Экс-нападающий «Зенита» и «Шальке», чемпион юношеского Евро-2013 Алексей Гасилин в феврале этого года объявил о завершении профессиональной карьеры и присоединился к футбольному клубу блогеров «Амкал». К своим 26 годам воспитанник петербургского клуба успел поиграть в Германии, Португалии и на Кипре, а сейчас готов покорять футбольную блогосферу и произвести медиареволюцию в российском футболе, в том числе с помощью московского «Динамо».
Мы вспомнили с Алексеем самые яркие моменты его карьеры, поговорили с ним о том, чего он ждет от сотрудничества «Амкала» с «Динамо», а также узнали, чем закончится сезон для нашего клуба в РПЛ и Кубке России.
Алексей ГАСИЛИН
Дата рождения: 1 марта 1996 года.
Место рождения: г. Санкт-Петербург.
Выступал на позиции нападающего за клубы «Зенит», «Амкар», «Томь», «Шальке» (Германия), «Академику де Визеу» (Португалия), «Эрмис» (Кипр).
Серебряный призёр чемпионата России-2012/13, в составе сборной России U-17 становился победителем юношеского чемпионата Европы-2013, U-19 — вице-чемпионом юношеского Евро-2015.
В феврале 2022 года принял решение приостановить карьеру и присоединился к медиафутбольной команде «Амкал».
— Как ты, бывший зенитовец, относишься к «Динамо»? Учитывая всю историю противостояния двух клубов на поле и за пределами стадионов.
— Да, я в курсе всех этих историй — и про соперничество фанатов, и про петарду, которую кинули в Шунина. Но скажу только за себя: никогда «Динамо» не было для меня раздражителем, более того, как петербуржец относился к бело-голубым как к самой нейтральной московской команде. Так всё сложилось — и когда-то в «Динамо» играл мой любимый Керж (Александр Кержаков — прим. пресс-службы), и Юрий Валентиныч (Жирков), и цвета близкие. Конечно, «Зенит» для меня — особая история, но и отношение к «Динамо» всегда было хорошим.
— Как оцениваешь борьбу за чемпионство в этом сезоне?
— Я, конечно, как и прежде, поддерживаю «Зенит», но хочу, чтобы ему навязывали борьбу. Здорово, что в этом сезоне это сделало именно «Динамо». Здесь есть всё — интересное построение игры, классная молодёжь, отличная работа с болельщиками, прекрасный стадион. Да, отрыв «Зенита» от «Динамо» уже 6 очков, но лично я хочу, чтобы интрига сохранилась хотя бы до 29-го тура. А там пусть наступит развязка. Может «Зенит» ещё оступится, мы это увидели сейчас в Кубке против «Алании».
— Кстати, о Кубке России. «Динамо» в полуфинале, впереди матч с «Аланией». Твой прогноз?
— Думаю, что «Динамо» выиграет Кубок. Считайте это моим прогнозом.
— В команде у тебя много знакомых?
— За «Динамо» вообще мой сынок выступает — мой Саба (защитник Саба Сазонов — прим. пресс-службы). Забрали пацана из «Зенита», играет, просто молодчик! Скопа (защитник Дмитрий Скопинцев — прим. пресс-службы), с которым вместе играли, Ваня Будачев, Макаров, Даня Лесовой. Со Смолом (Фёдором Смоловым — прим. пресс-службы) можно присесть в «контру» поиграть.
«Луческу — ужас, а не тренер! Евсеев — не мой человек»
— В феврале ты объявил о завершении профессиональной карьеры и переходе в «Амкал». Почему это случилось? Тебе ведь всего 26 лет.
— Главная причина — это травмы, конечно. Они довольно серьёзные. Ещё играя в премьер-лиге, я делал операцию на голеностопном суставе, и уже тогда никто из врачей не давал мне гарантии, что я смогу отыграть ещё хотя бы 5 лет. Самое неприятное, что эти травмы преследуют постоянные боли. После той операции у меня изменился даже стиль бега, вся нагрузка стала ложиться на здоровую левую ногу. Начались проблемы с коленом, стало понятно, что надо делать и на нём операцию. Короче говоря, профессиональную нагрузку организм держать уже не в состоянии.
Хотя скажу так: я всегда был неплох, голик свой всегда забивал.
— Это окончательное завершение карьеры или ещё есть шанс, что ты вернешься в профессиональный спорт?
— Конечно, шанс есть. Никогда не говори никогда. Я люблю футбол. В том формате, в котором я сейчас в него играю, я получаю максимальное количество удовольствия. Если быть честным, я кайфую от того, что сейчас делаю!
— Это связано в том числе и с тем, что больше нет того уровня нагрузки, который был во время карьеры? Условно говоря, больше не надо играть через «не могу».
