События февраля 2022 изменили привычную практику запуска новых брендов. До этого времени в маркетинге ставку делали на инструменты performance-маркетинга, контекстную и таргетированную рекламу.
В условиях новой реальности на замену «быстрой» рекламе приходят инструменты контента и его распределения.
Как работать в digital в новых реалиях?
Российские маркетологи столкнулись с новыми вызовами. Часть сервисов ушла с российского рынка, некоторые инструменты заблокировал Роскомнадзор.
Сегодня нет доступа в рекламные кабинеты Google, YouTube; нельзя настраивать рекламу в привычных социальных сетях, публиковать контент в Tik Tok.
Но люди продолжают покупать, им нужен выбор и, соответственно, контент. Пока одна часть компаний заморозила свою деятельность в интернете и рекламные бюджеты, другая часть перестраивает стратегию лидогенерации, используя доступные методы.
Куда уходит бизнес?
Единственный канал продвижения бизнеса в социальной сети всегда был рискованным решением. Алгоритмы, политика блокировок, невозможность получить ответ от технической поддержки, риск отключения сервиса в считанные дни — всё это и ранее мотивировало создавать несколько площадок.
Сегодня такая омниканальность становится обязательной.
Популярными площадками для бизнеса становятся «Яндекс.Дзен», «ВКонтакте», Telegram и пока сохраняет позиции Instagram.
«Яндекс.Дзен» — это не социальная сеть в обычном понимании, скорее сервис персональных рекомендаций. Сервисом управляет искусственный интеллект, который способен сам привлекать вашу потенциальную аудиторию. Это может классно сработать на узнаваемость бренда, здесь уместно рассказывать о новостях, вести трафик на сайт.
«ВКонтакте» - самая популярная в России социальная сеть. В марте 2022 года ежемесячная аудитория «ВКонтакте» впервые превысила 100 млн пользователей. Но надо признать, что «ВКонтакте» - это не только соцсеть. Здесь помимо её основной функции, такой как общение, люди переводят друг другу деньги и играют в браузерные игры. Также сеть позиционирует себя как платформу для продвижения бизнеса и решения повседневных задач с помощью мини-приложений. Клиенты используют практически все возможности «ВКонтакте» для развития бизнеса: VK Pay, приложения и виджеты, чат-бота и даже конкурсы.
Telegram - удобный, быстрый и безопасный мессенджер. Стал мега-популярным среди граждан РФ в марте 2022 года после блокировки Facebook* и Instagram*. Блогеры, тиктокеры, артисты и бизнес массово зазывали своих подписчиков переходить вместе с ними в Telegram, что те и сделали. Прирост пользователей превысил все ожидания и даже самые амбициозные прогнозы. В феврале в телеге регистрировались около 5 миллионов человек, а в марте уже 18 миллионов. А чем больше фолловеров, тем больше денег. Способы заработка в Telegram для владельцев каналов: рекламные посты или подборки, монетизация через партнерские программы, монетизация через размещение видеороликов, продажа товаров или услуг, в том числе и личного бренда, а также донаты, боты и много чего еще.
(*соцсети META Plat., признана экстремистской организацией и запрещена в России)
Instagram - по прежнему остаётся актуальной соцсетью, несмотря на ее официальный запрет на территории РФ. Аудитория за два месяца блокировки снизилась с 40 млн пользователей до 36 млн. Ушла реклама, но охваты в сторис стали выше, вовлеченность на страницах подросла. Так что как имиджевая история Instagram продолжается работать. Правда есть одно большое НО: физлица и бизнес не должны размещать иконки соцсетей на визитках, сайтах или листовках. Это может расцениваться как правонарушение по статье 20.3 КоАП РФ и грозит штрафом или административным арестом. Нельзя тратить деньги на рекламу или продвижение постов через рекламный кабинет этой соцсети, исключив возможность корпорации «МЕТА» заработать. Зато нет запрета на покупку рекламы у блогеров.
Контекстная реклама и таргетированная реклама
Эти два вида рекламы отлично дополняют друг друга.
Возможности рекламных инструментов Яндекса подробно расписаны на странице компании.
«Яндекс.Директ» — система контекстной рекламы на страницах «Яндекса» и сайтах партнеров Рекламной системы Яндекса. Это один из самых эффективных методов рекламирования продукции или услуги. Стоимость рекламы в «Яндекс.Директ» зависит от вашего бюджета. А вот количество посетителей, которые будут приходить на ваш сайт за эти деньги, зависит от изначальной стоимости клика, количества переходов и позиции, на которой находятся объявления. Как работает Яндекс.Директ можно посмотреть в коротком видеоролике здесь.
Рекламная сеть Яндекса (РСЯ) — это система размещения рекламы на сервисах Яндекса и площадках партнеров. РСЯ открывает рекламодателям Директа доступ к аудитории более чем 40 000 площадок: сайтам, мобильным приложениям и приложениям Smart TV. Партнеры Рекламной сети получают доход за размещение рекламы, а рекламодатели — приток трафика и клиентов. Среднесуточная аудитория площадок Рекламной сети — более 65 млн пользователей, из которых более 50% посетителей не пересекаются с аудиторией Яндекса.
myTarget — платформа для самостоятельного размещения таргетированной рекламы на проектах VK: непосредственно в самом «ВКонтакте», в соцсети Одноклассники, сервисе объявлений Юла и на интернет-портале Mail.ru. Как «myTarget» может помочь больше заработать? Реклама транслируется наиболее релевантной аудитории, что обеспечивает отличные результаты для рекламодателей и более высокий доход для издателей. На сайтах - это будут стандартные рекламные блоки и In-Stream видео. А в приложениях размещается полностью настраиваемая нативная статичная реклама и нативное видео, Rewarded Video (Видео за награду), In-Stream видео, баннеры и полноэкранная реклама. Более 40% из топ-100 самых скачиваемых приложений интегрированы с myTarget.
