Найти тему

Как дворец графа Воронцова переделали в институт: заглянем в МАРХИ на Рождественке

Когда видишь пышный фасад Архитектурного института в лучших традициях эклектики конца 19 века, и не подумаешь, что это на самом деле бывшая усадьба графа Ивана Воронцова 18 века, а в основе дома —каменные палаты времен Анны Иоанновны. Фантастика, согласитесь? В этой статье мы с вами разберемся, как перестроили Воронцовский дворец и как парадные комнаты превратили в учебные аудитории.

Главное здание Московского архитектурного института. Адрес: Рождественка, 11, с2
Главное здание Московского архитектурного института. Адрес: Рождественка, 11, с2

Граф Иван Воронцов был не первым владельцем усадьбы на Рождественке — она ему досталась как приданое жены Марии Волынской. Ее отец, кабинет-министр императрицы Анны Иоанновны, Артемий Волынский в 1731 году построил двухэтажные палаты с мезонином. Для этого он пригласил Петра Еропкина — известного архитектора, кого Петр Первый отправлял учиться в Европу.

Палаты Волынского занимали огромную территорию от Рождественки до Петровки и от Кузнецкого моста до Сандуновского переулка
Палаты Волынского занимали огромную территорию от Рождественки до Петровки и от Кузнецкого моста до Сандуновского переулка

Заказчика и архитектора связывали и родственные, и политические узы. Волынский женился на сестре Еропкина, и оба выступили против бироновщины, за что Анна Ивановна с ними расправилась в 1740 году. Земли у Волынского отобрали, но через год престол заняла Елизавета Петровна и вернула усадьбу его дочери Марии Волынской. Ее муж, граф Иван Воронцов, 80-х годах 18 века задумал построить парадный дворец.

Историки предполагают, что усадьбу графа Воронцова возводил архитектор Николай Львов
Историки предполагают, что усадьбу графа Воронцова возводил архитектор Николай Львов

Объем старых палат включили в новый трехэтажный дворец в стиле классицизм с шестиколонным портиком и открытыми полуротондами. Над парадной лестницей возвели купол со световым фонарем. Уже в 90-х годах 18 века наследники графа продали дворец, и в 1809 году его купила государственная казна для Медико-хирургической академии. В усадьбе разместили учебные аудитории и жилые комнаты студентов.

При этом усадебный сад, расположенный за главным домом в сторону Петровки, перешел к Московской конторе Государственного банка. Акварель времен университетских клиник
При этом усадебный сад, расположенный за главным домом в сторону Петровки, перешел к Московской конторе Государственного банка. Акварель времен университетских клиник

В 40-х годах здание передали клиникам Московского университета, а поэтому затеяли перестройку. Убрали лепной декор фасада, заменили колонны на скромные ионические и придали некогда великолепному дворцу строгий казенный вид. Бальный зал превратили в хирургический, купол над парадной лестницей разобрали и сделали под ним новую аудиторию. Почти через полвека бывшую усадьбу заняло Строгановское училище.

К 1890 году клиники переехали в медицинский городок на Девичьем поле
К 1890 году клиники переехали в медицинский городок на Девичьем поле

Лечебные палаты не подходили для занятий по рисованию, поэтому здание опять перестроили в 1892 году. Реконструкцию проводил преподаватель училища Сергей Соловьев — это была его первая работа как архитектора. Он превратил перестроенную усадьбу в дворец искусств. Вместо старой парадной лестницы архитектор возвел новую, чугунную с поворотом, и разместил ее асимметрично с правой стороны.

Чтобы выделить деньги на реконструкцию, участок со стороны Кузнецкого моста продали братьям Третьяковым
Чтобы выделить деньги на реконструкцию, участок со стороны Кузнецкого моста продали братьям Третьяковым

Соловьевская лестница сохранилась до наших дней, как и интерьеры центрального зала, где когда-то граф Воронцов устраивал балы. Большой двухсветный зал архитектор перекрыл кессонированным потолком в духе итальянского Возрождения и разделил на две комнаты — актовый зал на втором этаже и аудиторию на третьем. В углу актового зала Соловьев устроил камин.

Кессоны визуально увеличивали высоту потолка. В советское время его замазали белой краской
Кессоны визуально увеличивали высоту потолка. В советское время его замазали белой краской

Архитектор переделал и фасад: разобрал классический портик с колоннами, увеличил окна, чтобы в аудиториях было больше света, и добавил керамические вставки в стиле Ренессанс — их изготовили в мастерских Строгановского училища. Таким мы видим фасад института и сейчас, хотя само здание еще не раз достраивали. В 60-х годах 20 века внутренний двор превратили в актовый зал, а в 2001 году возвели мансарду — ее не видно с улицы.

Вот так Воронцовский дворец 18 века замаскировали под учебное заведение. А мы с вами разгадали еще одну тайну Москвы. Заглядывали во дворик Архитектурного института?

Вышла моя книга "Потайные двери Москвы" о старинных особняках. Найти её можно в «Лабиринте», в «Читай-городе», а также на «Озоне» и «Вайлдберрис».