Найти в Дзене
Любитель балета

Жив ли дух в отечестве фараоньем, Или отзыв на балет «Дочь фараона» в Большом театре

Оглавление

Какая она сейчас, легендарная «Дочь Фараона»? – задавала я себе вопрос перед походом на балет. Ну, не такая уж и легендарная, но… все-таки первая в новейшей истории Большого театра постановка, заказанная у всемирно известного иностранца-балетмейстера, успешная как на премьере в мае 2000 года и дальнейших спектаклях, так и на зарубежных гастролях – все-таки многоактный костюмный сюжетный балет, балет, который внезапно был выкинут из репертуара в том же году, но радостно возвращен через год с небольшим (в феврале 2002), после того, как уволился его гонитель… Я помню эти события в реальном времени. А вот сейчас попала, как говорят источники, на возобновление 2018 года. Балет не шел в театре с 2013 по 2017 гг. На прощание его записали в 2012 году, эта запись с С. Захаровой и Р. Скворцовым известна (можно я эту запись дам, хотя есть и другие?). Скрупулезная программка говорит о том, что посещен 75-й спектакль постановки 2000 года. Напомню, это балет французского балетмейстера Пьера Лакотта по мотивом одноименного балета тоже француза, того самого Мариуса Петипа – это был его первый балет (в 1862 году в Петербурге), и дебют был успешнейший.

29 апреля 2022, состав: Аспиччия – Ю. Степанова, Таор (Вильсон) – А. Овчаренко, Рамзея – Е. Крутелева, слуга – А. Смольянинов, чета рыбаков – М. Шрайнер и Д. Смилевски, реки – А. Тихомирова, А. Влашинец, А. Туразашвили (соответственно Гвадалквивир, Конго, Нева). И др.

Здесь и далее фотографии автора.
Здесь и далее фотографии автора.

Начну с начала, то есть покупки билета. Не раз смотря сайт и готовясь расстаться с большими деньгами, я вдруг увидела какое-то явно распродажное одно место (раньше его не было) за 3800 вместо 10500… Бельэтаж… Брать? Брать! Подвох, наверно, какой-то есть, а может, и нет… Посмотрим.

Сразу ответ: подвох есть! Но дело в том, что моим соседям было видно не лучше, а цена была явно полная. Нет уж, теперь если и ложа, то первый ряд (как у меня и раньше бывало). Почему я раньше не задумывалась, каково видно моим соседям из 2-го – 3-го рядов?

Совсем уж короче, видела я балет плоховато. Близкая ложа и пол-сцены скрыто, а остальную половину ты вылавливаешь между голов своих соседей… или не вылавливаешь. А это ж не опера, балет надо смотреть! Я люблю смотреть в т. ч на стопы, а тут я их почти и не видела, как ни вытягивайся вверх (а я высокая). Да ладно стопы, не видела цельные кусочки номеров, если их рисунок уходил в наш бок. Соседи тоже поначалу удивленно хлопали глазами, обнаружив, что номер-то уплыл, и смотреть временно нечего, лишь жди когда попадут в зону видимости.

Вот оркестр с занавесом хорошо видишь...
Вот оркестр с занавесом хорошо видишь...

Нет, я себе не забывала повторять, что за такие-то деньги не стоит мне сильно придираться. Но разум – одно, а чувства все-таки другое, и может быть по этой причине после окончания короткого первого акта любитель балета жестко резюмировала самой себе: скучает и спать хочет (я очень рано встала и в этот день приехала в Москву, а сейчас вечер). А впереди два акта! Вспоминаю в антракте: ну, обезьяна смешная, лев игрушечный, почти не видимый, тоже насмешил, хотя не должен был этого делать, его ж надо испугаться… Исполнители главных партий хорошо справляются, но чего-то мне не хватает. Выставки в выставочном зале просмотрела непривычно бегло и без интереса, может потому, что они были из мира оперы.

Классическое гран-па 2-го акта, привычная балетная форма, было уже поинтереснее мне. Хорошие были соло-вариации (Е. Кокорева и Е. Клявлина). В смысле, исполнение, насколько я вижу. В целом же хореографический текст (уж не помню в каких именно номерах) все же заставлял порой досадно чуть не пыхтеть: иногда уж слишком мелко поставлено. Эта французская техника… Причем английская мелочь Аштона в «Тщетной предосторожности» у меня такого пыхтения не вызывает. Но иногда комбинации у Лакотта вполне ничего. Вкусовщина. Порой хотелось русского размаха, виртуозности, а не французской скороговорки…

Но во всех смыслах понравилось адажио, так сказать, с двумя кавалерами, из 2-го акта. Юлия Степанова заставила на себя взглянуть заинтересованно только когда в сюжете появился драматизм. Она точно хороша как актриса в трагическом плане, а когда «все хорошо» – ее обаяние на меня и раньше не действовало, и сейчас, такой вот субъективизм… Убедительной во всех эпизодах до финала для меня ее служанка Рамзея (Елизавета Крутелева). И это несмотря на ее одну помарку (она «хотела упасть», ну а потом танцевала без вопросов – лимит ошибок исчерпан).

А знаете ли вы?

