227,8K подписчиков

Секреты посадки гладиолусов. Разбор фатальных ошибок. Главный вредитель. Высадила своих королей на грядку

72K прочитали

От мамы мне достался целый пакет разноцветных луковиц гладиолусов. Несколько лет я сажала их в своём саду. В один год все луковицы зацвели грязно-кремово-зелёным цветом, а потом и вовсе пропали. Не судьба, сказала я и забыла про них надолго.

Чем я думала, когда вот это вот всё покупала???
Чем я думала, когда вот это вот всё покупала???

Белые банты в полголовы, зелёные коленки и огромный, почти в рост, букет ярких цветов с мечевидными листьями. Такая у меня ассоциация с гладиолусами. Снова школа – привет, мучение!

А ещё мы в детстве бегали к ЗАГСу, смотреть на невест. Каждая вторая выходила из заветных дверей с букетом гладиолусов, окутанных зелёным облачком спаржи.

Дома большие цветы требовали большой устойчивой вазы. Из маленькой они выворачивались, оставляя на скатерти некрасивую лужу. Поэтому гладиолусы из сада бабушка ставила в трёхлитровую банку. Чаще они доцветали в саду.

За неимением цветника сажаю в грядку.
За неимением цветника сажаю в грядку.

Время от времени мне хотелось снова завести эти цветы, тем более, что они не требуют много ухода. Но как-то боязно было. К тому же, ни того сада, ни мамы, ни луковиц уже не было.

А в этом году я накупила аж 60 луковиц (12 сортов целых)! Накупила бы больше, да остатки совести сказали: НЕТ! Спрашивается, какой трипс меня укусил?

Почему гладиолусы выродились? Работа над ошибками.

Не имея опыта (это естественно) и стесняясь спросить (гонор), я совершила все возможные ошибки в выращивании гладиолусов, что и привело к такому печальному результату.

1. Я сажала гладиолусы на одном и том же месте.

Это плохо. Место надо менять. В почве накапливаются болезни и зимуют вредители, которые по весне с новыми силами накидываются на луковицы.

2. Я не протравливала луковицы.

А зачем? Луковицы же из моего сада, на них не может быть болезней. И вообще, надо «соблюдать экологию, химия – зло».

3. Я не дезинфицировала секатор при срезке цветоносов.

А зачем? В моём саду всё здоровое.

В пакетах с луковицами есть отверстия. Чтобы не перепутать посадочный материал, дезинфицировать можно прямо в пакетах.
В пакетах с луковицами есть отверстия. Чтобы не перепутать посадочный материал, дезинфицировать можно прямо в пакетах.

В общем, мои заблуждения привели к известному результату: луковицы погибли, а я осталась без гладиолусов. Хотела я этого? Нет. Я хотела как лучше. Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в один конец.

Главный вредитель гладиолусов – трипс.

Мелкая тварь, которую, если не знать, можно вообще и не увидеть. Но столько зла, сколько причиняет трипс саду может причинить только неграмотный садовод. Только трипс вредит осознанно, с вдохновением.

Кстати сказать, в СССР трипса практически не было благодаря строгой карантинной политике (из заграницы завозилось очень мало растительной продукции, и вся она проходила контроль).

Нынче же отсутствие трипса – уже удача.

Трипса можно занести в сад с посадочным материалом, с покупной рассадой, да и просто с овощами.

Трипс высасывает клеточный сок растения и переносит неизлечимые вирусные болезни, отчего хорошие сорта «вырождаются» и гибнут.

Правильная посадка гладиолусов. Чтоб не гнили, не падали и цвели ярко.

Обработка и ещё раз обработка. Обрабатывать надо как покупные, так и свои луковицы. Иначе… (см выше). Лучший препарат – «Максим». Разводим по инструкции на упаковке (лучший вариант), замачиваем луковицы по сортам на 30 минут.

Перед дезинфекцией луковицы очищаем от покровных чешуек. Носик обрезать не надо, так можно повредить росток. Чешуйки легко снимаются.
Перед дезинфекцией луковицы очищаем от покровных чешуек. Носик обрезать не надо, так можно повредить росток. Чешуйки легко снимаются.

Это специальный препарат для обработки посадочного материала.

У меня «Максима» не было, поэтому я использовала купорос. Развела чайную ложку голубых кристаллов в 0,5 л тёплой воды, получив примерно 1% раствор.

Для 1% раствора нужно 1г медного купороса (CuSO4) развести в 99 мл воды.

Луковицы я замачивала по сортам. С покупными проще. Они продаются в перфорированных пакетиках и можно замачивать прямо в пакете, не боясь перепутать сорта.

Луковицы сажаю кружочком не более 5 штук вокруг одной палки-опоры.
Луковицы сажаю кружочком не более 5 штук вокруг одной палки-опоры.

Но перед обработкой луковицы нужно «раздеть», то есть снять все чешуйки, под которыми может укрыться вредитель, иначе обработка теряет смысл.

Луковицы обработаны и просушены, приступаем к посадке.

Под посадку гладиолусов, как и любых луковичных органику вносить нельзя! Только минеральные подкормки, иначе луковицы загниют.

Я сажаю луковицы гнёздами. Так и красиво, и ухаживать проще.

Обратите внимание на высоту палок для опоры.
Обратите внимание на высоту палок для опоры.

Перед посадкой втыкаю в землю колья. Кол должен быть длинным Высота взрослого гладиолуса +50 см – в землю).

Всё дело в том, что в последние годы у нас в Подмосковье периодически случаются очень сильные ветра, способные повалить даже устойчивые цветы. Если у вас ветров нет, можно обойтись и без подвязки.

Вокруг кола я делаю лунки глубиной 8 – 10 см, укладываю луковицы и присыпаю их почвой. Стараюсь сажать «под дождь», чтобы сэкономить на поливе.

У меня песок, поэтому дополнительный дренаж не нужен, вода и так уходит со свистом. Если почва глинистая, то под луковицы лучше сделать подушку из песка или керамзита, чтобы луковицы не гнили.

Как делаю бирки, читайте в статье ниже.
Как делаю бирки, читайте в статье ниже.

К палкам я привязываю бирки с названиями сортов. Осенью можно эти бирки отвязать и повесить на мешки с луковицами, чтобы не перепутать сорта. Удобно.