Найти тему
Вокруг Шаляпина

О лайке, распялке и штопалке

Сегодня я расскажу об одном из экспонатов будущего музея «Шаляпин в Уфе» - белых дамских перчатках 1890-х гг. А также о том, почему надеть их было целым искусством, а снять – непозволительной роскошью, как использовали распялку и штопалку, откуда пошло выражение «менять, как перчатки» и при чем тут купцы Бахрушины…

История одной перчатки

В 1900 году в Большом театре был аншлаг — давали «Отелло» с известным итальянским актером Томмазо Сальвини. За кулисами артист оказался рядом с промышленником Алексеем Бахрушиным, создателем театрального музея. Итальянец спросил: «Скажите, кто ваша первая трагическая актриса в России?» Бахрушин увидел входившую в комнату актрису Марию Ермолову и громко сказал: «Вот она!» Тогда Сальвини подошел к Марии Николаевне и поцеловал ее руку. Темный грим, который превращал актера в мавра Отелло, отпечатался на белой лайковой перчатке актрисы. Эта перчатка хранится по сей день в Государственном театральном музее имени А.А. Бахрушина – как символ встречи двух великих актеров.

Перчатка Ермоловой из коллекции Театрального музея Бахрушина
Перчатка Ермоловой из коллекции Театрального музея Бахрушина

Для танцев – нет, для виста - да

Целовать даме руку можно было, конечно же, только через перчатку – это диктовал этикет. Отогнуть краешек и поцеловать открытую кожу было позволено только особо близким друзьям. Вообще ношение перчаток имело множество правил и особенностей. «В высшей степени не позволительно выйти без перчаток из дома, в который входишь в перчатках», писали в издании «Жизнь в свете, дома и при дворе», 1890 г. На обедах перчатки снимали прямо перед едой. При этом класть на стол перчатки считалось неприличным — нужно было положить их на колени и прикрыть салфеткой. Браслеты и кольца надевали поверх перчаток, исключением было обручальное кольцо.

Картина художника Джорджа Элгара Хикса (1824-1914 гг)
Картина художника Джорджа Элгара Хикса (1824-1914 гг)

Если на званом вечере одного из гостей просили сыграть на фортепиано, то перчатки следовало снять не раньше, «как сидя у инструмента, и одеть их снова по окончании игры». В «Хорошем тоне», изданном в конце XIX века, молодым людям советовали: «Во время бала перчатки не снимайте, даже и в том случае, если бы перчатки ваши лопнули. Ввиду предусмотрительности, едучи на бал, не худо положить себе в карман запасную пару перчаток. За ужином и за картами перчатки нужно снимать». Дамы использовали тайный «перчаточный» язык: обронить перчатку означало «да», теребить одной рукой — «нет», обронить две перчатки значило признаться в любви.

Художник Харрисон Фишер (1875-1934 гг)
Художник Харрисон Фишер (1875-1934 гг)
Слово "перчатки" происходит от древнерусского "рукавки персчатые", то есть рукавицы со всеми пальцами - "перстами".

Без единой складочки

Вообще в XIX веке был целый культ перчаток как в Европе, так и в России. Изначально они были признаком достатка, так как шились вручную и стоили дорого. Но массовое производство сделало аксессуар доступнее.

Перчатки шились на все случаи жизни: для балов и театра, для прогулок и визитов, детские и взрослые, мужские и женские, дневные и вечерние. Перчатки подбирали в тон костюма, но в театр и на бал дамы надевали белые шелковые или лайковые перчатки выше локтя. Светлые перчатки быстро пачкались, поэтому их сразу заказывали коробками и часто меняли. Отсюда и пошло знаменитое выражение «менять как перчатки». Богатые господа грязные и рваные перчатки выбрасывали, а более бедные старались их чистить и зашивать. Для этого использовали специальную штопалку.

Штопалка для перчаток
Штопалка для перчаток

Однако частая смена перчаток не означала, что это делалось легко. Напротив, надеть изящный аксессуар было целым искусством. Дамские перчатки шили невероятно узкими, они должны были облегать руку без единой складочки. Поэтому требовалась целая процедура: сначала руку пудрили, перчатки растягивали специальной распялкой, закатывали и постепенно натягивали на руку. Дома одолеть этот процесс помогала горничная. На публике без необходимости перчатки не снимали.

Перчатки с распялкой
Перчатки с распялкой

Лучшие в России

Рассмотрим, наконец, наш музейный экземпляр. Изготовлены перчатки из тонкой мягкой кожи особого дубления – лайки. Манжеты этих перчаток кверху расширены, край ровный. На внутренней стороне запястья разрез, чтобы облегчить надевание, и пуговки. Застегнуть их помогал особый крючок. Тыльная сторона корпуса украшена тремя строчками, расходящимися веером. С внутренней стороны проштампован год изготовления – 1895.

Дама, надевающая перчатки. На коленях лежит распялка
Дама, надевающая перчатки. На коленях лежит распялка

Как знать, может быть, история нашей пары, как и перчатки Ермоловой, связана с именем Бахрушиных. Их кожевенная фабрика считалась лучшим производителем лайковых перчаток в России. Лайковая кожа отличалась необыкновенной прочностью и способностью растягиваться. Лучшие сорта производили из кожи козлят, похуже – из ягнят. Со временем кожа усыхала, и изделие теряло свою первоначальную форму и размер. Поэтому вечерние и бальные перчатки из музейных собраний не примеришь – такие они маленькие и узкие. Но мы и не будем — лучше выставим их для вас в музейном стенде!

Такие лайковые перчатки вы увидите в нашем музее
Такие лайковые перчатки вы увидите в нашем музее

Анастасия Баранова, апрель 2022

Источники: «Истории вещей. Как перчатка с пятном от грима попала в коллекцию Бахрушинского музея» с сайта gorodskoyportal.ru, «История перчаток» с сайта marawarren.livejournal.com.