Иудаизм и поздний иудаизм
Иудаизм (на иврите – яаадут) – национальная религия евреев. Согласно преданию, зафиксированному в Библии, еврейский народ в древности делился на 12 колен (племен), самым многочисленным среди которых было колено Иуды.
Основная масса евреев, живших в последние двадцать веков, считала себя выходцами именно из этого колена, отсюда и название религии. У религиоведов стало общим местом утверждение, что иудаизм представляет собой древнейшую монотеистическую религию. С этим можно было бы согласиться при одном важном уточнении.
Следует различать древний иудаизм, история которого прослеживается, по крайней мере, со II тыс. до н. э., и поздний иудаизм, оформивший свою специфику в первые века нашей эры. Именно последний сейчас обычно имеют в виду, когда речь заходит об иудаизме. Но помимо него еще две религии – христианство и ислам – претендуют на то, чтобы наследовать монотеизм древних евреев. Так, христиане помещают древнееврейские вероучительные тексты в состав своего Священного Писания (Библии (греч. biblia – книги)) под общим названием «Ветхий Завет». Они говорят, что тот Завет (договор, союз), который некогда Бог заключил с еврейским народом, был исполнен и сменился Новым Заветом, действующим между Богом и христианами.
Забегая вперед, скажем, что христианство возникло и первоначально распространялось как раз в среде евреев. Однако большая часть еврейского народа на рубеже нашей эры не восприняла весть о заключении Нового Завета всерьез и ополчилась на тех сородичей, которые уверовали в Иисуса Христа. Так началась история позднего или собственно иудаизма. Для его последователей, иудеев, выражение «Ветхий Завет» является неприемлемым; священные книги древности они именуют иначе – ТаНаХ (другой вариант записи – Танах). Это слово – аббревиатура, оно образовано первыми буквами названий трех больших групп книг: Тора (Закон), Невиим (Пророки) и К(Х)тувим (Писания). Заметим, что иудеи и христиане по-разному структурируют тексты ТаНаХа (Ветхого Завета), потому первые насчитывают в нем 24 книги, а вторые тот же письменный материал делят на 39 книг, которые признаются, безусловно, богодухновенными (т. е. написанными по Божьему вдохновению) и каноническими (т. е. совершенно правильными с точки зрения Церкви).
При этом православные христиане и католики дополняют Ветхий Завет книгами, в свое время (III в. до н. э.) включенными в состав Септуагинты, первого греческого перевода древнееврейского Писания, хотя они и не попали в окончательный вариант иудейского ТаНаХа, утвержденный на рубеже I–II вв. В результате католические издания Библии содержат 45 канонических, а православные – 39 канонических и 11 неканонических книг Ветхого Завета. ТаНаХ складывался на протяжении многих столетий, начиная примерно с XIII– XII вв. до н. э. и вплоть до III–II вв. до н. э. Также постепенно и достаточно непросто, с борьбой и отступлениями, утверждалась в сознании древних евреев идея монотеизма.
Объясняя само ее происхождение, ученые обычно ссылаются на специфические условия Ближнего Востока, где очень рано появились цивилизации, и выстроилась деспотическая государственность. Люди, которые долгое время привыкали раболепствовать перед сильной единоличной властью, могли спроецировать свою ситуацию на отношения со священной реальностью и поверить, что миром управляет единый всемогущий Бог.
Правда, египтяне, вавилоняне, персы так и не преодолели консерватизм своих древних политеистических религий. Ближе всего к монотеизму оказался зороастризм, но и в нем после смерти Заратуштры усилилось почитание Бессмертных Святых, которые изначально рассматривались пророком как эманации (лат. emanare – истекать, распространяться), т. е. истечения Ахура-Мазды. А вот небольшой полукочевой народ евреев, который время от времени оказывался под властью и влиянием этих своих соседей, сделал более решительный шаг к единобожию.
Такое объяснение дают ученые, для которых ТаНаХ (Ветхий Завет) и вся христианская Библия есть дело рук человеческих и предмет для критического анализа. Но иудеи и христиане видят здесь нечто гораздо большее и считают, что их Священное Писание появилось в результате Божественного Откровения. Иначе говоря, сам Бог пожелал сообщить людям некоторые знания о себе и вдохновил труд тех, кто записал библейские тексты.
