В старые времена, дзюдзюцу было очень полезно на полях сражений, когда воин терял свое оружие или сближался с противником на дистанцию захвата. В Катори Синто-рю передаётся в общей сложности 36 форм дзюдзюцу, включая омотэ (техники открытого уровня, состоящие в основном из бросков) и ура ваза (более глубокие техники, состоящие из болевых на суставы). Поскольку дзюдзюцу содержит большое количество опасных техник, его изучают практикующие уровня мэнкё и выше.
- Дзюдзюцу
Техника дзюдзюцу школы Катори синто-рю, как будет показано ниже, состоит из форм, выполняемых сидя, известных под общим названием идори-но-бу (13 форм), форм, выполняемые стоя, известных как татиай-но-бу (17 форм) и татиай киай-нагэ-но-бу (6 форм).
- Идори-но-бу (формы, выполняемые сидя)
Гяку юби, коноха гаэси, хинику-дзимэ, ката-имон, гибоси-гаэси, хидзиганэ, саруко-дзимэ, тати-одзё, рё-коромо-сибори, коромо-сибори, мусасоку, до-сибори, хагаидзимэ.
- Татиай-но-бу (формы, выполняемые стоя)
Тору-кобуси, ути-токко, сото-токко, ситири-бики, карэки-ори, они-осаэ, сёги-даоси, ями-но-ё, юмэ-но-макура, таки-отоси, васи-но-исоку, у-но-хагаи-ори, тэнгу-гаэси, сугатами, сасу-домэ, ками-тори, яма-мэгури
- Татиай киай-нагэ-но-бу (продвинутые формы, выполняемые стоя)
Аси-бараи, сэой-нагэ, ягура-отоси,суми-гаэси, ката-гурума.
В старые времена дзюдзюцу назвалось явара, и его изучают практикующие уровня мэнкё и выше. Техники передавались непосредственно от учителя к ученику с помощью кудэн (личное обучение из уст в уста) и не были подробно описаны в наших свитках передачи, как например традиция кэндзюцу, до 18-го Сокэ Иидзаса Морисада, который оставил нам подробные записи техник периода Мэйдзи (1868-1912).
Дзю-дзюцу включает в себя элементы омотэ и ура, при этом омотэ-вадза в основном представляет собой броски, а ура-вадза – болевые на суставы. Хотя омотэ-вадза можно практиковать, не опасаясь травм, если практикующие знакомы с самостраховкой (укэми), ура-вадза необходимо практиковать осторожно, останавливать непосредственно перед тем, как суставы полностью заблокируются. Например, в ура-ваза вариант сэой-нагэ (бросок через плечо) чрезвычайно опасен, так как обе руки противника вытянуты перед броском, поэтому они ломаются при броске. На практике необходимо помнить о безопасности, чтобы обеспечить взаимную отработку.
Чтобы выполнить контратаку против броска сэой-нагэ в варианте омотэ-вадза (см. фото), в которой одна из рук практикующего кладется на плечо оппонента, необходимо толкнуть нападающего в ягодицу ладонью своей свободной руки.
Наша традиция также включает в себя ряд приемов, которые можно сравнительно легко использовать при самообороне. Например, если практикующего схватили сзади, он может просунуть свою свободную руку - левую или правую – к своей шеи. В зависимости от ситуации подойдут как тыльная часть кисти, так и ладонь. Это позволит практикующему дышать независимо от того, как сильно его душат.
Когда противник хватает за отворот одной рукой и зажимает горло между большим и указательным пальцами другой руки (см. фото), практикующий может быстро ослабить этот захват, сбив большой палец руки, сжимающий его горло, в сторону. При атаке, практикующий Катори Синто-рю, вместо того чтобы сжимать шею противника между большим и указательным пальцами, сильно сжимает трахею в кольцо диаметром 5-6 см, что на мгновение вызывает сильную боль и может привести к потере сознания противника. Поскольку это чрезвычайно опасно, использование этой техники строго запрещено даже на тренировках.
Кроме того, когда запястье практикующего удерживается нападающим двумя руками (см. фото), он слегка опускает локоть и сжимает пальцы в кулак, затем обхватывает свой кулак сверху и резко тянет назад к груди, чтобы легко освободиться от захватка нападающего.
