Общие сведения о планете
Интересный факт: из-за того, что поверхность Венеры покрыта серными облаками, ее поверхность нельзя рассмотреть в телескоп. Для изучения рельефа, в XX веке люди использовали радиоволны, отправляя их в сторону планеты.
Пepвым aппapaтoм нa пoвepxнocти cтaл coвeтcкий Beнepa-З, coвepшивший пocaдку в 1966 гoду. Ho инфopмaцию тaк и нe дoбыли, пoтoму чтo cвязь cpaзу жe пpepвaлacь. B 1967 гoду пpимчaлacь Beнepa-4. Пo мepe cпуcкa мexaнизм oпpeдeлил тeмпepaтуpу и дaвлeниe. Ho бaтapeи быcтpo paзpядилиcь и cвязь пoтepялacь, кoгдa oн eщe нaxoдилcя в пpoцecce cпуcкa.
Есть мнение, что на снимках переданных легендарными «Венерами» с поверхности одноимённой планеты можно увидеть «папоротник» и «скорпиона». Но это относительно свежее мнение, возникшее в результате изучения архивных изображений. Советские же специалисты ничего подобного на переданных аппаратами снимках не заметили. А заметив, не удивились бы, зная, какие приключения пришлось пережить слабенькому сигналу станции в венерианской атмосфере, космическом пространстве и уже на Земле — в процессе расшифровки и очистки от помех. На самом деле, и появление на снимках взвода чебурашек строем и с барабаном не было бы слишком странным. Обычный артефакт изображения.
Эрозия есть везде. Как минимум, на телах с твёрдой поверхностью. Планеты же с атмосферой космической эрозии не подвержены. Оболочка из газов поглощает лучи и затормаживает пылинки. Но эрозию в таком случае вызывает сама атмосфера. Ветер, несущий твёрдые частицы, — хотя бы и пылинки космического происхождения, — будет «точить» камень, откалывая от него дополнительные пылинки. Особенно же ускоряется эрозия при наличии воды и перепадов температур — как на Земле или Марсе. Делай раз: при охлаждении из атмосферного пара в микротрещине конденсируется влага (силы поверхностного натяжения позволяют проделывать этот трюк и при очень низком давлении). Делай два: при дальнейшем охлаждении вода замерзает и увеличивается в объёме, срабатывая, как домкрат. Трещина расширяется и от камня отламывается кусок.
Удивительно, но моделирование также показывает, что Землю легко могла постичь та же участь, что и Венеру. Если бы наша планета располагалась немного ближе к Солнцу или если бы оно сияло в своей «юности» так же ярко, как сейчас, Земля сегодня выглядела бы совсем иначе.
Да, отсутствие эрозии необычно, но, кажется, что в этом интересного? Интересно же то, что камерами «Венер» открылась картина не менявшаяся 500 миллионов лет. Камни, видимые на снимках, лежали там где лежат — и в том же виде лежали — когда по дну морей на Земле едва поползли только первые трилобиты. С тех пор, как легко заметить, на нашей планете прилично воды утекло. Но не Венере нет воды. Как и вообще жидкостей на поверхности. В этом мире ничто не течёт и не изменяется.
...Но, кстати, откуда известно про 500 миллионов лет? Возраст коры Венеры определён тем же методом, что и для прочих космических тел, взятие проб с поверхности которых невозможно. По плотности кратерирования. Мелкие кратеры, которыми усеяны поверхности Луны и Марса, не могут образоваться на Венере, так как сверхплотная атмосфера примет удар на себя. Однако, крупным телам даже углекислотное море — не помеха. Тем не менее, ударных кратеров на Венере мало. Что указывает на возраст коры между 400 и 500 миллионами лет. Интереснее же всего, что таков возраст всей коры. Или, как минимум, 92% её площади. Плотность кратеров повсюду одинакова.