После завершения Гражданской войны страна находилась в состоянии экономической разрухи. Для дальнейшей жизни страны, возможности существования в ней развитой экономики в 1920-е, 1930-е годы создавались различные экономические планы: НЭП, несколько пятилеток и другие. НЭП (новая экономическая политика) закончилась ростом безработицы и социальным расслоением среди населения. Развивалась тяжелая промышленность, но это развитие шло за счет сельского хозяйства: вырастали налоги с сельхозпроизводителей, упали цены на сельскохозяйственную продукцию, зато на промышленную поднялись. Лишь после ряда крестьянских волнений правительство смягчило ценовую политику. Начало ликвидации НЭПа положили начало решения XIV съезда партии 1925 года, когда был взят курс на индустриализацию.
С 1930-го года в СССР ускорились темпы развития экономики и начала проводиться политика коллективизации - объединения мелких и средних крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) - и индустриализации - создания крупного машинного производства и перехода от аграрного общества к индустриальному. Стране предстояло создание совершенно новых отраслей промышленности, новой техники, ликвидация технической отсталости и образование колхозов. Для этого еще с 1927-го года было принято несколько пятилетних планов.
Итогом индустриализации стал огромный прогресс в промышленной сфере: построено огромное количество предприятий, появились новые отрасли промышленности, строились новые города и села.
Помимо того, что правительство стремилось создать из СССР крупную индустриальную державу, требовались огромные изменения и в аграрном секторе страны: появилась острая нужда в продуктах питания. Этому поспособствовало кооперирование сельскохозяйственного производства - коллективизация. Хотя курс на нее подчеркивал добровольность вступления крестьян в колхозы, на самом деле процесс "кооперирования" сопровождался разрушением единоличных крестьянских хозяйств, насильным "загоном" их в колхозы с целью достичь стопроцентной коллективизации. Местные власти же чинили произвол и, "по своему усмотрению", выбирали "врагов советской власти".
Такая политика не могла привести к положительным результатам. Породившая массовый голод начала 1930-х годов в российских деревнях, коллективизация стала одной из мрачных страниц в истории Советского государства. В то время, когда от голода умирали целые деревни, за границу шли эшелоны с пшеницей в обмен на иностранную валюту для проведения индустриализации страны.
Конечно же все это давалось дорогой ценой. Индустриализация и коллективизация проводились путем нещадной эксплуатации деревни, принудительных займов, увеличения производства алкогольной продукции, вывоза за границу стратегически важных ресурсов, произведений искусства и минимальным финансированием социальной сферы.
Однако с другой стороны СССР стал одним из развитых государств к 1941 году наряду с США, Францией, Германией и другими странами. И становлению этого развитого государства положила начало политика, проводившаяся как раз таки в 1920-х, 1930-х годах.
Стоила ли индустриализация тех жизней, которые были за нее отданы? Ответить на этот вопрос словами да или нет конечно же нельзя. Скажешь: "Да, стоила," - и на всю жизнь останешься с клеймом убийцы или террориста. Скажешь: "Нет, не стоила," - и предашь память тех людей, кто погиб для будущего Родины, тех людей, кто отдал свои жизни "во имя индустриализации", чтобы после нее в 1941-1945 годах была полная победа над фашизмом, предашь даже память тех людей, кто погиб на войне, чтобы защитить Родину, своих родных, близких, своих детей в конце концов. Даже если ты ответишь: "Я не знаю," - это будет означать, что ты не чтишь память этих людей...
А сейчас давайте зададимся вопросом: если бы в это время не проходила индустриализация (и коллективизация), если бы не было этих принудительных работ в колхозах и на заводах, если бы не было этих тысяч, миллионов смертей, каковы были бы итоги Великой Отечественной войны (и в принципе Второй Мировой), а следовательно, каков был бы процент возможности существования этого государства на карте мира? Возможно, Вы сами знаете ответ на это вопрос...
При условии, что Великой Отечественной войны не было бы, страна до наших дней оставалась бы почти на том же уровне развития, как и в дореволюционное время, когда был огромный процент неграмотности населения, социальное неравенство и когда крестьянское население жило без крыши над головой, голодало и погибало, не найдя даже корки хлеба себе и своим детям... И правительство даже не задумывалось о том, как и в каких условиях живет население их страны. И также за границу вывозили важные ресурсы, произведения искусства и большую часть жизненно важной в то время пшеницы. И также существовала эксплуатация крестьянского населения.
Только, вот проблема, в отличии от советского времени в то время за границу вывозили жизненно важные ресурсы и достояние российского государства, но делалось это не для страны и народа, а для того, чтобы деньги капали в казну и карманы нашей "аристократии". А в 1920-е, 1930-е годы это проводилось для привлечения иностранных ученых, специалистов, технологий (заметьте, не денег себе в карман!), чтобы на основе иностранных создавать свои технологии, поднять промышленность, а значит, и вообще страну из разрухи.
Эксплуатация населения, которая в дореволюционное время использовалась для облагораживания жизни бедненьких дворян, скучающих на ежедневных балах и на своих диванах и которые это же эксплуатируемое население зовут "быдлом", во время индустриализации применялась для "стимулирования" у людей желания работать на свою же Родину, на будущее свое и своих детей.
Исходя из сказанного выше задам еще один вопрос: почему же, когда это (перечисленное выше) применялось не в пользу населению и стране, вопросов об этом не задает никто, а когда это делается во благо самому населению (или его будущему), это вдруг называют преступлением против человеческой жизни?
Конечно же оправдать те "принудительные" смерти людей нельзя. То, что человек умирает от огромного количества непосильной ему работы, или от голода (потому что все, что он сам же сеет, выращивает, собирает, у него забирают), или от того, что его ошибочно посчитали врагом государства, это просто плохо, это непростительно! Сопротивление населения нововведениям партии заканчивались в лучшем случае тюрьмой, в худшем - расстрелом... Многие люди умирали за меньшую "провинность", за не так сказанное слово или вообще ни за что...
"Так стоила ли политика 20-х, 30-х годов тех жизней, которые были за нее отданы?" - снова спросите Вы. Немой ответ последует за этим, как минута молчания, как минута памяти тем людям, кто возродил страну из руин, из пепла дореволюционных пожаров...