Найти в Дзене

КНИГА ЛЕВИТ (ч.67): ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ, УБИВАЕМЫЕ В ЖЕРТВУ

С главы 17 книги «Левит» начинается второй большой раздел в тексте, который продолжается до конца книги. В первом разделе речь идёт о пути к святости; во второй — о пути святости. Повеления Господа в главах с 1 по 16 открывали Израилю, как они могли стать народом святым, в частности с помощью жертвоприношений и соблюдения ритуальной чистоты. Божьи наставления в главах с 17 по 27 показывали Божьему народу, как жить святому народу, повинуясь Его заповедям, касающимся нравственно-этического образа жизни. В первой главе второго раздела речь идёт о крови. Именно здесь находится это незабываемое утверждение: «Потому что душа тела в крови» (17:11). Именно кровью жертвенных животных очищался Израиль, и именно благодаря ей Израиль становился «святым народом». Логично, что первые законы, данные Израилю и призванные помочь Божьему народу оставаться святым, относились к крови.

Эти законы касаются смерти чистых животных, включая домашних животных (которых можно было использовать в качестве жертв) и диких животных (которых израильтянам разрешалось есть, но не разрешалось приносить в жертву). В главе 17 говорится о трёх путях, как животные проливали свою кровь, то есть умирали: (1) их могли заколоть в качестве жертв или ради употребления в пищу, (2) за ними могли охотиться и убить или (3) они могли умереть по другим причинам. В центре положений, касающихся убийства животных, был закон о том, что народ не мог есть кровь никакого создания, так как «душа… в крови» (17:11).

«И сказал Господь Моисею, говоря: “Объяви Аарону и сыновьям его и всем сынам Израилевым и скажи им: Вот что повелевает Господь”» (Лев. 17:1, 2).

Стихи 1, 2. Текст сообщает, что нижеследующие законы были даны Господом Моисею, который должен был объявить Аарону и сыновьям его (священникам Израиля) и всем сынам Израилевым. Это не были законы, просто регулирующие поведение священников; весь народ должен был знать их и следовать им. Их предназначением было сформировать поведение каждого отдельно взятого израильтянина.

«“Если кто из дома Израилева заколет тельца, или овцу, или козу в стане, или если кто заколет вне стана и не приведёт ко входу скинии собрания, чтобы представить в жертву Господу пред жилищем Господа, то человеку тому вменена будет кровь: он пролил кровь, и истребится человек тот из народа своего. Это для того, чтобы приводили сыны Израилевы жертвы свои, которые они закалывают на поле, чтобы приводили их пред Господом ко входу скинии собрания, к священнику, и закалывали их Господу в жертвы мирные. И покропит священник кровью на жертвенник Господень у входа скинии собрания и воскурит тук в приятное благоухание Господу, чтоб они впредь не приносили жертв своих идолам, за которыми блудно ходят они. Это да будет для них постановлением вечным в роды их”. Ещё скажи им: “Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, приносит всесожжение или жертву и не приведёт ко входу скинии собрания, чтобы совершить её Господу, то истребится человек тот из народа своего”» (Лев. 17:3–9).

«Кровь» — общая тема главы. Её законы говорят не о пролитии человеческой крови, а о пролитии крови животных — или их смерти, что то же самое. Текст начинается с описания заклания домашних животных.

Стихи 3, 4. Похоже, что в 17:3, 4 говорится о том, что израильтянин не должен был убивать ни одно животное в пищу или в жертву кроме как возле скинии, где оно должно было приноситься в жертву. Таким образом, запрещалось закалывать животное в пищу, не принося его в жертву. Такое толкование кажется возможным, если принимать во внимание то, что израильтяне в пустыне, вероятно, ели мясо нечасто, так как у них была манна и животные слишком высоко ценились, чтобы есть их регулярно.

Если это так, то отрывок вроде бы явно противоречит утверждениям во Втор. 12:15, 20, 21, где израильтянам разрешается убивать животных для обычной еды в любое время и в любом месте. Но при этом другие отрывки в том контексте всё равно ограничивали место принесения жертв Богу центральной скинией:

«Тогда, какое место изберёт Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите всё, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и всё, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу… Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберёт Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай всё, что заповедую тебе» (Втор. 12:11–14).

Возможно, Втор. 12:15, 20, 21, где позволялось израильтянам убивать животных для обычной еды в любом месте, является Божьей поправкой к закону, данному Им ранее. Такое изменение могло быть продиктовано предстоящим входом Израиля в землю обетованную. Другое возможное объяснение кажущегося различия этих двух отрывков состоит в том, что еврейское слово шакхат, переведённое в стихе 3 словом заколет, «практически всегда используется, когда животные убивались в жертву». В Международном Библейском Обществе в стихах 3 и 4 сказано следующее:

«всякий израильтянин, приносящий в жертву вола, ягненка или козлёнка в лагере или вне его, вместо того чтобы привести его ко входу в шатёр собрания и принести его в жертву Господу перед скинией Господа, повинен в кровопролитии. Он пролил кровь и будет исторгнут из своего народа».

Если это правильный перевод, тогда отрывок просто говорит, что всякий, кто принесёт в жертву животное в любом ином месте, а не перед скинией, будет виновен.

Так или иначе, основной целью этого правила, как видно, было требование централизации жертвоприношений перед скинией. Если человек не повиновался закону, то ему вменялась кровь, и он истреблялся из народа своего.

