Я люблю устраивать для сына-дошкольника игры в формате квеста. Как по случаю, так и без. Ему интересно, и мне нескучно. В одну игру можно включить несколько разнообразных видов деятельности для многогранного развития ребёнка. Переключение между ними происходит легко и непринуждённо, ведь каждая новая деятельность — это очередной этап, приближающий к достижению цели. Об организации игры-квеста с примерами заданий я писала здесь.
Полноценный квест — это движение от точки старта до точки финиша. Детям нравится, чтобы на этом пути встречались различные препятствия и барьеры. Для их преодоления необходимо задействовать ловкость тела или ума. Как раз на интеллектуальных головоломках я и хочу остановиться подробнее.
Разгадать пароль, подобрать код, расшифровать секретную подсказку, найти подходящий ключ — задания такого типа пользуются неизменным успехом. Поделюсь несколькими заготовками из моего арсенала. Это шаблоны, «рыбы» — их можно и нужно трансформировать под конкретный квест (в соответствии с его тематикой, а также с учетом возраста, способностей и интересов ребёнка).
1. Подбор ключа для закрытой двери
Я беру настоящие ключи и приклеиваю к ним бумажные бирки с арифметическими примерами или словами. Таким образом, это может быть задание либо на сложение, либо на чтение.
Вариант задачи с арифметическими примерами. На дверь, которую ребёнку необходимо открыть, вешаем вырезанный из бумаги замочек с цифрой. Поблизости располагаем ключи с бирками. Если малыш сам не догадался, то подсказываем ему: чтобы открыть дверь, нужно найти ключ с примером, ответом на который является число на замке. Ребёнок решает примеры на бирках. Отыскав подходящий ключ, понарошку открывает замок и проходит дальше.
Вариант задачи со словами (для ребёнка, который только учится читать). Подбираем загадку по теме игры, записываем её на листок и прячем его неподалёку от той двери, которую нам предстоит открыть. Однако спрятать эту подсказку надо так, чтобы она сразу нашлась.
На бирках пишем разные слова, одно из которых является ответом на нашу загадку. Вешаем бирки на ключи, кладём их рядом с дверью. В ходе игры ребёнок находит листок с загадкой, взрослый её зачитывает. Разгадав загадку, малыш ищет ключ с ответом. Для этого ему приходится читать слова на бирках.
Желательно, чтобы все слова начинались с одной буквы. Иначе ребёнок будет искать нужное слово только по первой букве, что значительно облегчит для него задачу. Отыскав подходящий ключ, понарошку открываем дверь — и приключение продолжается.
2. Открытие кодового замка
Моего сына задания такого рода очень привлекают. Он всегда рад понажимать на кнопки. Я использую несколько разных вариантов реализации, расскажу о некоторых.
Викторина
Возле двери или дверцы, которую нам нужно открыть, расположена панель с кнопками. На кнопках — картинки. Поблизости — лист с вопросами. Я читаю вопрос, сын находит на панели кнопку-ответ и нажимает на неё.
Проиллюстрирую примером. У нас был литературный квест. По сюжету нам нужно было (понарошку) спуститься с крыши в подъезд жилого дома. Однако крыша закрыта, на двери кодовый замок. На кнопках — изображения персонажей детской литературы. Рядом с панелью расположена табличка с репликами героев. Мы подумали и догадались: нам нужно вспомнить, кому принадлежит высказывание, и нажать на кнопку с этим персонажем. По порядку в соответствии с нумерацией цитат. Сын всех вспомнил, все кнопки нажал правильно — дверь открылась.
Панель — это крышка от формы для льда. Картинки для кнопок распечатала, вырезала и наклеила. «Панель с кнопками» закрепила на стене с помощью скотча. Список цитат повесила на стену рядом.
Упражнения для памяти
Здесь нам не приходится ничего разгадывать или расшифровывать. Мы находим готовый код, однако расположен он далеко от замка. Поэтому код необходимо запомнить!
Можно запоминать цифры или набор случайных слов. Мне нравится игра с запоминанием картинок или символов, условно обозначающих определённые слова.
Первый пример. Это был квест по сказке о Карлсоне. В одном помещении мы нашли код. Сыну нужно было запомнить, с каким словом связана каждая из картинок. Я подала идею: для облегчения запоминания нужно провести ассоциативную параллель между ними. Так и сделали. Фрёкен Бок мечтала попасть в телевизор. Карлсон с зонтом в руках подлетал к окну дядюшки, и тот принял его за сказочного гнома. Карлсон придумал игру: пылесос — это будто был Волк, проглотивший марку с изображением Красной шапочки. И так далее.
«Кодовый замок» мы обнаружили чуть позже в другом помещении. Это будто бы умное устройство с голосовым набором. Нужно нажать на кнопку с картинкой и громко назвать слово, с которым она связана. Но слово-то необходимо вспомнить! За подсказкой возвращаться нельзя. Замок мы, конечно же, успешно открыли, восстановив в памяти выявленные ассоциации.
Второй пример. Это упражнение обучает ребёнка мнемоническому приёму — запоминанию с опорой на символы. Очередной квест: мы спускаемся в волшебное подземелье в поисках заблудившегося там профессора-археолога. Код находим в начале пути. Это «наскальная живопись»: накарябаны символы, и рядом с каждым из них — слово. Я подсказала сыну, что это шифр, который нам нужно запомнить здесь и сейчас. Когда позже мы нашли дверь с замком, нам пришлось действовать по памяти. Слева — слова, справа — символы вразброс. Нажимаем на кнопки: сначала на слово — затем на соответствующий ему символ; следующее слово — снова символ и т.д. Если всё правильно — дверь открывается.
