз имеешь, но тактичность не позволяет что-то сказать, человека наставить, на своем настоять. Что я буду выпендриваться с молитвой перед едой? Никто не молится ведь, а я сейчас встану и буду молиться. Лучше тихонько встану и помолюсь, чтобы никто мне не мешал, и чтобы никого не зацепить. Пусть другие этого не видят. Это тактичность, гипертрофированная культурность.

Не думаю, что это плохо, что Вы должны из-за этого комплексовать. Просто верьте и продолжайте делать то, что делаете. Молитесь, причащайтесь, исповедуйтесь, храм посещайте. Рассказывайте детям, сколько можете, но принуждайте себя к тому, чтобы сказать чуть больше. Главное, не ломайте себя через колено, понуждайте, но немного. В конце концов, у детей всё равно останется Ваш образ.

Но есть еще одна главная вещь, Вы ее не назвали. Это сам Дух внутри человека. Дух самое главное. Если дети не выучили фактологию это всё легко восполнимо, ведь Священное Писание можно открыть в любой момент и в любом возрасте. Научиться, как себя вести в храме, тоже можно достаточно быстро. А вот каков должен быть Дух это важно и так просто не восполнишь. Здесь обязательно нужно видеть пример. И этот пример Вы им сможете дать, потому что Дух у Вас есть, несмотря на то, что Вы молчите о Христе. У детей может это остаться в памяти. И они, уже будучи взрослыми, своим детям скажут: «Наша мама была очень верующей, но она всегда об этом молчала и никогда не заставляла нас ходить в церковь, не принуждала к вере. Она была очень светлым человеком». Вот это дети Ваши запомнят, для них это будет самое главное, а всё остальное дело наживное.

Разогревайте в себе любовь к Богу, к людям, искреннее, глубокое сердце, взращивайте в себе христианские добродетели и качества. А дети это переймут.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.
Фото congerdesign с сайта Pixabay
Фото congerdesign с сайта Pixabay