На страницах ТаНаХа Бог предстает как всемогущее, вездесущее, всеведущее, вечное и бестелесное существо. По всем перечисленным характеристикам он радикально отличается от тех богов (с точки зрения Библии – мнимых), которым поклонялись окружавшие евреев народы (язычники). Такого Бога невозможно было изобразить и даже его имя, открытое древнееврейскому пророку Моисею, нельзя было произносить вслух (лишь один раз в год в Иерусалимском храме оно выговаривалось первосвященником, т. е. верховным жрецом). Скорее всего, это имя звучало как «Яхве», что обычно переводят словом «Сущий» или выражением «Я есть тот, кто Я есть». Мы говорим «скорее всего», потому что традиция произнесения запретного имени Бога считается утраченной. Нам известно лишь, что оно записывалось четырьмя согласными (ЙХВХ, т. н. тетраграмматон), гласных же букв древнееврейская письменность не имела.
По свидетельству ТаНаХа, Бог сотворил мир из ничего за шесть дней и центральное место отвел в нем человеку. Человек – последнее и самое совершенное произведение Бога, он – единственное существо, созданное по образу самого Творца. Его задача – хранить и возделывать Божий мир, однако справляется с ней человек далеко не лучшим образом. Уже первые люди – Адам и Ева – осмелились нарушить волю Бога. Находясь в прекрасном райском саду, они, вопреки Божьему запрету, вкусили плод с древа познания добра и зла, а когда были изобличены, то не покаялись. За это наши прародители были наказаны высылкой из Рая туда, где их ждали тяжелые труды, скорби и смерть, туда, где до сих пор живем мы, их потомки. В отличие от христиан, иудеи не считают такую судьбу человечества проявлением некоего наследственного первородного греха. Но они согласны с тем, что после проступка Адама и Евы вся история людей встала на путь мучительных и бесцельных скитаний вдали от своего Творца.
Однако Бог не оставил своих детей наедине с грехом и смертью. ТаНаХ (Ветхий Завет) рассказывает о многочисленных чудесах и знамениях, которыми Бог напоминал о себе людям. Особым вниманием он окружил созданный им же (произведенный от двух бездетных стариков – Авраама и Сарры) еврейский народ (Израиль), избирая из его среды пророков (Моисея, Исайю, Иеремию и др.), возвещавших Божью волю. Именно евреи получили от Бога свод заповедей, выражающих суть праведной (правильной) жизни. Общее их количество – 613, но наибольшей известностью пользуются 10 (т. н. декалог). Вот как они звучат в краткой формулировке:
- Почитай единого Бога
- Не сотвори себе кумира (идола), который заменит истинного Бога
- Не произноси имени Бога всуе
- Чти святость субботнего дня (в память о Божьем «отдыхе» после шестидневного творения)
- Почитай отца и мать
- Не убей
- Не прелюбодействуй
- Не укради
- Не лжесвидетельствуй
- Не завидуй
Как видно, четыре первые заповеди касаются отношения человека к Богу, шесть следующих регулируют отношения между людьми. Но и те, и другие взаимосвязаны: служить Богу невозможно без того, чтобы не творить добро ближним. Правда мысль о том, что эти ближние не обязательно должны быть соплеменниками, с большим трудом укоренялась в еврейской среде. Но и с таким национально-ограниченным характером мораль ТаНаХа все же выгодно отличалась от нравственных учений соседних языческих народов. Боги, которым поклонялись язычники, в целом кажутся нравственно безразличными существами. Это, прежде всего, боги силы – грозной и самодовольной, от которых не дождаться слов, подобных библейским: «К чему Мне множества жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. <…> Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову. Тогда придите, и рассудим, говорит Господь». Языческие боги обычно не заглядывают в сокровенные глубины человеческой души, довольствуясь внешним послушанием. Библия же (конкретно, Псалтырь, авторство которой приписывается знаменитому еврейскому царю Давиду) учит человека просить у Бога: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. <…> Ибо жертвы Ты не желаешь – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».
Важная деталь, отличающая древний иудаизм от христианства с его Новым Заветом: в ТаНаХе (Ветхом Завете) почти не разработана тема посмертного состояния души. Судя по всему, праведники и грешники должны были получать воздаяние от Бога исключительно на земле, одни – процветание и почет, другие – бедствия и поношение. Правда, ТаНаХ содержит намеки на телесное воскресение мертвых, которому будет предшествовать приход Мессии (евр. машиах – помазанник). Мессия – посланник Божий, который защитит евреев от многочисленных врагов и установит на земле царство мира, справедливости и благоденствия. «И рассудит Он народы <…> и перекуют они мечи свои на орала, а копья на серпы. Не поднимет народ на народ меча и не будут более учиться воевать», – написано у пророка Исайи.
Поздний иудаизм
Христиане убеждены, что обещанный древнееврейскими пророками Мессия уже приходил, это Иисус Христос, живший в I веке. Но люди, заложившие 2000 лет назад основы позднего иудаизма, посчитали Иисуса лжемессией, который проповедовал странные, утопические идеи и почему-то позволил себя распять. Вот типичное мнение об Иисусе иудейских авторов (первый – средневековый, второй – современный).