Если на него нападают в обстановке, например, на улице ночью, можно симулировать покорность и, когда противник покажет брешь, резко ударить его тыльной стороной четырех пальцев (см. следующую фотографию). Однако здесь не следует проводить повторную контратаку. Небольшой опыт ведения поединка - опасная вещь, и, как гласит старая пословица «тот, кто сражается и убегает, живет, чтобы сражаться на следующий день», самый мудрый способ действий - избегать такой ситуации при любой возможности.
Атэми
Эффективность атэми (удары по телу) уменьшается, если практикующий напрягает кулаки, когда принимает камаэ. Атэми имеет наибольший эффект, когда практикующий расслаблен, а затем сильно напрягается в момент удара (практически одновременно с ним). Как я объяснял ранее, удар тыльной стороной по глазам нападающего неприятный и болезненный удар, но он не может не ослепить, а только лишит его способности открыть глаза. Для этого практикующий щелчком запястья наносит удар с расстояния всего 30 см до цели. Поскольку удар наносится четырьмя пальцами, какая-то часть его руки соприкоснётся с глазами противника и, вероятно, заставит его упасть как подкошенного. Давным-давно на одного из учеников Хаяси-сэнсэя напал вор и он ударил его этим атэми по глазам, что позволило ему забрать свои вещи, когда агрессор пошатнулся от боли, после чего вор, по всей видимости, сбежал. Вор совершил глупость, его опознали через некоторое время, когда он пошел к окулисту для лечения.
2. Секретное учение по борьбе в доспехах
Дзюдзюцу было чрезвычайно полезно в ситуациях, когда у воина не было оружия в руке, например, когда он терял его или сближался на дистанцию захвата. Теперь я представлю одно из наших секретных учений куми-ути (борьба в доспехах). Воины-самураи в доспехах обычно вешали меч тати на левое бедро и вставляли впереди танто. Танто, который они использовали в этом случае, на самом деле назывался ёрой-доси («протыкающий доспехи») и имел длину лезвия от 7 до 9 сун (около 21-27 см). Ёрой-доси использовался, чтобы пронзить противника через бреши в броне, поэтому он выполнялся с узким лезвием, но при этом был толстыми и прочными, с треугольным поперечным сечением и без сори (изгиба).
В Катори Синто-рю ёрой-доси носили на правом бедре, цука обращена назад, а кодзири - вперёд. Этот стиль ношения оружия известен как мэтэ-дзаси* (ношение на стороне лошади) или мигитэ-дзаси (ношение справа).
*это название происходит от того факта, что конный воин-самурай удерживал свой лук в левой руке и использовал правую руку, когда это было необходимо, чтобы управлять своей лошадью.
Ношение оружия таким образом гарантировало, что лезвие не выпадет в схватке. Кроме того, поскольку оружие было не в обычном положении, поверженный противник не смог бы схватить оружие, чтобы контратаковать его. Ношение оружия в стиле мэтэ-дзаси гарантировало, что оружие практикующего не может быть использовано его противником при любых обстоятельствах. Мэтэ-дзаси - одно из секретных учений Катори Синто-рю.
3. Хаяси-сэнсэй и Кано Дзигоро-сэнсэй
В то время как для многих читателей дзюдзюцу ассоциируется с современным будо дзюдо, мой наставник Хаяси-сэнсэй рассказал мне, что где-то между 1910-1925 годами Кано сэнсэй посетил святилище Катори Дзингу, чтобы выразить своё уважение, и наблюдал за демонстрацией Хаяси-сэнсэя Катори Синто-рю.
Кано-сэнсэй слышал о Катори Синто Рю и, по-видимому, очень интересовался этой традицией. Хаяси-сэнсэй продемонстрировал множество форм, включая иай, кэндзюцу, бодзюцу, содзюцу и нагината. Кано-сэнсэй был впечатлен демонстрацией и сказал, что хотел бы чтобы, его ученики изучали эту традицию. После этого Сиина Итидзо, ученик Ямагути Кумадзиро (старшего ученика 18-го Сокэ Иидзаса Морисада), которой обучался вместе с Хаяси-сэнсэем, несколько раз в месяц ездил преподавать Катори Синто-рю в штаб-квартире дзюдо, Кодокан. На самом деле, Хаяси-сэнсэй также некоторое время изучал дзюдо в своей родной деревне Томиура (современный город Асахи, префектура Тиба), так что, возможно их встреча было судьбой.
Источник: Рисукэ Отакэ. Стратегия и Путь Мира: Тэнсинсё-дэн Катори Синто-рю
Несколько техник дзюдзюцу Катори Синто-рю в исполнении Сииги Мунэнори (направление Итигидо)