Учитывая, что правящая династия Киевской Руси имела скандинавское происхождение, каждый северный конунг нашим князьям был сват, брат, тесть, зять или алкоголик-дядя, который приводит всех в смущение сальными шутками. Неудивительно, что при дворах первых Рюриковичей всегда находилась целая толпа датчан, норвежцев и шведов.
Все они были сильные и свирепые воины и помогли нам одолеть многих врагов. Покорение славянских племен, борьба с Византией и Хазарским каганатом, грандиозное противостояние печенегам и половцам не могли быть такими успешными без помощи от варягов. Северяне показали высокие способности к адаптации, и уже после захвата Киева его правители создали внушительное конное войско. По крайней мере, на греков так и ходили: как по воде, так и по суше.
Учитывая наши династические связи, почему же мы не позвали викингов, чтобы получить военную помощь против монголов?
Ну, главная причина состоит в том, что эпоха викингов уже почти двести лет, как закончилась. Русская историческая традиция считает ее окончанием дату неудачной битвы при Стамфорд-Бридже 1066-го года, когда норвежский король Харальд Суровый уступил войску англосаксов. С тех пор северяне уже без особой охоты ходили в далекие моря, у берега эвксинского бросали якоря.
Мы не знаем, что именно было причиной скандинавских морских походов. Но, вероятно, выросшее население и недостаток продовольствия сыграли в этом не последнюю роль. Тем не менее, к середине 13-го века Скандинавия была уже два столетия, как крещена. Католические монахи и немецкие купцы принесли новые сельскохозяйственные технологии, а прогрессивный феодализм навсегда обеспечил рабочие руки. В Дании, Норвегии и Швеции стало вполне возможно прожить своим трудом.
Соответственно, ни один морской конунг или удачливый ярл уже не имел возможности собрать 5-10 тысяч бородатых шведских мужиков, поманив их возможностью военной добычи. Крестьяне возделывали поле, монахи молились, рыцари бухали несли службу, и никто из них уже не рвался в далекие походы.
Другая причина состояла в том, что по иронии судьбы, после крещения наши страны оказались по разные стороны баррикад. Дания и Норвегия все-таки смотрели на запад, а вот у Шведского королевства не имелось иного возможного вектора экспансии, кроме востока и юга. Когда монголы громили южные русские княжества, ярл Биргер высадил своих молодцов, чтобы захватить владения на том берегу Балтийского моря. И владимирские князья совсем не желали приглашать одного врага в самый центр своих владений, чтобы тот помог против других врагов.
Ну и еще одна причина лежала в области тактики. В северных государствах, как и повсеместно в Европе, с наступлением феодализма произошла профессионализация армии. Теперь в бой пускали не вчерашних корабельных мастеров, рыбаков и лесорубов, а потомственных мордоворотов на службе у феодала. Чаще всего, хотя и не всегда, это была ударная конница.
Европейская кавалерия, какая бы она ни была, и европейская пехота, не показали себя способными дать отпор монголам на тот момент. Даже совместно с русской княжеской армией, которая все-таки лучше была подготовлена для войны в степи, едва ли бы они могли принести победу. Одержать верх над потомками Чингисхана можно было только коренным образом изменив тактику и прокачав оружейное дело. Никакая пехота и конница середины 13-го столетия не имела возможности на равных противостоять кочевникам.
#викинги #монголы #МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ #СРАЖЕНИЯ