«Невозможно поверить в его мессианство, потому что пророк говорит о мессии, что он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли (Пс. 71:8). У Иешу же не было вообще никакой власти, ибо при жизни он сам был гоним врагами и скрывался от них… А в Агаде говорится: «Скажут мессии-властителю: «Такое-то государство взбунтовалось против тебя», а он скажет: «Да погубит его нашествие саранчи». Скажут ему: «Такая-то область не подчиняется тебе». А он скажет: «Нашествие диких зверей истребит ее».
«Последователи Иешу были людьми неискушенными в законе, а потому легковерными и падкими на чудеса. Ведь с точки зрения иудаизма мессия не обязан обладать сверхъестественными способностями. Он должен происходить из царской династии Давида и принести еврейскому народу освобождение от чужеземного ига. Вовсе не дело мессии заботиться о спасении душ своей паствы».
Здесь мы имеем главный камень преткновения, из-за которого столетиями не исчезала напряженность в отношениях между приверженцами двух родственных религий – иудаизма и христианства. И до сих пор формально не отменены церковные каноны, которые запрещают христианам мыться совместно с иудеями в банях, отмечать с ними иудейские праздники, лечиться у врачей-иудеев. А фанатичные приверженцы иудаизма и в наши дни считают своим религиозным долгом плеваться при виде креста, будь он на куполе храма, на груди священника или на могиле христианина.
Многое в иудаизме объясняет тот факт, что эта религия формировалась в условиях, когда евреи окончательно лишились своей государственности и многих древних святынь. В 70 г. римляне разрушили Иерусалимский Храм, центр иудейского культа, а в 133 г. стерли с лица земли и сам Иерусалим, священный город иудаизма. Большинство евреев оказалось за пределами родной страны, в диаспоре (греч. diaspora – рассеяние). Тяжелые исторические испытания не прошли для иудаизма даром – они усилили в нем национально-изоляционистские настроения.
Наряду с ТаНаХом важнейшим священным текстом иудаизма стал Талмуд (евр. – изучение). Это обширнейшее сочинение (в разных изданиях от 12 до 20 томов) было составлено во II–V вв. и включило в себя два больших раздела – Мишну (евр. – повторение) и Гемару (евр. – завершение), причем последняя имеется в двух вариантах – Иерусалимская Гемара и Вавилонская. Иудеи верят, что Талмуд зафиксировал устную Тору, которую пророк Моисей получил от Бога вместе с письменной Торой на горе Синай. По содержанию Талмуд представляет собой высказывания и бесконечные дискуссии раввинов, комментирующих ТаНаХ.
Раввины (евр. – учителя) – знатоки Торы (религиозного закона в широком смысле), руководящие религиозной жизнью еврейских общин в отсутствие жрецов, служение которых стало невозможным после разрушения Храма. И теперь среди иудеев-традиционалистов авторитет раввинов высок, а в прошлом их власть над единоверцами была особенно велика. Талмуд грозит страшными загробными муками тем, кто осмелился не повиноваться раввинам, и сообщает, что советов этих мудрых людей ищет сам Бог.
Центрами не только религиозной, но и в целом общественной жизни иудеев в диаспоре стали синагоги. Синагога (греч. synagoge – собрание) – молитвенный дом, но никак не храм, который у иудеев может быть только один – Иерусалимский, восстановленный на том же месте, где стоял старый. Сейчас это место занято двумя мусульманскими мечетями, а от самого Храма сохранился лишь фрагмент внешней стены (так называемая Стена плача). Иудеи связывают возрождение своей древней святыни и, соответственно, возобновление древней практики кровавых жертвоприношений Богу с приходом Мессии, которого они до сих пор ожидают.
Наряду с мессианскими надеждами, иудеи сохранили и другие основополагающие принципы древнееврейской религии, прежде всего, почитание единого Бога и веру в свою национальную богоизбранность, которую они понимают как исключительную обязанность еврейского народа совершенствовать мир под властью Творца. Но в позднем иудаизме появились и новые идеи. Так, на рубеже I и II тысячелетий возникло оккультно-мистическое учение Каббала или кабала (евр. – предание, традиция), направленное на постижение сокровенных тайн Бога – через молитву, созерцание и символическое истолкование Торы. Целый ряд элементов Каббалы (уклон в пантеизм, вера в реинкарнацию, разработка магических приемов воздействия на мир духов) находится в видимом противоречии с ТаНаХом. Однако среди иудеев это учение достаточно авторитетно, лишь знакомство с ним обставлено строгими ограничениями: ученик должен быть зрелым, семейным мужчиной, предварительно изучившим ТаНаХ и Талмуд.