— Так и есть. Тут не только уровень физической нагрузки другой, но легче и психологически. Нет мыслей: «О, я плохо сыграл. Надо доказывать, надо попасть в состав». Жизнь футболиста в этом смысле прибивает, превращается в рутину. Плюс бывает так, что попадаешь не в свою команду, не в свой коллектив, не к своему тренеру. Морально ты себя как будто насилуешь.
Здесь, в «Амкале», я просто получаю удовольствие и могу развиваться в других направлениях.
— Например?
— Вести подкасты, реализовывать социальные проекты, связанные с футболом. Да просто быть многогранным человеком, которым я и старался всегда быть! Например, в детстве я хотел быть спортивным комментатором и журналистом, и теперь могу развиваться и в этой области. Да, начал этим заниматься только сейчас, в 26 лет. Посмотрим, что из этого получится. Может быть, когда-нибудь стану министром спорта (смеётся). Образования мне хватит, желания и стремления тоже. А может через два года вернусь и снова буду играть в премьер-лиге.
— Если подводить итоги, даже промежуточные, как ты в целом оцениваешь свою профессиональную карьеру футболиста?
— (вздыхает.) Конечно, я недоволен. Когда у тебя лежат контракты от условной «Бенфики», есть два-три варианта в бундеслиге после игры в «Шальке», ты побеждаешь на чемпионате Европы U-17, U-19, ведёшь спор с лучшими бомбардирами, попадаешь в символическую сборную, конечно, мечтается в такие моменты совсем о другом. Но сначала случаются травмы, потом начинаются психологические проблемы в духе «почему все мои друзья заиграли, а я нет?», а дальше как снежный ком.
Зачастую люди, которые смотрят игру только через призму газет или экранов, не понимают, насколько тяжело и больно у тебя может быть внутри. Я через это прошёл, привык ни о чём никогда не жалеть. Сейчас-то это уже история, надо двигаться вперёд. Но иногда могу и в подушку поплакать (улыбается).
— Попробуем составить топ-3 тренеров и одноклубников за всю карьеру?
— Уф, тяжело! Но попробуем. Начнём с тренеров. Владислав Николаевич Радимов, это точно. Подпитал меня не только как футболиста, но и как человека. Дмитрий Хомуха — толковый специалист, который дал мне очень много в плане воспитания, игры, человеческих качеств. Не знаю, почему у него не получилось с мужиками, но это топ. И точно это Лучано Спаллетти.
— А как же Вадим Евсеев в «Амкаре»?
— Нет, его точно в моём топе никогда не будет. Как и Луческу. Это ужас, а не тренер! Пусть меня потом будут все хейтить, что он дольше всех тренирует и всё прочее. Но это так.
— С Виллаш-Боашем ты успел поработать?
— Он вообще сказал мне, что я не футболист! Я как раз при нём и уехал в аренду в Германию. Он почему-то всегда брал игрока, который подо мной сидел — и в «Зените»-2, и в основной команде, как-то симпатизировал ему. Но такое бывает. Поэтому я и считаю, что надо не только свою команду искать, но и своего тренера.
— Почему не сложились отношения с Евсеевым?
— Как бы я ни тренировался, он просто не давал шанса. При этом ничего не объяснял. Сколько я против него ни играл, всегда хотел ему забить. Помню, в 2019 году «Томь» и «Уфа» играли стыки за выход в РПЛ, и я тогда забил. Это было очень принципиально. Нет, я не скажу, что Евсеев — плохой тренер, игрок так вообще был супер. Но просто не мой человек.
— Топ-3 одноклубников?
— Аршавин, Халк, Леон Горецка.
«В Португалии на фоне пластичных бразильцев я был простой русский работяга с кувалдой»
— Тебя прилично побросало по клубам и странам — ты поиграл в РПЛ, ФНЛ, Германии, Португалии, на Кипре. Где больше всего запомнилось?
— Однозначно — «Шальке». Я даже не могу назвать это культурой боления, это религия! Я жил в Гельзенкирхене — в городе с населением 250 тысяч человек и стадионом на 65 тысяч зрителей. В день матча время в городе останавливалось: люди были только в барах и на стадионе. С точки зрения футбола, думаю, Россия отстаёт от Германии лет на пятнадцать. По всем футбольным аспектам, к сожалению.
— А на Кипре и в Португалии?
— На Кипре ничего интересного в плане футбола не было. Только офигенные пляжи и крутая погода! Как и в Португалии в принципе, но там ещё и футбол на суперуровне. Я был в хорошей команде, которая выступала в сегунде (Академику де Визеу — прим. пресс-службы), это было очень крутое время.
Но если сравнивать с Германией, в Португалии всё-таки немного другая философия. В Германии много борьбы, жёстких передач в ножку, а здесь такие пластичные бразильцы, португальцы с волшебными нежными «галиками». Я на их фоне был простой русский работяга с кувалдой (смеёется).
