Найти тему
DMT (Dark Mental Trip)

Нейробиология психических расстройств. Шизофрения

Поиск биологических причин, раскрытие материальной природы шизофрении- эта работа проводится одновременно и параллельно с развитием науки о мозге. Проблема всех исследований шизофрении в том, что диагностические критерии, границы понятия шизофрении не отличаются чёткостью и надёжностью. У болезни много разнообразных симптомов, и в основном они фиксируются со слов пациента. Диагностика, таким образом, полностью зависит от нарратива, которым снабжает врача больной человек.

Биологическая теория шизофрении как минимум может предъявить два доказательства того, что шизофрения- биологическое явление, а конкретнее, патология мозга. Во-первых, ответ на лекарства против психозов. Симптомы шизофрении слабеют или исчезают под влиянием химических веществ, а значит, правы те, кто утверждает, что симптомы вызваны сбоем биохимических процессов. Во-вторых, значительный вес наследственного фактора.

Перед биологической теорией шизофрении стоит несколько вопросов, которые она очень медленно решает, почти без революционных прорывов и, к сожалению, без удовлетворительного практического результата,- шизофрения по-прежнему остаётся неизлечимым заболеванием. Необходимо объяснить что не так с головным мозгом у больного человека и как появляются симптомы.

Ни Крепелин, ни Блёйлер не занимались созданием теории шизофрении. За эту задачу взялся психоанализ, а кто ещё мог дерзнуть? Других сильных теорий психики, претендующих на тотальное понимание причин и внутренней логики психических болезней в 20-ом веке не было.

Так получилось, что изобретение лекарств против психоза предшествовало рождению науки о психозе. Практические инструменты появились раньше, чем объяснение учёных, как эти инструменты работают. Революцию никто не готовил, она произошла случайно. Прометазином успешно усыпляли в больницах, пока в руки психиатров не попало ещё одно производное фенотиазинина, вещество, синтезированное в 1950 г.- хлорпромазин.

В парижских больницах, где начали использовать этот препарат, заметили, что он не только тормозил и успокаивал. Он пробуждал к жизни, останавливал бред и возвращал здравомыслие. Это было не просто ещё одно сильное успокоительное, которое исправляет поломки сознания, полностью выключая сознание, как выключают свет в комнате. Хлорпромазин был первым лекарством, которое подействовало на симптомы шизофрении.

В начале 1960-х гг. заметили, что у мышей повышается уровень метаболитов дофамина после введения в их организм хлорпромазина. Из этого был сделан вывод, ставший отправной точкой для дофаминовой теории психоза,- антипсихотики вроде хлорпромазина блокируют рецепторы дофамина, а значит, причина психоза в гиперактивности дофамина. Увеличенные синтез и количество дофамина в синапсах мезолимбической системы, а также недостаточная активность дофаминовых рецепторов в префронтальной коре были признаны ключевыми особенностями мозга при шизофрении. Суть этого заболевания- нарушение биохимии мозга.

В 1980-е гг. учёные ищут первичные признаки атрофии в мозге шизофреников. Разрабатывается идея о том, что под влиянием стресса в юном возрасте у некоторых людей в мозге начинаются дегенеративные процессы. Нейроны портятся, нарушается связь между ними( система нейротрансмиссии, в которой участвует дофамин), мозг в целом слабеет и теряет функциональность.

В поисках новых целей для терапии, учёные продолжали перебирать различные нейромедиаторы и системы мозга. Огромное значение оказали новейшие методы нейровизуализации, которые позволяли увидеть, как функционируют определённые отделы мозга и как работает та или иная нейромедиаторная система. Это позволило выявить задействованность ещё двух нейромедиаторов- глутамата и серотонина- в развитии шизофрении и и сформулировать новые гипотезы. Первая связывает шизофрению с пониженной функцией глутаматовых рецепторов в префронтальной коре, вследствие чего нарушается работа дофаминовой системы; вторая- с повышенной функцией определённого типа серотониновых рецепторов в коре головного мозга, что по принципу цепной реакции также влияет на мезолимбический дофаминовый путь. Большинство современных антипсихотиков блокируют этот тип серотониновых рецепторов.

Итог таков, что в головном мозге пациента с шизофренией развивается дисбаланс сразу нескольких нейромедиаторных систем ( глутаматовой, дофаминовой и серотониновой) в разной степени выраженности.

Наука
7 млн интересуются