Найти тему
Александр Снитовский

Самые дорогие инженерные ошибки в мире

Концертный зал имени Уолта Диснея
Концертный зал имени Уолта Диснея

Римский ритор Марк Анней Сенека говорил: «Человеку свойственно ошибаться», и я, пожалуй, с ним в этом соглашусь. Но если ошибки рядовых обывателей, как однажды пропела известная певица, «легко уладить с помощью зонта», то с профессиональными промахами дела обстоят куда сложнее. Я имею в виду просчеты и неточности, которые в своей работе допускают, скажем, инженеры-проектировщики. Ведь цена подобных ошибок высока, и нередко исчисляется не только многомиллионными суммами, но и человеческими жизнями…

Мост Миллениум в Лондоне
Мост Миллениум в Лондоне

Например, мост Миллениум или «Лондонский пешеходный мост тысячелетия», который был открыт 10 июня 2000 года. По задумке инженеров мост, проходивший через Темзу, должен был стать символом нового тысячелетия и настоящим украшением современного Лондона. Благодаря изящному сочетанию тонких элементов из стали и стеклянных деталей в виде поручней, он казался практически невесомым.

Мост Миллениум в Лондоне
Мост Миллениум в Лондоне

Однако за внешней красотой и утонченностью моста скрывался серьезный инженерный просчет. Пешеходы едва успевали сделать несколько шагов, как конструкция под их ногами в буквальном смысле начинала ходить ходуном. Даже краткая прогулка превращалась в настоящее земле-, а точнее, мостотрясение, которое заставляло перепуганных лондонцев приседать, цепляться за поручни и с ужасом наблюдать, как внизу волнуются недружелюбные воды Темзы.

Мост Миллениум в Лондоне
Мост Миллениум в Лондоне

Оказалось, что при создании моста были допущены критические ошибки, из-за которых он начинал раскачиваться под ногами даже сравнительно небольшого числа людей. Что уж говорить про обычный городской трафик или наплыв туристов! Нескончаемый поток людей представлял для конструкции серьезное испытание, поэтому было принято решение закрыть мост на реконструкцию…всего через 2 дня после официальной презентации.

Мост Миллениум в Лондоне
Мост Миллениум в Лондоне

В противном случае пришлось бы пропускать туда людей маленькими группами, а это вызвало бы столпотворение, сравнимое, разве что, с часом пик где-нибудь в Нью-Йорке. К счастью, ошибки удалось устранить, и второе открытие Миллениума состоялось 22 февраля 2002 года. Колебания прекратились, однако лондонцы продолжают с иронией относиться к этому мосту и по-прежнему называют его «шатким».

Мост Миллениум в Лондоне
Мост Миллениум в Лондоне

Куда обиднее, если ошибки в расчетах настолько серьезные, что мост шатается даже при отсутствии на нем людей – просто от ветра! Висячий мост Такома-Нэрроуз или Такомский мост, расположенный в штате Вашингтон, был открыт для движения 1 июля 1940 года, и на тот период являлся третьим мостом в мире по длине пролета.

Мост Такома-Нэрроуз
Мост Такома-Нэрроуз

Почти сразу после открытия стало понятно, что мост построен с критическими ошибками. Еще во время возведения рабочие прозвали его «Галопирующая Герти»: из-за малой высоты балки жесткости в ветреную погоду дорожное полотно сильно раскачивалось. И, если Миллениум колебался из стороны в сторону, то Такома-Нэрроуз раскачивался вверх-вниз. Причем перепады высот были просто огромными – амплитуда их колебаний достигала нескольких метров! Со стороны казалось, что мост и вовсе сделан из пластилина, так изящно он выгибался на ветру.

Мост Такома-Нэрроуз
Мост Такома-Нэрроуз

На удивление Такома-Нэрроуз не только не закрыли на ремонт, но и разрешили автомобилистам и дальше им пользоваться. А те, не будь дураками, приняли это разрешение как вызов и специально направляли свои машины к мосту. Тем не менее, благодаря весу автомобилей и их сцепления с дорогой серьезных аварий не случалось, и все, вроде как, свыклись с мыслью, что есть вот такой удивительный мост.

Мост Такома-Нэрроуз
Мост Такома-Нэрроуз

Пока однажды не поднялся самый настоящий ураган, который стал для Такома-Нэрроуз фатальным. Под напором ветра огромная часть конструкции моста рухнула в воду, крошась и разламываясь на куски.

Крушение моста Такома-Нэрроуз
Крушение моста Такома-Нэрроуз

Вскоре после того как стихия успокоилась, начался демонтаж уцелевших пилонов и боковых пролетов, который продолжался до мая 1943 года. А 14 октября 1950 года состоялось официальное открытие полностью восстановленного моста, который назвали Вестбаунд.

Мост Вестбаунд
Мост Вестбаунд

Инженеры иногда допускают ошибки и при разработке концепций зданий. Яркий пример тому Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, который был открыт в 2003 году. Здание представляло собой своеобразное нагромождение металлических кубов, которые будто плавились на ярком солнце и изгибались каждый на свой лад. Звучит, вроде бы, неплохо.

Концертный зал имени Уолта Диснея
Концертный зал имени Уолта Диснея

Вот только не учли инженеры, что, вместо архитектурных кубов, плавиться начали местные жители, и вовсе не от восторга при виде нового проекта. Из-за использования отражающих материалов, массивности и специфической формы деталей здание концертного зала не только нагревалось само, но и на несколько градусов поднимало температуру вокруг: температура поверхности тротуара рядом с залом достигала 60 °C, а в некоторых квартирах напротив стояла просто невыносимая жара.