— Ты один из немногих российских футболистов, кто пытался пробиться в европейский топ-чемпионат. На своём собственном опыте можешь сказать, надо туда ехать, если есть такая возможность?
— Я всегда мечтал играть за границей. Поэтому ответ один — конечно, надо! Мечтаю, чтобы Захарян добился побед в составе «Динамо» и затем уехал в чемпионат Германии — в «Боруссию» Дортмунд. И оттуда он попадёт в «Барселону» — 100 процентов! Запомните мои слова.
Это надо делать, нечего бояться. Дам только один совет: учите языки, ребята! Со знанием языка всё будет в разы легче. Понятно, что жизнь заставит и можно выучить язык уже на месте, но если вы приедете хотя бы с каким-то багажом знаний, адаптироваться и заиграть будет намного проще. А в Россию вы всегда успеете вернуться.
— С другой стороны, сколько уже есть примеров, когда наши парни пробовали и у них ничего не получалось? Тот же Миранчук в «Аталанте», который уже второй год не может никак закрепиться в основном составе.
— Ничего страшного, всё у него нормально. Возможно, ему надо в межсезонье сменить команду — уйти в аренду в условный «Торино», «Удинезе» или «Дженоа». Я вообще считаю, что ему надо было ещё раньше уезжать из «Локомотива».
Почему мы говорим, что у нас много негативных примеров? Да потому что у нас в принципе очень мало игроков уезжает в Европу, чтобы попытаться там зацепиться за топ-чемпионат или топ-команду. Я понимаю, когда в хоккее 100 человек уезжают в НХЛ, 10 из них пробиваются в основу и мы все говорим: «Вот красавцы!». Но в футболе же у нас не так, посев очень маленький. По пальцам руки можно пересчитать всех наших легионеров.
— Ты когда-то рассказывал про русский мат на тренировках в Германии. То есть в этом смысле адаптироваться всё-таки легче?
— Легче (смеётся). Знаешь, вообще футбольный человек в Германии не сильно отличается от такого же болельщика в России. Зачастую это один и тот же юмор, одни и те же подколы. Если ещё и говоришь на его языке, точно будешь своим.
«Через пару лет медиафутбол в России будет конкурировать с профессиональным»
— В твоей карьере был «Амкар», теперь «Амкал». Что для тебя это значит? Как ты сейчас воспринимаешь этот этап своей жизни?
— Сразу скажу, для меня это не является чем-то новым, незнакомым. Я за всем этим давно слежу, знаю, как это развивалось с самого начала. И главное — у меня это всегда вызывало симпатию и интерес. Я думал: блин, наверное, когда-нибудь я это попробую. И вот сейчас наступил тот самый момент, когда появилась возможность поменять сферу своей деятельности. До этого была профессиональная карьера, которая реально не позволяла на что-то другое отвлекаться.
— Почему ты выбрал именно «Амкал», а не другую команду?
— Да многие команды предлагали на самом деле. Но, во-первых, со многими парнями из комьюнити я давно общался. С тем же Германом, который мне и предложил к ним присоединиться.
Во-вторых, история с «Амкалом» максимально мне близка — по духу, вайбу, как очень модно сейчас говорить (улыбается).
— Как ты вообще относишься к блогерскому футболу и медийным командам? Сталкивался с чем-то подобным в Европе?
— Нет-нет, это чисто наша российская фишка. Ну так это и круто! Послушай, ну когда транслируют матч молодёжки «Динамо» и «Амкала» на одном из федеральных каналов и рейтинги этой игры выше рейтингов таких матчей РПЛ как «Уфа» — «Урал» или «Урал» — «Краснодар», о чем это говорит? О том, что людям намного интереснее смотреть именно такой формат. Думаю, что пройдёт год-два и медиафутбол в России начнет серьёзно конкурировать с профессиональным.
— В какой роли ты видишь себя в команде? И какую цель перед собой ставишь как спортсмен?
— Развитие. Причём по самым разным направлениям — от комментирования до женского футбола. Я недавно поразился — на матч женской Лиги чемпионов между «Барселоной» и «Вольфсбургом» пришло более 91 тысячи болельщиков! «Камп Ноу» был переполнен! Почему в России женскому футболу не уделяется столько внимания?
— Сам футбол в этом развитии какое место будет занимать?
— Футбол я просто люблю — играть в него и кайфовать от этого. Тем более, столько фанатов приходит на «Амкал». Недавно играли в Новосибирске, манеж на 3 тысячи человек был забит. Классно! А у нас на ФНЛ-2 приходят только родители игроков.
Хочу найти свою нишу. Со многими футболистами я играл, общаюсь до сих пор, смогу раскрыть их по-настоящему.