Цифровой код
Это математическое задание. Нам потребуется панель с цифрами. Рядом нужно расположить табличку-подсказку. В табличке — цифры. Возле каждой — пустой квадратик, находящийся справа или слева. Если слева — значит, нужно определить число, предшествующее указанному. Если справа — то последующее. Нажимать нужно на кнопки именно с этими пропущенными числами. По порядку, как указано в подсказке.
3. Загадки и составление кодового слова
Это может быть код для очередного замка или подсказка, указывающая, куда идти дальше, что искать, где смотреть. Так, если мы разгадали слово «болото» — это может означать, что далее нам нужно идти туда, где мокро (например, в ванную).
Чтобы расшифровать слово, необходимо отгадать несколько загадок. Мы могли бы найти свиток с загадками в тайнике или собрать несколько отдельных карточек с загадками в разных игровых локациях. Вариабельно. Если это отдельные карточки, следует их пронумеровать. Загадки необходимо загадывать последовательно, потому что это определяет порядок букв в кодовом слове.
Взрослый зачитывает загадки, ребёнок отгадывает (сам и с помощью). Первая буква отгадки — это очередная буква в кодовом слове.
Например, первая загадка: «Четыре братца под одним шатром стоят». Ответ: стол. Значит, кодовое слово будет начинаться с буквы С. Запишем её. Следующая загадка: «Кто на себе свой дом таскает?». Ответ: улитка. Вторая буква в кодовом слове — У. Записываем её после С. Так, загадка за загадкой, складывается слово-код «сундук».
Загадки я обычно подбираю по теме квеста. Например, квест на тему «Ферма». Находим пять пронумерованных карточек с загадками. Отгадываем, выделяем первые буквы, составляем из них слово, ребёнок его читает. Понимаем, куда нам идти дальше.
- Сады, огороды, поля —
Это всё одним словом… (земля).
- Собрал зерно, землицы дар —
Убирай его в… (амбар).
- Они сгребали и рыхлили,
Ровняли, били, ворошили.
Наработались, ослабли —
Спят теперь в сарае… (грабли).
- Огород — здоровью помощь.
Там растёт полезный… (овощ).
- Бегать курам надоест —
Сядут куры на… (насест).
Из первых букв отгадок выходит слово «загон». Ищем его. В нашем случае это был загон с поросёнком в виде розового воздушного шарика с нарисованной мордочкой и приклеенными ушками и хвостиком. Там мы отыскали следующую подсказку.
4. Математическая викторина и кодовое слово
Подробно я уже писала об этой игре здесь. Готовим карточки — их нам понадобится столько, сколько букв в загаданном слове. На одной стороне карточек изображаем эти буквы. Подбираем вопросы по теме квеста. Ответом на каждый из них должно быть какое-либо число. Записываем эти числа на обратной стороне карточек с буквами. Ответ на первый вопрос — на карточке с первой буквой; ответ на второй вопрос — на карточке со следующей буквой и т.д. Вопросы задаются в таком же порядке.
Когда во время игры ребёнок обнаруживает карточки — рядом с ними располагается и лист с перечнем вопросов. Раскладываем перед ребёнком карточки цифрами вверх (в произвольном порядке). Задаём первый вопрос. Ребенок находит ответ, ищет карточку с соответствующей цифрой и кладет её рядом с собой. Затем второй вопрос — и вторая карточка помещается справа от первой. Когда все карточки разложены в правильном порядке, нужно перевернуть их буквами вверх. Это кодовое слово.
Пример. Игра-квест по книге «Винни Пух и все-все-все».
Вопросы:
- Сколько друзей у Винни Пуха? Посчитай всех-всех-всех. (Пятачок, Кролик, Иа-Иа, Сова, Кенга, Ру, Тигра, Кристофер Робин. Ответ: 8).
- Сколько букв в имени ослика? (Ответ: 4)
- Сколько всего жильцов проживает в домике Кенги? (Ответ: 3)
- У Винни Пуха было десять горшков с мёдом. Три горшка он съел на завтрак. Сколько осталось? (Ответ: 7)
- Иа-Иа сажал чертополох. Он посадил больше пяти кустов, но меньше семи. Сколько кустов посадил ослик? (Ответ: 6)
Разложили карточки по порядку, перевернули — получилось слово «дупло». Идём искать нечто, похожее на дупло.
5. Проявление невидимых изображений
Такие загадки не оставляют малышей равнодушными. Ведь это интригующий фокус или завораживающая магия — в зависимости от того, как подать.
Изобразить можно, например, карту с маршрутом, символ или след от обуви. Можно написать слово или цифровой пароль.
Как сделать невидимое изображение?
Первый вариант — с помощью молока. Окунуть кисточку в молоко и изобразить на бумаге то, что требуется. Дать высохнуть. Если лист хорошо нагреть (над огнём свечки, к примеру) — изображение проявится.
Второй вариант — рисование свечкой. Линии хоть и видны из-за блеска, однако рисунок в целом плохо различим. Но если взять, например, акварель и закрасить ею лист с посланием — всё станет очевидным.
Третий вариант — начертание раствором соды. Раствор должен быть высококонцентрированным. Окунаем в него кисточку или ватную палочку и оставляем следы на бумаге. Даём высохнуть. Проявить рисунок можно разными способами. Например, обрызгать бумагу соком лимона. Произойдет реакция, и линии станут хорошо различимы. Но можно лист просто нагреть — подержать над огнём, прогладить утюгом через ткань или обдуть феном.
Волшебство, не иначе.
Возможно, вам будет интересно:
Сюжетно-ролевая игра "Доставка посылок"
Как играть с фигурками животных?
Квестик с привидениями на Хэллоуин