Кстати, первое «А знаете ли вы?»… что нубийка Рамзея сейчас уже почти не мажется морилкой? Почти и не нубийка. Так, загорелая брюнетка. Сравните со старыми записями, хоть с Н. Капцовой в 2012 г. Хотя дети арапчата – вполне себе арапчата. Какова все-таки реакция на оскорбляющихся блэкфэйсингом и есть ли она? Единственное пострадавшее по сюжету лицо (то есть персонаж) – это чернокожий раб, и он вполне себе чернокожий. А вот Рамзея – нет.

Главные герои при помощи этой самой Рамзеи бегут из дворца, и у нас второй антракт. Я уже не настолько сонная и надеюсь на третий акт.

И он не подвел! Самонадеянно скажу, что, кажется, третий акт наиболее удался балетмейстеру. В нем три картины: короткая у рыбаков, зато с вариациями хозяев, подводное царство, столь привычное русской душе, начитавшейся сказок, и опять дворец фараона.

Вся картина подводное царство удалась, она цельна. И опять хорошо смотрелось адажио главной героини уже с морскими кавалерами.

Балетмейстер и в этой картине не захотел подбавить старины и, как известно, не захотел повторить вариации трех рек, которые для него расшифровали из нотаций Н. Сергеева. А поставил свои. Музыка вариаций хороша, хоть и слегка поверхностна (в партитуре Ц. Пуни вообще немного эпизодов выделяются для меня мелодичностью, но вот реки – из числа выделившихся). Испанское болеро с кастаньетами (Гвадалквивир), затем нейтральное, хоть и в чем-то интересное Конго. Но хореографию я бы хотела более запоминающуюся. Вот русская еще более-менее…

"Три грации" - Нева, Конго и Гвадалквивир. А. Туразашвили, А. Влашинец, А. Тихомирова.
"Три грации" - Нева, Конго и Гвадалквивир. А. Туразашвили, А. Влашинец, А. Тихомирова.

А знаете ли вы?..

… что московская сцена впервые увидела «Дочь фараона» в 1864 году? Не в 1892-м, как гласит программка (в том году было возобновление, начиная с которого, видимо, сосчитаны все спектакли, чем славна московская традиция программок; сам сайт театра не скрывает, что настоящий год – 1864-й). В этом году свой спектакль в московский Большой театр перенес М. Петипа. Но это не главное, ради чего я говорю «А знаете ли?». Так вот, в том спектакле русская река была не Нева, а Москва-река. Интересно, почему Лакотт не поддержал московскую традицию? И на московской сцене течет Нева, а петербургская… сейчас этого балета не имеет, хотя планировала иметь, была такая история, недавно завершившаяся…

Опять про реки… «А знаете ли вы?», что в оригинальной постановке были не только эти три реки, а еще и Темза, Рейн, Тибр и Хуанхэ (по другим источникам Темза, Эльба и Тибр, видимо, немного менялось). То есть были еще танцы, стилизованные по английский, немецкий, итальянский и китайский.

Дворцовая картина добавила напряжения своими ожидаемыми казнями от укуса священной бутафорской змеи. Но, кроме пострадавшего чернокожего невольника, история эта завершается хорошо. Финальный дуэт героев… Говорят, когда Лакотт ставил, танцев у него было все больше и больше, а тут уже премьера приближалась, время поджимало, и худрук якобы сказал ему «Хватит!», и поэтому он поставил не па-де-де, как хотел, а только адажио.

Месье Лакотт был автором и декораций и всех костюмов. Всех – это много! Одна прима-балерина прямо кажется рекордное для балета количество раз переодевается: у нее 7 костюмов! И все хороши.

В финале Аспиччия опять мумия, а молодой человек просыпается от своего приключенческого сна. Он не сильно расстроился: сон прекрасен!

А нам придется вернуться к заголовку статьи «Жив ли дух в отечестве фараоньем?». Я неоднократно видела этот балет в записях. К числу моих любимых он не относится… но и к числу не любимых тоже, поэтому я его все-таки выбрала для просмотра. Странно, почему-то в записях он смотрелся лучше, хотя впечатление от многих номеров осталось неизменным, но… может я не зря скучала, хотела спать и только постепенно «раскачалась» во второй половине спектакля? Чего-то то ли этому показу спектакля, то ли балету вообще – не хватало. Не исключаю, что на впечатление повлияла подспудная досада, что плохо видно. Или артистически было показано не все, на что способны? Или 2 антракта – слишком много для 2-х актов по полчаса примерно и только третий чуть длиннее? (сам антракт-то почти полчаса, минут 25 не меньше). Или… не знаю, что еще добавить, но впечатление хоть и неплохое, но с ощущением «хочу большего!».

Но на аплодисменты я не поскупилась ))
Но на аплодисменты я не поскупилась ))
... и после закрытия занавеса тоже. Балет трудный.
... и после закрытия занавеса тоже. Балет трудный.

Для любителей посмотреть, а также послушать «Браво!» натренированными голосами дам видео с поклонов. Продолжается у меня привычка писать кое-какие видео на память.

Спасибо, что дочитали весь этот субъективизм, чуть приправленный фактами. А у вас как? В смысле, взаимоотношения с «Дочерью фараона»?