Обычная советская семья. Мама, папа, две дочки. Далёкие пятидесятые годы прошлого века.
Родители работают, куют счастливое будущее дочек, всё в семье подчинено интересам детей. У девочек небольшая разница в возрасте, всего три года. Но кардинально разные характеры, способности, образ жизни. Если коротко – старшая красавица, младшая – умница. Старшую родители любят, младшей – гордятся.
Плюс к уму у младшей оказалось неприятное заболевание – что-то связанное с костной тканью, подробностей не знаю, но с одной стороны спины у неё был небольшой горб. Сшитая на заказ одежда прекрасно маскировала физический недостаток, но о бассейне или пляже речи быть не могло. Врачи расходились во мнении. Одни советовали операцию, другие говорили, что операция бесполезна.
Когда младшая почти собралась поехать в Курган к единственному на тот момент специалисту, то старшая неожиданно собралась замуж. Денег на оба мероприятия в семье не было. И родители решили, что личное счастье старшей красавицы важнее призрачного шанса младшей на исправление фигуры. Она же умная, ей и так сойдёт. Сыграли пышную свадьбу, чтоб как у людей. Через полгода молодая семья распалась из-за козней злой свекрови.
Вскоре старшая опять вышла замуж, уже без свадьбы, а младшая всерьёз занялась научной карьерой. Жили они всё это время в квартире родителей, небольшой двушке со смежными комнатами. Старшая с мужем – в дальней. Младшая, которой уже было за двадцать, в проходной с родителями.
В этой же квартире родилась у старшей дочка. И здесь же заболел муж старшей. Мужчина промучился около полутора лет. Двухлетняя дочка, она же племянница, спала всё это время в проходной комнате, в одной кровати с младшей. Больше было негде.
Старшая красавица вдовствовала недолго. И ей повезло встретить удачного мужчину. С хорошим положением в обществе, связями и квартирой, оставшейся у него после развода с предыдущей женой. В родительском доме вздохнули было с облегчением. Но позже выяснилось, что внучка/племянница продолжит жить у них. Потому что удобнее: садик ближе, школа рядом лучше. Ну и вообще.
Младшей умнице, которая как раз писала кандидатскую, пришлось перекраивать весь свой рабочий график, чтобы отводить-проводить племянницу с многочисленных развивающих занятий, на которые её посылала мать-кукушка. Музыкальная школа, рисование, английский. Почему соглашалась? Не знаю. Может, просто любила и жалела племяшку, у которой так грустно сложилась судьба. Может, отчаянно реализовывала свое несбывшееся женское счастье. Пусть не свой, но ребёнок.
А время подступило сложное, грянули 90-е.
Родители состарились. Младшей пришлось взять на себя ещё и материальное обеспечение всех. Карьера учёного была забыта. Старшая не работала в принципе. Она же замужем, муж обязан обеспечивать. Муж попался хороший, обеспечивал, но в пределах разумного. На чужую дочку раскошеливаться он не собирался. Старшая не видела криминала в том, что её дочь растят бабушка с дедушкой и сестра. Мол, им же лучше – внучка единственная, других не будет.
Девочка выросла не слишком красавицей, и совсем не умницей. Несмотря на все безумные кружки и развивалки, корм оказался не в коня. Тётка с бабушкой и их «учебой в институте» были посланы. Началась бурная молодость, закончившаяся браком «по залёту». Супруг был на двадцать лет старше, детей у него никогда не было. Мужчина решил, что это знак свыше. Родилась девочка.
Оказалось, что отцовство это не только гордо, но и сложно. Семья молодой бунтарки и взрослого преподавателя развалилась. Очередная ненужная своей маме девочка опять оказалась на руках уже прабабушки и все той же младшей умницы. Старшая красавица родную внучку любила на расстоянии. Её муж к чужой внучке был также равнодушен, как и раньше к чужой дочке.
Затем в семье стали происходить трагические события. В один год ушли из жизни прабабушка и родной отец малышки. Ей было три года. Ещё через год овдовела бабушка, та самая старшая красавица. До пятилетнего юбилея дочки не дожила и мама. В тридцать лет молодой женщины не стало то ли от сердечного приступа, то ли от излишне выпитого алкоголя…
Суть проблемы вот в чём. Две уже немолодых женщины делят ребёнка. Родная бабушка – старшая красавица. Растит ребёнка - младшая умница. Закон на стороне старшей. Младшая в отчаянии – девочка смысл её жизни. Старшая предлагает сделку. Ей документы и пособия, младшей – ребёнка и заботы.
Жаль, что не могу предложить им другой вариант. А именно - отдать эту девочку в другую семью. Пока не поздно. Ни одна из бабушек не справится.
Как не справились их родители с воспитанием обеих сестёр, как не справились сёстры с воспитанием единственной дочери и племянницы. Нельзя позволить этим сёстрам сломать жизнь ещё одному человеку. Или я не права?