Интересный факт: в иудаизме отсутствует общепринятый символ веры, т. е. собрание основных догматов. Вообще, основной упор в данной религии сделан не на сохранении вероучительной чистоты, а на ритуально-нравственной стороне взаимоотношений людей и Бога. Именно на ее детальном описании и объяснении сосредоточился Талмуд. В этой книге даже появилась такая фраза, приписываемая самому Яхве: «Пусть лучше евреи забудут меня, но будут следовать моему Закону».
Иудаизм знает великое множество ритуалов и обычаев, из которых мы назовем лишь некоторые, наиболее важные и колоритные. Иудеи практикуют обрезание крайней плоти у младенцев мужского пола на восьмой день после рождения; согласно ТаНаХу оно было установлено Богом как видимый знак Завета, заключенного с Авраамом и его потомками. К числу знаменитых 10 заповедей относится требование соблюдать субботний отдых (шаббат) в память о том, что Бог, сотворив мир за 6 дней, на седьмой день «почил» от своих трудов. В субботу верующим нельзя совершать работу, связанную с производством или трансформацией предмета (например, готовить пищу, зажигать или гасить огонь и т. д.), нельзя выносить вещи за пределы частного владения (кроме одежды, конечно), нельзя брать в руки деньги, тем более, их тратить и многое-многое другое. Действуют пищевые ограничения (кашрут), согласно которым запрещено есть плоть некоторых животных, рыб и птиц; вкушать мясо животного, убитого без соблюдения определенных ритуалов, в т. ч. необескровленное; поедать одновременно мясную и молочную пищу. При этом подходящие к употреблению продукты называются «кошерными», а неподходящие – «трефными». Во время молитвы мужчины-иудеи набрасывают на себя специальное молитвенное покрывало (талит), а также прикрепляют к голове и руке тфилин (филактерии) – коробочки с выписками из ТаНаХа. Для совершения совместной молитвы верующие должны образовать миньян, т. е. составить группу из не менее 10 человек (до недавних времен считались только мужчины). В иудейских домах на косяках дверей помещаются мезузы – футляры с текстом самой популярной молитвы «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль!»).
Протянуть живую связь между далекой древностью и современностью своей конфессии иудеям помогают религиозные праздники. Пасха (Песах) напоминает им об освобождении еврейского народа из египетского плена, которое совершилось под руководством божьего пророка Моисея примерно в XIII в. до н. э., а праздник Шаббоут (Пятидесятница) – о том, как Моисей получил на Синайской горе Тору. Пурим установлен в честь спасения евреев от угрозы полного истребления на территории Персии, а в день 9 Ава иудеи соблюдают глубокий траур в память о разрушении Иерусалимского храма.
Особенности вероучения, культа и религиозной организации иудаизма наложили серьезный отпечаток на историю, национальный характер и культуру евреев. Очень резко выделяя своих приверженцев из среды гоев (иноплеменников), иудаизм, с одной стороны, содействовал самосохранению еврейского народа в условиях отсутствия собственного национального государства, но, с другой, подпитывал недоверие и вражду в отношении Израиля со стороны его соседей. В прошлом известно много эпизодов, когда то в одной, то в другой стране иудеев принуждали сменить свою веру, считая ее зловредной, или просто грабили, убивали, высылали на чужбину как нежелательный элемент. Самым страшным гонениям, принявшим форму геноцида, еврейский народ подвергся во время II мировой войны. После того, как она завершилась, иудейские законоучители объявили о появлении новой, 614 заповеди Торы: «Не давать Гитлеру посмертной победы», т. е. не отрекаться от своего еврейства.
В настоящее время иудаизм имеет относительно немного приверженцев – не более 13–14 млн человек – и при этом является далеко не однородной традицией. В нем присутствует ортодоксальное течение (греч. orthodoxia – правильное мнение, правильное учение), выступающее за неуклонное следование всем старинным принципам и нормам своей религии. В XIX в. в США появилось реформистское течение, которое пошло на значительные нововведения с целью максимально приспособить иудаизм к стилю жизни современного индустриального общества. Так, реформисты отказались от обязательного исполнения ряда важных ритуалов, в т. ч. названных выше (обрезания и др.), разрешили женщинам сидеть в синагогах рядом с мужчинами и даже становиться раввинами, допустили использование в богослужении музыки и других языков помимо древнего иврита. «Золотую середину» между ортодоксами и реформистами стремится занять консервативный иудаизм.