Найти тему
Языковедьма

Что мы знаем о Яриле (и откуда мы это знаем)

Во-первых, как правильно звали наше радостное майское божество, Ярило или Ярила?

Если провести аналогию с другими русскими словами, содержащими суффикс деятеля -л-, можно найти следующее: "рубило", "точило", "лекало" - предметы, но "кутила", "купала", "верзила" - люди. Следовательно если речь идёт о божестве, складывается впечатление, что более правильным будет вариант Ярила.

Бог этот встречается только у восточных славян (то есть у великороссов, малороссов и белорусов), однако у западного славянского народа гаволян (они же стодоряне), тех самых, чей главный город назывался Бранибор (ставший Бранденбургом), имелся некий бог Яровит.

С одной стороны, Яровит был богом войны, и в день его почитания вывешивались щиты и знамёна. Немецкий монах Герборд в XII веке писал, что в римском пантеоне Яровиту соответствует Марс, то есть тоже бог войны.

С другой стороны, этот же монах Герборд пишет, что над святилищем Яровита находился огромный золотой щит. Да, опять же щит, но золото - это также известный символ солнца. К тому же сохранились следующие слова, относительно Яровита, произносимые жрецом от его лица:

Я бог твой, я тот, который одевает поля муравою и листвием леса; в моей власти плоды нив и дерев, приплод стад и все, что служит в пользу человека: все это даю чтущим меня и отнимаю от отвергающих меня.

Ну и корень "яр", скорее всего, тот же, что и в нашем слове "яркий" (что ближе к семантике солнца), и в словах "ярый", "ярость" (что уже ближе к войне).

Так что Яровит мог быть богом солнца и военной ярости.

Теперь подробнее о корне "яр". Может быть, санскритское слово अर्वन् [arvan] родственно ему? "Arvan" переводится как "быстрый", либо, позднее, как "конь".

И в общем-то, ну причем тут конь? Но вот, например, в Ригведе есть такое: Из солнца вытесали вы коня, о боги (Гимн I, 163), и Я хочу прославить пару буланых коней – знаки солнца (Гимн II, 11).

Может быть, этот корень "ar" - родственен нашему "яр"?

Во всяком случае тут есть определённая логика.

К тому же, в санскрите есть и другие подозрительные слова - अरुण [aruṇa], что переводится как "красный" или "оранжевый", а также имеет значение "утренней зари" и тоже является одним из эпитетов солнца.

А слово अर्क [arka] - имеет значения "луч", "солнце".

Если объединить все эти слова, как однокоренные, то получаем у корня "ar" семантику солнечного света и неудержимых, стремительных сил природы. Тех, самых, видимо, которые и пробуждают землю ото сна, и неудивительно, что в малороссийском наречии словом "ярь" называлась весна (а в чешском языке - "jaro"), и все мы знаем "яровые" культуры - те, которые высеваются ранней весной. Одно из народных названий месяца мая - "ярец".

"Жеребцы ярятся" - говорили, когда кони начинали преследовать кобыл.

В английском "year", в немецком "Jahr" - распространили значение с весны на весь год. Так же как у нас сезон "лето" - мы спрашиваем "сколько тебе лет", имея в виду целые годы.

Вот и получается, что из одного лишь имени Ярилы можно сделать вывод, что он был богом утреннего и весеннего солнца, любви, в том числе плотской, растений и животных, а также силы, которая могла превращаться и в гнев, и в ярость. Настоящее солнце, которое может тебя согреть, а может и сжечь. А солнечный свет летит с такой же скоростью, как конь. Видимо, конь был единственным животным, из тех, что знали наши праиндоевропейские предки, который казался им достаточно быстрым для такого эпитета. Впрочем, они тогда только-только сели верхом, а кто впервые испытывал чувство галопа, точно поверит, что ты летишь как солнечный луч, быстрее ветра.