Согласно Закону, кровь обычно вменялась человеку — то есть на него возлагалась вина за пролитую кровь, — если он неправомерно убивал другого человека. Это сильное выражение употреблено, чтобы подчеркнуть тяжесть неповиновения Господнему повелению в данном случае. Если человек убивал и приносил в жертву животное вне стана, то это было так же плохо, как неправомерно убить человека.

Что подразумевается под словом «истребится», неясно. Оно могло означать уничтожение ветви потомков. Другое предположение — что оно могло означать отлучение от общества. Третий вариант — что оно означает смертный приговор, который приведёт в исполнение Сам Господь. Последний вариант наиболее вероятен.

Стих 5. Фраза «Это для того, чтобы» в начале стиха двусмысленна. Эти слова могут наводить на мысль, что истребление людей за то, что они закалывали животное, но не приносили его в жертву перед скинией (как указывается в стихах 3 и 4), должно было научить израильтян приводить своих животных к скинии и приносить их в жертву там.

Законы, которые мы находим здесь, явно были даны для того, чтобы предотвратить жертвоприношения израильтян «на поле». Почему? Бог не только хотел сосредоточить их богослужение на недавно отстроенной скинии, Он также хотел, чтобы их поклонение не выродилось в идолопоклонство. Вдали от соотечественников это искушение было сильнее, чем тогда, когда они приносили свои жертвы у скинии. Хотя это не упоминается в данном тексте, но когда они приносили свои жертвы «на поле», то священники не получали свою долю. Мясо от таких жертв было важной частью поддержки, которую народ оказывал священникам.

Израильтяне должны были приводить свои жертвы пред Господом ко входу скинии собрания. Они были обязаны сами закалывать свои жертвы мирные (3:2).

Стих 6. Священник кропил кровью мирной жертвы на жертвенник, а затем сжигал там её тук. А вот мясо делилось между священниками (и их семьями) и приносящим (а также его семьёй и друзьями).

Стих 7. Эти жертвоприношения, совершаемые перед скинией, должны были заменить собой любые жертвы, приносимые идолам. Подразумевается, что израильтяне в прошлом блудно ходили за своими идолами, принося им жертвы, возможно «на поле» (17:5).

Поклонение израильтян идолам в Ветхом Завете часто называется блудом. Идея в том, что Бог как бы взял Израиль в жёны, заключив с нею завет. Когда она начинала ходить вслед других богов, то это было подобно тому, как если бы она стала бегать за другими любовниками и прелюбодействовать с ними, и таким образом «блудить». Эта метафора особенно ярко выражена в книге Осии.

Вместо «своих идолов» в других переводах называются «козлообразные демоны» (Международное Библейское Общество), «козлиные бесы» (Восстановительный Перевод), «козлищи» (Российское Библейское Общество), «козлиные идолы» (Современный Перевод). Вудс высказывает такое мнение:

«Слово, переведённое как “сатиры” — это сеирим, обычно означающее “козлы”, но им часто называют вид демонов, которые, как считалось, жили в пустынных местах [см. Ис. 13:21; 34:14; 2 Пар. 11:15]. У израильтян был велик соблазн приносить жертвы этим “полевым демонам”, возможно в попытке оградить себя от их злого влияния».

Это упоминание о жертвах, принесённых идолам, может показаться читателю странным, так как до сих пор в книге «Левит» не говорилось о том, что Израиль грешил идолопоклонством. Однако поклонение Израиля золотому тельцу (Исх. 32) случилось всего за несколько месяцев до того, как были даны эти законы. Божий закон здесь ясно даёт понять, что Израилю запрещалось поклоняться идолам в роды их, то есть никогда, пока действовал завет между Ним и Его народом.

Стихи 8, 9. Два последних стиха этого куска текста подчёркивают истину, уже высказанную. Моисей должен сказать народу, что всякий, кто принесёт какую бы то ни было жертву, не приведя её ко входу скинии собрания, чтобы совершить её Господу, истребится из народа.

Интересно, что в законе уточняется, что его постановления распространяются не только на коренных израильтян, но и на пришельцев, которые живут между [ними] (см. 17:10, 12, 13, 15). Это выражение напоминает читателю о том, что во время бегства из Египта оттуда вместе с израильтянами вышло «множество разноплеменных людей» (Исх. 12:38). Упоминание об этих «пришельцах» в данном контексте может указывать на их склонность делать как раз то, что Израилю повелевалось не делать. Возможно, целью находящихся здесь ограничений было помешать им сбить с пути Израиль.

По закону Моисея, Бог требовал, чтобы израильтяне относились к этим «пришельцам» справедливо. Например, Он сказал: «Пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле египетской» (19:34).

Эти «пришельцы» заплатили за то, чтобы с ними обращались как с гражданами Израиля: они были обязаны подчиняться, по крайней мере, некоторым из законов, которые были даны Израилю. Какую бы религию они ни исповедовали, им, как и израильтянам, велено было приносить жертвы Господу только у скинии. Можно предположить, что им также запрещалось приносить жертвы «козлиным демонам» или другим лжебогам. Не подчинявшиеся подвергались такому же наказанию, что и израильтяне. Пришелец, решивший жить среди израильтян, должен был благословляться израильтянами, но если он нарушит какой-либо из этих законов, то будет наказан так же, как и израильтянин, нарушивший тот же закон. Неизраильтяне могли жить среди Божьего народа, пока пребывали в рамках законов, которые распространялись на них.

#тора #ветхий завет #библия #хакнем_иудаизм #жертвоприношение #жертвоприношения #изучение библии #библия онлайн #священное писание #толкование ветхого завета