Когда о танцах с бубном говорят обычные люди, то, скорее всего, они имеют в виду народные танцы в ярких красивых костюмах. Но когда мы слышим это словосочетание как характеристику отношения педагога к ребенку (воспитаннику или ученику), то рассматриваем его в не очень позитивном ключе.
А когда дело касается работы педагога с детьми с ОВЗ (и их родителями), тема "танцев с бубном" ставится чуть ли не во главу угла. И, работая в этой сфере, я видела и много "танцев", и много "бубнов".
Даже буквально!
Семушка-Семен
Очередной воспитанник спецучреждения для детей с ОВЗ, посещающий кружковые занятия в нашем кабинете. Мальчишка 5 лет, с достаточно сильными психоречевыми нарушениями. Обращенную речь понимает лишь частично, сам - не разговаривает (только звукоподражает, но ничего так), простые просьбы - выполняет через раз, ну и эпизоды аутоподобного поведения имеют место быть.
Сема на занятиях
Конечно, время, проведенное Семой в творческом кабинете, занятием можно назвать с большой натяжкой. Например, карандашом он не рисует, а стучит или в стену тычет. Клеем не поделки клеит, а закусывает (и бумагой тоже). Но зато моим перчаточным куколкам головы не отрывает, а только нюхает их и стучит ими по коробке. Но не сидя за столиком, а в бегах и прыжках вокруг стола. А если посадить и строго цыкнуть - будет рёв.
Сказки, игры и прочие приятные полезности (или полезные приятности) - парню не нужны.
Методом проб, ошибок и головоломок педагоги ищут способы хотя бы минут на 15 удержать его на занятии и сделать так, чтобы он не бегал и не кричал.
Мои пробы и ошибки
Мои уроки с Семеном проходили ближе к концу рабочего дня. То есть, Сема был уже достаточно уставший и замотанный "тётьками" (так его мама называла специалистов, на чьих занятиях он за день побывал). Да и я сама уже к этому времени вареная (ведь до него была куча уроков и с ребятами посложнее).
Поэтому, вполне ожидаемо, что Семен к занятиям относился… как акула к помидорам (то есть, сама агрессия есть, а до помидоров - дела нет).
А меня, вот честное слово, уже так за весь день "раскорчует" концентрация тяжелых детей без перерывов (без просвета на более-менее "сохранных" ребят), что уже ни сил, ни желания не остается на уговоры. Да и ловить его по кабинету и отнимать схваченные им предметы - тоже.
А вот и про бубен, наконец
На очередном занятии Семен, который никогда не предает своих привычек, как всегда побежал к полке, чтобы сорвать оттуда что-нибудь привлекательное. И сорвал разноцветную коробку, из которой на пол повылетали красные деревянные бубны.
Семен запрыгал, зарычал, засмеялся, схватил один бубен, громыхнул им в воздухе и… резко перестал скакать. А вложил бубен мне в руку.
Потом стал мою руку трясти, чтобы бубен звенел. А сам при этом - начал размеренно раскачиваться.
И, что наиболее замечательное, не орал, не скакал, а просто качался и дергал мою руку с бубном. А еще - тянул меня за брючину, чтобы я с ним качалась.
Чувствую по нему, если не качнусь - снова визг будет.
Нервы уже на пределе.
Может и правда "качнуться"?
Взгляд упал на доску бильгоу.
Вот на ней я и покачаюсь, ага! Говорят же, что она вся такая из себя чудодейственная, успокаивающая и всё такое.
Встала на нее, вместе с бубном. Начала потихоньку раскачиваться. Залипла! Не хочу "баланса", не хочу упражнений, хочу просто качаться! И вот стою, качаюсь, бубном потряхиваю в такт. Блин, хорошо как! И Сема смотрит безотрывно, сам так же качается, но стоя на полу.
Ха, а что если...
Я увеличила темп, стала раскачиваться на бильгоу веселее и стучать бубном чаще. Смотрю - а парень-то повторяет! Уааау! Еще и улыбается!
А потом - так вообще, схватил сам другой бубен и начал тоже стучать, раскачиваясь на месте. Молчать, стучать, качаться и улыбаться!
Я - еще быстрее "переминаюсь" на бильгоу, а Сема - вообще танцевать начал под свой же ритм бубна. Обалдеть! Заинтересовался! Хотя бы чем-то!
Хоть на доске постоять Сема не согласился, но это занятие уже можно считать победой!
И, наверное, психолог была права, когда сказала, что надо ненадолго сделать вид, что подчиняешься игре ребенка, а когда он потеряет бдительность, аккуратно заставить его играть по своим правилам. Ну и отлично!
П.С. А бильгоу - и правда успокаивает, рекомендую!
Дорогим же читателям пожелаю не качаться, а твердо стоять на ногах. Ну и "баланс" чтобы был на высоте.
Пожалуйста, заходите почаще с добрыми лайками и новыми подписками на КАНАЛ
#учителя и дети #педагогика #особенные дети #воспитание ребенка #бильгоу