Жертвоприношения коней присущи уже ямной культуре, одной из первых индоевропейских (3600—2300 года до н. э.). Кони несут и повозку Гелиоса, греческого бога Солнца. В славянском фольклоре встречаются всадники на белом и рыжем конях - день и солнце. Скорее всего, Ярила в представлении славян мог обращаться конём или же был всадником на красно-рыжем или белом коне. Во время праздников и обрядов Ярилой наряжали молодого парня, обязательно светловолосого. Сажали его на коня, на голову ему надевали венок, а в руки давали срезанные колосья. При этом, иногда этим всё убранство и ограничивалось, парень оставался голым (мы же помним, что Ярила покровительствует плодородию).

При этом у белорусов в обрядах персонификация была женская - Яра, Ярилиха, но и её сажали верхом на белого коня, правда, прикрывали девушку белой тканью, вроде мантии.

Солнце у нас (и не только) - это также образ рождающегося (каждое утро и каждую весну) и умирающего (каждый вечер и каждую осень) бога. Похожий образ умирающего и воскресающего бога отражён в историях Осириса, Адониса и даже Иисуса Христа.

Обряд похорон Ярилы с размахом отмечали все восточные славяне. Например, в Малороссии делали фигуру мужчины из соломы (со всеми естественными частями) и выносили на улицу. Женщины подходили и голосили: "Помер он, помер!" Мужчины вторили: "Эге, баба не бреше!" Вона знае, що iй солодче меду!" Женщины продолжали: "Якiй же був хорошiй та якiй услужливый! Не встане вон больше! О, як же нам розставатися с тобою, и що за жизнь, коли нема тебе! Подимись хоч на часочок... Но вон не встае и не встане!"

По Фрэзеру, Ярила, как и другие божества плодородия, возник примерно так:

  • когда первые земледельцы поняли, насколько важны для них силы природы, они начали пытаться как-то с ними взаимодействовать. Например, в конце лета при сборе урожая оставляли последний сноп, который должен был вобрать в себя силу плодородия и сохранить до следующей весны (обряд сохранился и назывался "обжинками")
  • потом эта абстрактная сила плодородия, ("Дух зерна"), персонифицировалась в Хозяина зерна, который сам не является духом, а повелевает им (сохранился у наших предков под именем "Полевик" или "Полевой")
  • Хозяин зерна получал воплощение и развивался временный культ (рождение солнца отмечалось в начале весны, а похороны - в конце мая или в июне, отсюда такие "временные" божества как Масленица и Кострома)
  • И, наконец, на высшей стадии развития божество временного культа превращалось в бога, которому поклонялись на протяжении всего времени, для которого строили святилища и храмы (до этой ступени дошли развитые мифологические системы, которые мы знаем с детства - греческая, египетская...).

Ну а у нас, как раз в тот момент, когда местные божества были готовы стать богами и развить пантеон, было принято христианство. Ярила постепенно слился с Святым Георгием. Его как раз звали у нас Юрием, и это имя немного похоже на "Ярила", и изображался он так же на белом коне. Звали и Егорием, и как раз Егорьев день в начале мая, по всей видимости, наложился на древние празднования в честь Ярилы.

В Егорьев день выгоняли скот на поля, устраивали на полях песни и пляски, закалывали поросёнка или барашка. Торжественно вспахивали первую борозду, обходили все свои поля и посевы, иногда даже с молебнами. Кое-где вместо молебнов кувыркались (в прямом смысле) по своим полям и грядкам. У белорусов и на русском севере в этот день купали коней, а иногда даже кропили святой водой.

Таким образом, можно сложить все эти истории и сделать вывод, что действительно в конце апреля-начале мая когда-то чествовали Ярилу, который покровительствовал солнышку и плодородию (и ещё коням).

Но это, конечно, всё такие же реконструкции, как и праиндоевропейский язык. То есть да, с высочайшей долей вероятности так и было, но без описаний и изображений того времени мы не можем быть уверены на все сто процентов.

t.me/lang_witch_ | vk.com/lang_witch