Посевы в Telegram. Посевы — это размещение рекламных публикаций в сторонних каналах. Весьма эффективный инструмент даже если вы ограничены в средствах. Цель посева - подписка на канал, переход на сайт, покупка билета, регистрация и прочее. Условия размещения (стоимость, дата, оформление) обсуждаются с администратором/владельцем канала или решаются через посредника. Главное не ошибиться в выборе канала, подобрать тот, который наиболее подходит вашей целевой аудитории. В помощь бизнесу Telegram Analytics - сервис с простым функционалом позволяет осуществлять поиск каналов по категориям, фильтровать каналы по размеру аудитории, стоимости размещения, охвату, активности, гео и т. д.
Зоны развития:
Согласно данным портала мировой статистики Statista число пользователей электронной почты растёт с каждым годом, и эта тенденция сохранится.
Email-маркетинг — это инструмент выстраивания долгосрочных отношений с клиентами, повышения продаж и увеличения лояльность к бренду. Важная его составляющая — это email-рассылки. Работайте с имеющимися базами, выстраивайте цепочки прогрева и удержания клиентов.
SEO
SEО-продвижение в 2022 году не утратило своей актуальности, даже в Google, где теперь нет платной рекламы, но сама поисковая система продолжает работать и активно использоваться. Поэтому верхние позиции выдачи может занять любой сайт, наполненный качественным контентом. С невозможностью запуска рекламы в Google на территории РФ, органическое продвижение в этой поисковой системе стало еще более востребованным. Кстати, на смену традиционному Google Analytics приходит GA4, в котором показатель отказов был заменен на показатель вовлеченности. Это поможет сделать работу эффективнее.
Таргетированная реклама ВК, ОК, Дзен
Несмотря на то, что площадки ВК были менее популярны в сравнении с FB, актуальность их растет и аудитория стремительно увеличивается. В рекламных кабинетах уже появляются новые функции и возможности для продвижения и площадки трансформируются.
Маркетплейсы
Размещение рекламы на маркетплейсах будет также актуальным и эти каналы будут активно развиваться и предлагать новые возможности для размещения рекламы. Управлять ценами и анализировать конкурентов бизнесу поможет сервис Mpstats. Он показывает статистику по продажам, состоянию склада, продажам конкурентов, объёмам заказов, даёт аналитику, графики и сводные таблицы. Система Calltouch также поможет управлять продажами. Calltouch интегрируется с множеством представленных на российском рынке маркетплейсов и вашим интернет-магазином. К услугам пользователя автоматизированный сбор статистики, анализ данных, сбор всех лидов, рекомендации по эффективности источников и поможет улучшить маркетинговую стратегию.
Партнерские программы с банками
Участие в программах интеграции с банками - то, что нужно малому бизнесу. Коллаборировать однозначно нужно. Банки берут небольшую комиссию за размещение оффера - около 1% от вознаграждения. Также нужно понимать, что банки владеют самыми полными базами данных своих клиентов и это огромный их ресурс, который они сейчас будут развивать и делать новые предложения для бизнеса по размещению рекламы. Тинькофф первый предложил таргет по своей базе для малого бизнеса в сегменте b2c. Банк “Открытие” также напрямую работает с юридическими лицами и самозанятыми, которые рекламируют любыми доступными и законными способами продукты этого учреждения, приводят клиентов и получают за это вознаграждение.
Выводы
Несмотря на текущую ситуацию - блокировку рекламы на площадках, интернет-маркетинг остаётся актуальным.
Пользователи привыкли потреблять контент и будут продолжать это делать в доступных каналах.
Значительно выросла активность в ВК. За первый квартал 2022 года общее количество пользователей, которые открыли собственный бизнес ВКонтакте, в марте достигло 2,4 млн человек. Более 600 тысяч новых предпринимателей начали вести своё дело ВКонтакте и тестировать инструменты для запуска бизнеса. За месяц 280 тысяч сообществ стали использовать Магазин ВКонтакте для продажи своих товаров и услуг.
Яндекс.Дзен нарастила аудиторию в последнее время, но из-за продажи этой платформы корпорации VK, некоторые специалисты осторожны в прогнозах, что рост продолжится. Дзен входит в сегмент Яндекса “бизнес-юниты и инициативы” и по итогам первого квартала 2022 года выручка этого направления увеличилась на 51%, с 4,8 млрд рублей до 7,2 млрд рублей.
А ещё в России появляются новые площадки: TenChat - новая соцсеть для бизнеса, Yappy - российский аналог TikTok и другие российские медиа и соцсети. На рынке остаётся достаточное количество инструментов. С их помощью бизнес должен перенаправлять своих пользователей и тщательно изучать функции и инструменты на этих площадках.