Концертный зал имени Уолта Диснея
Концертный зал имени Уолта Диснея

Жариться в собственных квартирах никому не хотелось, поэтому жалобы на чрезмерную «горячность» концертного зала не заставили себя долго ждать. Под давлением общественности, в 2005 году было принято решение закрыть здание и произвести некоторые внешние переделки. Стены были покрашены специальным материалом, который подавлял отражающий эффект исходного покрытия. Это стоило немалых затрат, но позволило исправить ситуацию и сохранить концертный зал.

Концертный зал имени Уолта Диснея
Концертный зал имени Уолта Диснея

А вот инженерная ошибка, которую допустили при строительстве, а значит, и при проектировании небоскреба «Bridgewater Place» в Западном Йоркшире, привела к неожиданному эффекту. Этому зданию в 2008 году даже присудили звание «Самого уродливого в Европе», однако на этом проблемы небоскреба, увы, не закончились.

«Bridgewater Place»
«Bridgewater Place»

Дело в том, что здание было спроектировано таким образом, что одна его часть как бы закручивалась, а вторая осталась прямой, и из-за этого у самой земли формировался эффект схожий с турбулентностью. Здание «провоцировало» ветер колоссальной силы, поэтому, даже если в нескольких метрах от небоскреба царил штиль, то у его стен бушевал настоящий ураган, который сбивает с ног.

Ветер возле небоскреба
Ветер возле небоскреба

Наблюдать со стороны за столь причудливым эффектом было забавно…до тех пор, пока не стало известно о травмах, которые получили случайные прохожие, попав в «зону турбулентности».

Ветер возле небоскреба
Ветер возле небоскреба

Власти бездействовали до тех пор, пока очередной порыв ветра не перевернул автомобиль. Было принято решение ограничить движение с одной стороны здания. Фактически неправильный спроектированный дом парализовал движение по улице!

Ветер возле небоскреба
Ветер возле небоскреба

Или вот такая ситуация. Представьте себе, что государство выделило просто невообразимые финансовые средства на проект национальной важности, а в результате получило… обидную ошибку, которая перечеркнула всю проделанную работу. Подобная ситуация произошла во Франции. В 2014 году железная дорога страны должна была получить 2000 новых комфортабельных и современных вагонов. На это руководство страны выделило 18 млрд евро, а это, на секундочку, бюджет некоторых стран!

Поезда во Франции
Поезда во Франции

Но вагоны сделали слишком широкими, и они попросту не поместились между платформами. То есть, инженеры либо ошиблись, либо не обратили внимания на неточность данных. Чиновники, разумеется, нашли выход, но он оказался тоже весьма дорогостоящим.

Новые вагоны не помещались между платформами
Новые вагоны не помещались между платформами

За 70 млн евро вагоны сумели изменить так, чтобы ими могли пользоваться. Парадоксально то, что для этого всего-навсего пришлось срезать 3 сантиметра с корпуса каждого вагона. Проще говоря, неточность в расчетах стоила Франции 70 млн евро прямых затрат. Кроме того, конечно же, стоит учесть еще и убытки от простоя вагонов…

Макет новых вагонов
Макет новых вагонов

Иногда инженеры отказываются признавать собственные ошибки, что нередко приводит к трагедиям…которых, безусловно, можно было избежать. Плотина Оровилл, расположенная в округе Бьютт штата Калифорния, годами справлялась с чудовищным напором воды в миллионы тонн. Но в 2005 году группа специалистов исследовала плотину и пришла к выводу, что ее нужно срочно укреплять.

Оровиллская плотина
Оровиллская плотина

Здесь ошибки инженеров являлись не огрехами в самом процессе проектировки, а нежелание признавать необходимость укрепления плотины. Их, разумеется, поддержали чиновники, которым вовсе не хотелось тратить на укрепительные мероприятия значительные суммы денег. Что ж, упрямство и жадность сыграли со всеми участниками этой истории злую шутку, и в 2017 году катастрофа-таки случилась.

Повреждение лотка водосброса
Повреждение лотка водосброса

Зима оказалась очень дождливой, а плотина была не готова выдержать постоянно увеличивающийся напор воды, который запросто мог снести ее. А ведь Оровиллская плотина – самая высокая в США! Она достигает 230 метров в высоту, а длина ее превышает 2 км.

Повреждения основного водосброса
Повреждения основного водосброса

Когда на бетонном желобе водосброса обнаружились трещины, было принято решение перераспределить силы на аварийный водосброс…который последний раз использовался аж в 1968 году, когда, собственно, и состоялось открытие плотины. А все из-за того, что уровень воды поднялся до критически высокой отметки.

На заднем плане поток воды через гребень аварийного водосброса
На заднем плане поток воды через гребень аварийного водосброса

Что тут скажешь, сооружение не справилось… Подошва водосброса разрушалась слишком стремительно, и эту гонку со временем плотина явно проигрывала. Да и ответить на вопрос «Что произойдет раньше: прорвет плотину или уровень воды успеет своевременно снизиться?» никто не мог. Поэтому было решено эвакуировать людей из зоны возможной катастрофы. 130 000 человек пришлось в срочном порядке покидать родные дома!

Эвакуация
Эвакуация

К счастью, у этой истории, в общем и целом, финал хороший. Хотя разрушения были существенные, уровень воды все же успел снизиться до того, как плотину прорвало. И в результате все же удалось слить достаточное количество жидкости по водосбросу, чтобы нормализовать ситуацию.

Прорыв плотины
Прорыв плотины

Работы по восстановлению Оровиллской плотины были завершены в январе 2019 года, а уже в апреле того же года реконструированный основной водосброс был впервые введен в действие.

Оровиллская плотина
Оровиллская плотина

Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на Telegram канал, где ежедневно выходят мои аудио-подкасты, репортажи и короткие видео на тему истории и личной жизни.

Увидимся на канале!